Конспект урока по литер. чтению "Мороз Иванович" для 2 класса. В.Ф.Одоевский. Цель создание положительной мотивации к учению посредством литературы. Наблюдение над характерами героев. Творческая работа для самостоятельного выполнения. Пословицы и поговорки которые подходят к этой сказки. подтверждается из сказки "Мороз Иванович"
Урок литературного чтения
«Какова работа, такова и награда»
(В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)
2 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Цель: создание условий положительной мотивации к учению посредством литературы.
Задачи:
формировать умения выражать своё отношение к героям, событиям произведения;
формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения;
обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Оборудование: выставка книг «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского; презентация; таблички
со словами – характеристиками; пластилин.
Тип урока: интегрированый.
Ход урока.
I.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами начали изучать произведение Одоевского «Мороз
Иванович». Какие вопросы возникли у вас при чтении сказки?
Чтение вопросов к сказке, подготовленных дома (р.т. стр.7 №9).
Какие вопросы вам показались наиболее интересными?
II. Развитие умений.
1. Наблюдения над характерами героев.
У меня тоже возникло несколько вопросов к сказке и его автору. И сегодня на
уроке мы вместе будем искать ответы на них.
Одинаково ли автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам
определить отношение Одоевского к своим героиням? (Одоевский даёт своим
героиням не обычные имена, а имена характеристики, похожие на прозвища, сразу
настраивая читателя на определённый лад. Перед нами просто дети с разными
характерами – Рукодельница и Ленивица.)
Сравнение Рукодельницы и Ленивицы: их отношения к работе, их характеров (р.т.
стр.6 №6) Дети по очереди выставляют на доску слова – характеристики, деля их на
2 группы. (Проверка слайд №2)
Одоевский противопоставляет характеры 2х героинь, значит, и сама сказка
держится на противопоставлениях. Давайте найдём эти противопоставления в
сказке.
1) Утро Рукодельницы и утро Ленивицы.
Найдите их описание, прочитайте.
Какой вывод вы для себя сделали?
Задумайтесь, а вы как проводите своё утро: как Ленивица или как Рукодельница?
2) Путь девочек к Морозу Ивановичу и три дня проведённые с ним.
Как попала к Морозу Ивановичу Рукодельница? Ленивица?
Расскажите, как провела 3 дня Рукодельница.
А как провела свои дни Ленивица?
К какому выводу вы пришли?
3) Взгляд девочек на Мороза Ивановича.
Каким вы увидели Мороза Ивановича в сказке?
Посмотрим на Мороза Ивановича глазами Рукодельницы и Ленивицы.
(р.т. стр. 7 №7) Работа в парах. Синим карандашом подчеркнуть слова, которые
характеризуют Мороза Ивановича с точки зрения Ленивицы, красным с точки
зрения Рукодельницы.
Проверка – 1 пара зачитывает ответы.
Почему вы выбрали разные слова?Вывод: Одного и того же человека можно видеть поразному, в зависимости от того,
кто смотрит.
2. Творческая работа.
Давайте полюбуемся домом Мороза Ивановича. Найдите и прочитайте его
описание в 3й части. Прочитайте так, чтобы мы залюбовались его домом.
А что ещё было в царстве МИ? (яблоня, печка)
Кто побывал в этом Царстве? (Р. и Л.)
Давайте с вами создадим это царство, вылепив его из пластилина, так как вы себе
его представляете.
1я группа – дом, 2я – Мороза Ивановича, 3я – яблоня, 4я – печка, 5я
Рукодельница, 6я – Ленивица. (слайд №3)
Молодцы, посмотрите, какое замечательное царство получилось в результате
нашего совместного труда!
Давайте сделаем вывод, какова главная мысль сказки?
Перед вами три пословицы, подумайте, какая из них наиболее точно выражает
главную мысль сказки:
1. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
2. Какова работа, такова и награда.
3. Любишь кататься, люби и саночки возить
3.
(слайд №4)
4. Давайте подтвердим наше предположение словами из сказки.
_ Найдите и прочитайте на стр. 50 все слова МИ.
В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и…
награда») (слайд №4)
III. Итог.
Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении:
противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В
этой борьбе добра и зла побеждает добро.
– Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?
– Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему?
– За кого вы больше всего радовались? Переживали?
– Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и
Рукодельницу?
– Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица?
– Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки?
– Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще
встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.
IV Рефлексия
На листочках, лежащих у вас на столе, нарисуйте смайлик:
Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями я
справлялся успешно. Я очень доволен собой!
Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими.
Мне было трудно, но я справился.
Задания на уроке оказались слишком сложными. Мне нужна помощь!(слайд №5)
V. Домашнее задание.
Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание.
Подготовить пересказ этого эпизода.