Конспект урока по литературному чтению на тему "Н.Носов. Затейники" разработан с учётом требованиями ФГОС. На уроке дети знакомятся с биографией писателя Н.Н.Носова, с его увлечениями, вспоминают уже знакомые произведения этого автора. Учатся читать выразительно, передавая чувства героев, составлять план рассказа. Первичное восприятие произведения - слушание аудиозаписи.Конспект урока по литературному чтению 1 класс на тему "Н.Носов. Затейники" разработан с учётом требованиями ФГОС.
Урок литературного чтения 1 класс («Школа 21 века»),
проведённый учителем начальных классов МБОУ "Лицей им. Д.А.Фурманова" Рябовой Жанной Александровной
Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цели урока:
1) Познакомить детей с биографией Н. Н. Носова и с его рассказом«Затейники»;
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа;
2) Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение к окружающим, умения работать в группах.
Планируемые результаты:
личностные результаты – пополнять жизненный опыт, примут во внимание необходимость уважать мнение одноклассника.
предметные результаты – прочитают произведение Носова «Затейники», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев литературного
произведения.
метопредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, работать в группах, участвовать в обсуждениях.
Межпредметные связи русский язык, музыка.
Ресурсы – учебник Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» 2 часть 1 класс
Дополнительные ресурсы –интерактивная доска, книги Н. Н. Носова, презентационный материал .
Организация пространства – фронтальная, групповая работа.
Основные понятия – характер героев, диалог.
Деятельность
учеников
Отгадывание загадки
Технология
проведения
1.Мотивация к
учебной
деятельности.
Цели:
актуализировать
требования к ученику
со стороны учебной
деятельности;
Деятельность
учителя
Создаёт условия
для
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к
достижению запланированных результатов
– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой
мы обязательно должны справиться. Девизом работы
предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”.
Как вы понимаете эти слова? Начнем наш урок с загадки.
Он не знает ничего.
Все вы знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?...(Незнайка)
Планируемые
результаты УУД
Регулятивные УУД –
волевая саморегуляция,
Личностные УУД –
самоопределение,
Познавательные УУД –
общеучебные, речевые
высказывания.
Осознание целей.деятельность.
Устанавливает
тематические
рамки.
Стимуляция
интереса
учащихся
Знакомство с
биографией писателя,
вспоминание
произведений Носова,
лит.героя «Незнайки»,
Создание условий
для возникновения у
учеников внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность
2.Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии.
Цель:
определение
смысловой,
тематической,
эмоциональной
направленности
текста.
актуализация
читательского опыта.
Коммуникативные УУД
– передача информации.
Познавательные УУД –
целеполагание,
Коммуникативные УУД
– речевая деятельность
с целью получения
информации.
Личностные УУД –
смыслообразование.
Регулятивные УУД –
волевая саморегуляция
в ситуации затруднения.
-Кто такой Незнайка?
Какой он НЕЗНАЙКА?
Ребята, а какие книжки про НЕЗНАЙКУ вы читали?
А друзей НЕЗНАЙКИ вы знаете?
Кто придумал НЕЗНАЙКУ и его друзей из Цветочного
города? (портрет Носова)
Кто из вас читал произведения Н. Носова?
Вспомните, кто главные герои его произведений? Как вы
думаете, почему?
Какие произведения этого писателя вы читали?
а также химией,
фотографией.
- В годы учения в гимназии Николай Носов увлекался
театром,
музыкой,
шахматами,
сочинительством,
электротехникой,
чем
определилось его писательское призвание, переменил
много занятий.
В «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов,
среди которых «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина
каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Для младшего и
среднего возраста в 1947 году вышли сборники
«Ступеньки» и «Весёлые рассказы».
Наибольшую известность получила трилогия о Незнайке.
(«Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в
Солнечном городе», «Незнайка на Луне»).
Прежде
пением,
любительским
3. Выявление места и
причин затруднения.
Под руководством
учителя выявляют
место затруднения.
Организует
выявление места
затруднения.
Фиксирование во
внешней речи
причины
Вы знаете, какое произведение Н.Н.Носова мы будем
сегодня читать на уроке?
Если из слогов составите слово, получим название нового
произведения.
Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)
Познавательные УУД –
анализ, синтез.
Коммуникативные –
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью.4.Построение
проекта выхода из
затруднения
5.Реализация
построенного
проекта.
Цель:Первичное
целостное
восприятие текста.
6. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
затруднения
Организует
постановку цели
урока.
Организует
составление
совместного
плана действий,
определение
средств
С помощью учителя
ставят цель урока.
Составляют и
проговаривают план
действий. Называют
средства
Ребята, а кого называют затейниками?
Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
Как узнать значение непонятного или нового слова?
(посмотреть в словаре, спросить взрослых, найти
объяснения в тексте)
Советский языковед, лексиколог, исследователь норм
русского литературного языка, составитель «Словаря
русского языка» (1949) Сергей Иванович Ожегов так
объясняет, слово затейник:
Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам,
затеям.
Руководитель массовых игр, развлечений.
Наша цель – доказать, что главные герои, действительно,
весёлые люди, склонные к забавным выдумкам. А какие
они ещё, мы поймём при разборе произведения.
Организация
слушания и
последующего
обобщения
Слушание.Оценивание
своих эмоциональных
впечатлений
Познакомимся с новым произведением Н.Носова и
проверим наше предположение
Слушание рассказа в записи
Организует
обсуждение
произведения
Понравилось вам произведение?
Наши предположения были правильными о героях и
характере произведения?
Грустный или весёлый рассказ?
Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?
Кто герои рассказа?
Назовите их имена.
Большие они или маленькие?
В какую игру играли дети?
Кого они изображали?
Регулятивные УУД
волевая саморегуляция
в ситуации затруднения
Коммуникативные УУ
Даргументация своего
мнения и позиции
ПознавательныеУУД –
поиск и выделение
необходимой
информации
КоммуникативныеУУД
слушать и понимать
речь других
Коммуникативные –
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью,
аргументация своего
мнения и позиции
ПознавательныеУУД
моделирование,
установление причинно
следственных связей7. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Организация
работы в группах
Работа в группах по
заданиям
8. Включение в
систему знаний на
повторение.
Организует
фиксирование
нового
содержания.
Отвечают на вопросы
учителя.
Что они для этого сделали?
Задания группам:
1гр. Как дети организовали игру? Какой дом у них
получился. Прочитайте отрывок по цепочке.
2 гр. Чего испугались ребята? Как об этом написано в
рассказе?
3гр. Подготовьтесь читать по ролям разговор детей в
коридоре.
4гр. Прочитайте, что увидели дети, когда открыли
дверь в комнату.
Составьте план рассказа (на бумажных полосках)
Отчёт по группам, сверьте с эталоном. Кто справился без
ошибок?
Что вы узнали о детях? Подумайте, за что вы бы могли
похвалить ребят?
За что можно их поругать?
По вопросам учебника стр.76…
Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
Что сказали бы соседи, которые это все слышали?
Что скажете вы?
Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий
день дети опять остались одни дома…»
Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот
рассказ поучительным? Почему?
9.Рефлексия учебной
деятельности
Организует
фиксирование
нового
содержания.
Организует
рефлексию,
самооценку
Отвечают на вопросы
учителя. По схеме
рассказывают что
узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Понравился вам урок? У Носова Н. Много других
произведений о детях. Книги с другими его
произведениями можете взять в библиотеке. Там вы
найдете……..(Выставка книг Н. Носова). Продолжает
писать о НЕЗНАЙКЕ и его внук Игорь Петрович Носов.
ПознавательныеУУД
понимание текста,
извлечение
необходимой
информации.
КоммуникативныеУУД
учёт разных мнений,
достижение
договорённостей и
согласование общего
решения .
РегулятивныеУУД
контроль, оценка
Личностные УУД
нравственноэтическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
ПознавательныеУУД
установление
причинноследственных
связей.
Коммуникативные –
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
Регулятивные УУД –
актуальный
рефлексивный
контроль.
Познавательные УУД –
чтение.
Личностные УУД –учебной
деятельности.
развитие
соопереживаний,
отзывчивости.