Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
20.02.2019
Цели:
1.Продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
2. Учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора.
3. Развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.
4.Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности.
5. Развивать умение вести диалог.
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста , структурировать знания по теме урока .
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения,приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями
Корзина с еловыми шишками.docx
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №36»
Урок литературного чтения в 4 классе
По теме: К. Паустовский.
«Корзина с еловыми шишками»"
Подготовила: Напалкова Н. В.
учитель начальных классов Саранск
2019
Цели:
1.Продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с
еловыми шишками».
2. Учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора.
3. Развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств
такие качества, как благородство, благодарность.
4.Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и
осознанности.
5. Развивать умение вести диалог.
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к
классической музыке. Формировать творческое воображение через умение
представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя
различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение
работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие
способности учащихся.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях
конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать
совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание
на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи,
моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста ,
структурировать знания по теме урока . Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные
виды чтения,приемы критического мышления , умение полно и точно
выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг. Э.
Григ. Симфонический концерт №1, часть1.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Положительный настрой на урок
(Звучит музыка)
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами. (Слайд 1)
С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Подходят ли эти слова к данному произведению? Почему? (Мы говорили о
музыке, а музыка может наполнить сердце благородными чувствами)
Перед вами лежат карточки оценивания. Не забываем заполнять их после
каждого этапа урока.
3. Проверка домашнего задания.
На дом задание было распределено по группам.
1 группа. Говорят дети. Рассказ о Григе и его творчестве. О фактах
биографии нам расскажут …
(Звучит спокойная музыка).(Слайд с изображением Грига)
Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился? (В Норвегии, в г. Бергене)
1843 1907. Уже 107 лет, как в мире не стало Э.Грига.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом,
который прославил своим искусством, до того мало кому известную
страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как
композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности,
недалеко от города Бергена. Слайд виллы Грига.
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм
троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез,
считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для
сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы
рождались замыслы произведений Грига.
2 группа.
Мы работали над образом девочки Дагни Педерсен. (Рисунки Дагни.
Характеристика девочки).
3 группа. Осенний лес (рисунки, минисочинение). Карточки оценивания.
Что объединяет эти темы, над которыми вы работали дома?
Как вы думаете, почему было задано на дом это задание? (Взаимосвязь.)
Мы завершили работу над произведением? (Нет.)
Почему вы так думаете?
Давайте определим главных героев произведения. В классе размещены
карточки с именами героев рассказа. Соберите их и составьте список. (Дагни,
Эдвард Григ, тётушка Магда, дядюшка Нильс, осенний лес, музыка, тролль,
гном, Пер Гюнт). Учащиеся выбирают нужные карточки и выносят их на
доску.
Оставшиеся карточки с названиями героев имеют отношения к данному
литературному произведению?(Нет)
А почему они присутствую сегодня на уроке??
( Это герои норвежского фольклора, но они не упоминаются в произведении).
Перечислите героев.
Какого героя произведения и какой термин вы бы поставили в этом списке
первыми?(Григ,музыка)
Посмотрите на доску и сформулируйте тему урока.
Музыка Э.Грига в произведении К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми
шишками».
Тема нашего урока «Корзина с еловыми шишками. Характеристика героев»
(Слайд)
4. Постановка задач урока.
–Давайте определим задачи урока. (Дети определяют задачи урока)(Слайд)
Мы будем продолжать совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивать умение вести диалог.
Более глубоко вникать в смысл произведения
5.Актуализация знаний
Открытие детьми нового знания.
С какими великими людьми мы познакомились, изучая произведение
«Корзина с еловыми шишками»? (Григ, Паустовский) (Слайд)
Посмотрите на экран. (На экране слова: “Волшебник и великий
музыкант”)(Слайд)
О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)
Мы читаем произведение о реальном человеке. Что должен знать писатель
прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?
Биографию (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или
углубленным в себя, замкнутым)
Использованы ли эти знания писателем в произведении «Корзина с еловыми
Круг его интересов.
Его творчество.
шишками»?
Подтвердите отрывками из рассказа.
(1.Биография. 2.Черты характера. ( Во время прогулки Григ известный
всему миру композитор, с удовольствием беседует с дочкой лесника.
Какие черты характера Грига раскрываются?
Он прост в общении – беседует с дочерью лесника, не высокомерен, он
добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный “А теперь давай корзину.
Ты её едва тащишь”).
3.Круг интересов.)
Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?
(Из биографии Грига мы знаем, что дочь композитора прожила один год. Она
была белокурая и зеленоглазая, как и Дагни из рассказа Паустовского. Больше
детей у Григов не было).
Учитель. Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он,
будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях,
эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям.
Учитель: Обратимся к тексту.
Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу).
Случаен ли выбор места встречи? (Нет. Григ очень любил природу).
Почему композитор решил сделать девочке подарок?
( Она ему понравилась, и у них было общее любовь к природе).
2. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни,
внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в
разговоре самое главное. (Чтение по ролям «Встреча в лесу»)
(Прочитайте по ролям диалог с.47 По 1 человеку от группы
(Играет музыка)
Как тебя зовут, девочка?
Дагни Педерсен.
Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни
лент, ни бархатных зайцев.
У меня есть старая мамина кукла. Когдато она закрывала глаза. Вот
так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон.
Дедушка тоже всю ночь кряхтит.
Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но
только не сейчас, а лет через десять.
Ой, как долго!
Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.
А что это такое?
Узнаешь потом.
Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть
игрушек?
Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но
такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная
лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого
маленького кусочка
(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).
Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я
провожу тебя, и мы поговорим о чёмнибудь другом. Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже
догадались?
Выслушиваются предположения детей.
(1.Эта девочка живёт в лесуона для Грига – воплощение природы, у неё
зеленоватые зрачки. Она похожа на его дочь. 2.Дагни девочка из народа. А
творчество Григ черпал из народа.
3. Девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения,
которому он хотел бы оставить свою музыку, а музыка вечна)
Минутка здоровья
Работа в тетради с.69,з.2
Прочитайте выразительно отрывок.
Какие художественные средства использует писатель и для чего?
Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал
художественные средства (Олицетворение, эпитеты, сравнения)
Работа с учебником (описание музыки)
Найдите в тексте художественные средства при описании музыки на стр.51
Прослушивание музыкального отрывка. ( 20сек.)
Представим, что мы присутствуем на концерте вместе с Дагни.
Прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига
“Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту
музыку.
А теперь прочитайте о том, что слышала Дагни в посвященном ей
музыкальном произведении. Работа с текстом с.56
Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в
тексте? Восклицательные знаки. Какие чувства можно передать благодаря
восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.
IV. Стадия осмысления.
Написание синквейна «Музыка».(Слайд).
Звучит музыка Э.Грига «Танец Анитры».
Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в группах)
• Запишите существительное – музыка
• На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и
раскрывающих тему
• На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного
понятия • Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому
понятию
• Запишите синоним к этому слову
Координаторы групп читают свои варианты.
Вот какая может быть музыка.
Поаплодируем себе за работу.
Почему о Григе сказано, что он волшебник и великий музыкант.
(только волшебник мог написать такую красивую музыку.
Величие человека в его простоте. Музыкой Григ делает людей лучше)
Скажите все ли задачи поставленные на уроке были решены?
Итог урока (Слайд№15)
•
сегодня я узнал…
•
•
было интересно…
я понял, что…
• теперь я могу…
• меня удивило…
•
урок дал мне для жизни…
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока по литературному чтению: "Корзина с еловыми шишками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.