Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
14.07.2019
Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"
1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения «Акула» 2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам 3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:
Акула.docx
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «Акула»  (Программа Школа России) Тютрина Марина Николаевна, учитель начальных классов. Цели урока: 1.   Познакомить   детей   с   творчеством   Л.   Н.   Толстого   и   содержанием   его произведения «Акула» 2.   Формировать   навыки   правильного,   выразительного,   беглого,   сознательного чтения,  для   более   глубокой   и   точной   передачи   мыслей   и   чувств,   заложенных автором   в   произведении,   а   также   для   выражения   собственного   отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам 3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки: а) расширить знания  и представления об окружающем мире; б) вести активное речевое развитие школьников. 4.   Работать   над   выразительностью   речи   детей,   интонацией,   над   развитием познавательных способностей детей. 5. Учить работать со справочной литературой 6. Развивать воображение, речь, мышление, память 7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости. Предметные задачи урока:  ­ создать условия для формирования умения анализировать текст; ­создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;   ­создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении; ­ способствовать уточнению словаря учащихся на уроке; ­ учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам. Метапредметные задачи урока: Познавательные:обеспечить   развитие   у   учащихся   умений   сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные: содействовать   развитию   у   детей   умения   осуществлять самоконтроль   и   взаимоконтроль,   самооценку   учебной   деятельности,   умения принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи. Личностные   УУД: создать   условия   для   формирования   положительного отношения к учению, бережного отношения к животным,  умения видеть красоту окружающего   мира,   содействовать   воспитанию   навыков   культуры   общения   на уроке,   содействовать   привитию   этических   качества   личности   ­   доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия. Оборудование:   портрет   писателя,   иллюстрации   с   изображением   акулы, компьютер, проектор, экран, печатные листы для работы в парах, для рефлексии, презентация. ХОД УРОКА I.Организационный момент. Вчера, открытья совершив, Мы получили знания, Что многое зависит От  знаков препинания. И страх, и гнев, Вопрос, восторг Те знаки выражают.  Сегодня мы должны узнать, Всегда ли так бывает? II.  Подготовка  к восприятию. ­Закройте глазки, вслушайтесь в эти звуки. (Звуки моря­ спокойные) Всмотритесь в эту картину,                                                                                 ­ Что вы ощущаете, глядя на синеву моря, на палящее солнце? Какие чувства у  вас возникают? (Спокойствие, блаженство, хочется окунуться и ощутить  прохладу воды? ­ Я вижу, как заискрились ваши глазки,  как вы взбодрились.  Речевая разминка Упражнения для дыхания: Вдох по стрелке ртом или носом. Выдох по стрелке ртом или носом. ­ Представьте, что мы стоим на берегу и дышим прохладным морским воздухом. Р            Н           Р          Н Н           Р            Р          Н Р – рот, Н – нос. ­ А как вы думаете, может ли спокойное море нести угрозу и беду? ­ На  этот вопрос мы попробуем ответить, познакомившись с новым  произведением, каким? Вы узнаете, сопоставив эти два прямоугольника. 1. Сообщение темы и цели урока.                                                                                                                                                                                                        ф к а т у о е ч л а ж с т ь х о й н э т ­ Какие слова получили? (Толстой и акула) ­ Как они связаны? (Л.Н.Толстой – автор произведения «Акула») ­ Предположите, о чем будет идти речь в произведении? ­ Мы уже встречались с этим писателем, нам поможет вспомнить его творчество ­  кластер , который составят на доске…(2 человека у доски) ­ Что вы знаете об акулах? (Рассказ об акулах) ( Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей  плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не  случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в  воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий  хлам. Белая акула ­ самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют  "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа  многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое  прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит  серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой  рыбешкой.) Расскажите коротко о писателе. Чему учат произведения Льва Николаевича?  (уважению, доброте, честности) ­ Куда мы определим произведение «Акула» и чему оно учит , мы ответим чуть  позже. Работа с пословицей. ­Сядьте поудобнее, приготовьтесь к разминке. Отвага    ­ Прочитайте предложение записанное на доске. ­ Как называется предложение, которое вы прочитали? (пословица) ­ Что такое пословица? ­ Как вы понимаете эту пословицу?  (если человек отважный и решительный, то  обязательно справится с трудностями) 1 вариант читает эту пословицу с вопросительной интонацией, 2 вариант – с утвердительной ­ Эту пословицу я выбрала неслучайно. Почему? ­ На этот вопрос вы ответите в конце урока. ­ Какие ЦЕЛИ мы поставим перед собой. ­ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ «АКУЛА»; ­ БЫТЬ ВДУМЧИВЫМИ ЧИТАТЕЛЯМИ; УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ГРАМОТНО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО.   –   половина спасения. IV. Работа по теме урока. ­ Откройте учебник на с.42 ­ Сейчас это произведение вы послушаете в записи. ­Задание как обычно: Внимательно следить за чтением, отмечать слова, значение  которых непонятно. Аудиозапись. ­ Ваши впечатления (понравилось или не понравилось) ­ Я вижу, произведение взволновало вас.  –   Какие   чувства   вы   испытали? (Тревогу,   беспокойство,   волнение,   отчаяние,  радость.) ­ Что поразило? ­ Было ли вам страшно? За кого? Когда? (КОГДА МАЛЬЧИКИ НАЧАЛИ    КУПАТЬСЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ, КОГДА РАЗДАЛСЯ КРИК «Акула») ­ Определите жанр этого произведения? (рассказ) Докажите. (небольшое по объёму повествовательное произведение,  говорится  об одном событии, один главный герой) ­ Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа) ­ Совпали ли ваши предположения?  Значения каких слов было непонятно.    Ропот – неясный шум, негромкая недовольная речь. Не выдавай – не подведи. Понатужься ­  постарайся. Палуба – часть судна. Визг – крик. Пронзительный – резкий на слух. Колыхалось – слегка покачивалось. Артиллерист – военнослужащий (пушки, миномёты) Побледнел как полотно – стал очень бледным. Фитиль – горючий шнур для орудий.                                                 Хобот – упирающаяся в землю, вытянутая задняя часть подставки пушки или  пулемёта. Многозначное слово. Повторное чтение. ­ Сейчас этот  рассказ  вы будете читать самостоятельно, цепочкой по 1  предложению. ­В тексте встретятся трудные слова. Давайте предупредим ошибки. тОпленный         морскОго купАться             артиллерИст понатУжься        тогО ­ Возьмите в руки карандаши, определили, на сколько смысловых частей его  можно разделить и   попробуйте определить, как меняется настроение  произведения, ­ I группа, вам дополнительно, проследите,   всегда ли волнующие, напряженные  моменты показаны с помощью восклицательных знаков. ­ Сегодня на уроке нам надо научиться так читать это произведение, чтобы автор  с нами согласился. ­ Вам понравилось, как прочитал актёр? Почему?  (Потому что он понял настроение произведения и постарался нам его передать) ­ Чтение по цепочке. ­ Сколько смысловых частей вы отметили? (5­6) ­ Сейчас мы постараемся разобраться как меняется настроение от эпизода к  эпизоду. Работа в парах ­ Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить?      (восстановить последовательность частей). ­ Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (работа в парах ­ на карточках)                                                                                                         План О  Появление акулы. О  Мальчики в открытом море. О  Остановка корабля. О  Стрельба из пушки. О  Купание в парусе. О    Дети спасены. Проверка: ­ Чья пара уже готова? ( таблица №1) Название части 1.Остановка корабля. 2.Купание в парусе. 3.Мальчики в открытом море. 4.Появление акулы. 5.Стрельба из пушки. 6.Дети спасены. По ходу работы заполняется таблица. Название части 1.Остановка корабля. 2.Купание в парусе. 3.Мальчики в открытом море. 4.Появление акулы. 5.Стрельба из пушки. Настроение Спокойное Весёлое, радостное Волнение, беспокойство Тревога, страх Ужас 6.Дети спасены. Радость и облегчение     вслух.        1)­   Обратимся к первому эпизоду.                                                ­ С каким настроением  автор начинает рассказ? (спокойно) ­ Какие слова нам помогают это понять? ­ На протяжении всего эпизода настроение спокойное? Или появляется ощущение тревоги? ­ Какие слова подсказывают, что настроение меняется? (погода изменилась) ­ Итак, настроение меняется. Мы видим, что описание природы способно влиять  на настроение. 2) Посмотрим на второй эпизод.                                                  ­ Какое настроение здесь присутствует? (Радостное, веселое) ­ Почему устроили купальню в парусе? (так было безопаснее) ­ Докажите. Прочитайте его так, как учитель ­ ученику. (чтение в парах) Хожу прислушиваюсь к чтению. ­ Учителя проанализируйте чтение своих учеников. (Фонарики) ­ 1     V. Физминутка ­ Встаньте и мы отдохнем. Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить – нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) VI. Продолжение работы по теме 3) Перечитайте, как повели себя мальчики при купании  ­ Как мальчики оказались в открытом море? ­ Как  автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? ­  На какой глагол нужно обратить внимание? (вздумали) ­ Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (значит   ни   о   чём   не   задумываясь,   поплыли   в   открытом   море, совершили необдуманный  поступок) Именно слово ВЗДУМАЛИ даёт нам понять авторское отношение к поступку мальчиков, в этом слове звучит укор, осуждение. ­   Итак,   мальчики   стали   плавать   в   открытом   море,   на   них   смотрел   старый артиллерист. ­ Как он отнёсся к забавам сына и его товарища? (стал любоваться). ­ Докажите текстом. (Отец   мальчика,   старый   артиллерист,   стоял   на   палубе   и   любовался   своим  сынишкой.   Когда   сын   стал   отставать,   отец   крикнул   ему   :   «Не   выдавай! Понатужься!». ­   Что   значат   эти   слова?   (   Это   значит   не   поддаваться,   постараться   победить, обогнать, гордился сыном, болел за него, как на соревновании) ­ Какой литературный прием использует автор? (Сравнение – как ящерица) ­ Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын  такой        ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он  хорошо плавает.  Обращение к плану.                                                                       ­ Какое чувство охватило отца, когда появилась акула? (охватил страх, когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам) ­ Как появилась акула?( неожиданно, внезапно) ­ Каким словом  автор передает появления акулы? (вдруг....) – Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх, опасность?  (Морское чудовище.) ­ Чтение диалога. ­ Попробуем прочитать по ролям. Сл.автора… Сл. Кто­то… Сл.артиллериста… ­ С какого слова начинается этот эпизод? (вдруг…) ­ Подберите синоним к слову вдруг. (неожиданно, внезапно,  в то же время, глядь, сей же час…) ­ С какого слова вы бы начали , почему? (вдруг – самое удачное, оно короткое как выстрел) ­   Акула   плыла   прямо   на   мальчиков.   Какие   действия   предприняли   люди   для спасения мальчиков? ( отец закричал Назад! Назад! Вернитесь! Акула!) ­ Как ведут себя матросы? (они бросились к шлюпкам, понеслись что было силы, чтобы спасти ребят) ­ А как ведёт себя артиллерист?  (бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей) ­  I группа я просила вас подумать:  Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака? Иногда бывают такие ситуации – наступает момент, когда никто не знает,  что делать, тогда наступает «момент тишины». ­ Найдите в отрывке моменты «напряженной тишины». Если трудно, вытяните ручки то ловите спасательный круг: таких моментов здесь два, наденьте его на себя.(« Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь смотрел на детей» ) ­ Как понимаете значение выражения? ­ Какие чувства он испытывает в этот момент?   (ШОК ­   это высшая степень страха и ужаса, его сковал страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.)  ­ А второй момент? («Все замерли от страха и ждали, что будет»)  ­ Как же автор передал ощущение момента тишины?(Он использовал такие  речевые обороты и  слова, чтобы показать пик напряжения ­ ужас ситуации) ­ Мы нашли в рассказе самые напряженные моменты, и теперь настал «момент  тишины». Давайте почувствуем ее. (Положите руки на колени, закройте глаза и  «послушайте тишину»)  5) ­  Сразу ли мальчики увидели акулу? Найдите и прочитайте.       ­ Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? ­ А как автор это передает? ­ Прочитайте. (Мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны). ­   Как   вы   понимаете “визг разбудил артиллериста” –   он   же   не  спал,почему автор использует именно это выражение? Артиллерист   как   будто   очнулся   от   шока,   проснулся   от   пронзительного   визга мальчиков, почувствовал, что может и должен помочь ребятам) ­ Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (стремительность  действия, нельзя было терять ни секунды). ­ Какую часть речи использует автор, чтобы показать стремительность? (глаголы) ­ Найдите и зачитайте все действия отца мальчика. сорвался с места побежал к пушке повернул хобот, прилёг к пушке прицелился  и взял фитиль упал и закрыл лицо руками Как нужно читать все эти глаголы?   ­ Почему автор использует только глаголы? (глаголы ускоряют повествование, все действия происходят в считанные секунды)  6) Прочитайте 5 эпизод про себя.                                                        ­ Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?) (не мог стоять от всего пережитого, ему было страшно смотреть, что же там после его выстрела, он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков).                                                                                                                                   Итог   по   таблице.   –   Дайте   оценку   настроению   рассказа?   Постоянно   оно   или непостоянно.  ( Конечно, настроение постоянно меняется, события развиваются – события меняются) ­ Какой вывод можно сделать? Л. Н. Толстого, как всегда интересует внутренний мир человека в опасные, страшные,   трагические   моменты   жизни.   Как   много   пережил   старый артиллерист за короткое купание мальчиков!          ­ Каковы могли быть последствия выстрела? ­ Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности. Он принял быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.) ­ Каким вы его себе представляете. Составьте словесный портрет  артиллериста. (Немолодой, уставший, старый, седой) ­ Выберите качества, которыми он обладает из перечисленных и назовите.                                                                                                                                                  мужественный сильный духом             трусливый    мудрый    честный                         слабохарактерный веселый                          опытный  беззащитный                 смелый бывалый                          решительный находчивый ­ В  каком   другом   произведении   Л.   Толстого   мы   встречались   с  похожей ситуацией? VII. Итог урока Вернуться к пословице (эпиграфу). – Почему урок я начала с этой пословицы? ­   Для   кого   и   как   закончилась   эта   история?   (   Дети,   совершив   необдуманный поступок, остались живы, благодаря решительному поступку отца. Дети вынесли урок.) ­ Для чего он написал свое произведение? ­Что автор хотел донести до читателя?            Выберите тот вариант, с которым вы согласны.                                                                                                                                                         Безответственность,   беззаботность, привела к трагедии. О смелости мальчиков, они несмотря на опасность учились плавать в открытом море, чтобы быть сильными и ловкими. Быть готовым в любой момент прийти на помощь. ­ В чём заключается главная мысль рассказа? О чём этот рассказ?   (о любви к  сыну, это побудило совершить поступок; о смелости, отваге, героизме)   легкомыслие   мальчиков   чуть   не ­   Ребята,   мы   с   вами   очень   часто   говорим   об   ответственности.   О   том, какие опасности,   подстерегают   детей,   к   каким   последствиям   может привести бездумное поведение) ­ О чём вы сегодня задумались?(высказывания детей) ­   Сегодня   мы   прочитали   о   решительном   и   мужественном   человеке,   который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков. ­ Есть ли в наше время необходимость в таких людях?  (да,   т.к.   в   нашей   жизни   очень   часто   возникают   ситуации,   в   которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях). Самооценка деятельности учащихся. ­ А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас кораблик с мачтой, НЕТ ФЛАГА. Поднимите… флаг, если….                                                                                                                                      1. Отлично работали  и многому научились ­ зеленый. 2. Хорошо работали на уроке ­ синий. 3. Надо постараться ­ красный. Поднять флаг. Домашнее задание                                                                                                  Всему классу: выразительное чтение рассказа. ­ приготовить пересказ ­ нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Акула"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019