Конспект урока литературного чтения по программе «Школа России»
Тема урока «И. А. Бунин «Листопад».
Урок разработан учителем начальных классов
МБОУ «СШ №10 с УИОП» г. Ельца Липецкой области
Бутыриной Галиной Николаевной.
Методическая цель:
-развитие устной речи обучающихся через воздействие на эмоциональное состояние школьников посредством привлечения различных видов искусства.
Образовательные задачи:
Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз;
Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание и речь;
Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Планируемые результаты: в процессе урока обучающиеся должны осознать необходимость общения с книгой, увитеть красоту русского языка, научиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина.
Оборудование:
· аудиозапись стихотворения И.А. Бунина «Листопад»;
· репродукция картин И.Левитана «Золотая осень»;
· аудиозапись музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня»;
· «Толковый словарь В. Даля», «Словарь современного русского языка»;
· компьютерная презентация о жизни и творчестве И. А. Бунина.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы!
Читать мы будем, рассуждать,
На вопросы отвечать.
II. Постановка цели. Актуализация знаний.
- Какое сейчас время года? Какие изменения в природе говорят об этом? Как называют этот период осени? Почему мы применяем метафору, говоря «золотая осень»?
Сегодня мы отправимся путешествовать в осенний лес, попытаемся увидеть красоту осени, услышать её звуки и почувствовать запахи.
III. Подготовка к восприятию стихотворения А. И. Бунина «Листопад».
- Многие поэты, писатели, художники и музыканты восторгались красотой золотой осени. Например, русский художник И. Левитан нарисовал картину «Золотая осень», а композитор П. И. Чайковскийсочинил музыкальную пьесу «Осенняя песня». В этих произведениях с помощью красок и звуков авторы передали красоту осеннего звуки и запахи.
Послушайте музыку и внимательно рассмотрите картину.
- Какие звуки вы услышали в осеннем лесу? Что увидели? Похоже ли то, что вы представили благодаря музыке П. Чайковского на то, что изобразил художник И. Левитан на своей картине? Что изображенот в центре картины? В верхней части? Почему вода в реке синего цвета? Что нарисовано вдали? Как выглядят деревья? Почему И. Левитан назвал свою картину «Золотая осень»? Какими красками он воспользовался, чтобы передать красоту осенней природы? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Какие чувства пробуждает?
- Многие поэты и писатели испытывали то же, что и вы. Они делились с читателями своими впечатлениями посредством написания стихотворений и прозаических произведений.
Чтобы отгадать, с творчеством какого поэта мы будем знакомиться сегодня на уроке, надо знать особенности букв русского алфавита.
Первая буква его фамилии обозначает твёрдый согласный звук парный по глухости-звонкости звуку /п/.(Б)
Вторая буква следует а в алфаыите за буквой т.(У)
Третья буква обозначает звонкий, сонорный, непарный, мягкий, согласный звук, который помогает осуществлять проверку парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слов.(Н)
Следующая буква является одной из безударных гласных. Она встречается в словах: пирог, помириться, кричать. (И)
Последняя буква стоит в алфавите перед буквой о. (Н)
Назовите фамилию поэта. (Бунин)
- Да, наш земляк И. Бунин любил осень и посвятил ей немало своих произведений.
IV. Знакомство с биографией писателя И. Бунина.
(Рассказ ученика сопровождается компьютерной презентацией).
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье деревне Озёрки под Ельцом.
Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата Юлия.
Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принёс ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
В 1909 г. Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком. На исходе XIX в. он всё чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки.
Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.).
Получили литературное признание и его рассказы «Иоанн Рыдалец» (1913 г.), «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» (оба 1915 г.), «Лёгкое дыхание» (1916 г.), «Сны Чанга» (1918 г.).
Революционные события Бунин встретил с крайним неприятием. В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции, главным образом в Париже и Грассе. В эмиграции говорили о нём как о первом среди современных русских писателей.
Повесть «Митина любовь» (1925 г.), книги рассказов «Солнечный удар» (1927 г.) и «Божье древо» (1931 г.) современники воспринимали как живую классику. В 30-е гг. стали появляться коротенькие рассказы, где Бунин показал исключительное умение сжимать огромный материал в одну-две страницы, а то и в несколько строк.
В 1930 г. в Париже вышел роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы, которые вошли в книгу «Тёмные аллеи»( 1943 г.). И , А, Бунин считал это творение лучшим из всего им созданного.
Последние годы жизни Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.
Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи Бунина не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. ... Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
-Давайте попробуем совершить путешествие в XIX век, когда жил И. А. Бунин. Однажды осенью поэт бродил по окрестностям. Вдруг ку леса и увидел прекрасную картину: широкая поляна и дальний лес, освещённый солнцем, застывший в осенней тишине. При малейшем дуновении ветерка с веток деревьев, медленно кружась в воздухе, падали листья. Бунин с восторгом смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил, предчувствуя её скорое исчезновение. Под впечатлением увиденного поэт написал стихотворение «Листопад».
V. Первичное восприятие произведения И. Бунина (аудиозапись).
- Понравилось ли вам стихотворение? Что особенно запомнилось? Какие картины представили? Какие чувства испытали?
VI. Физкультминутка.
-Представьте, что вы деревья, растущие в лесу, описанном И. Буниным.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно:
Помчит и закружит их ветер осенний.
(Дети выполнят движения под слова стихотворения).
VII. Самостоятельная работа в группах.
Прочитайте стихотворение И. А. Бунина, отметьте логические ударения, паузы, незнакомые слова. Подготовьтесь к анализу стихотворения.
VIII. Анализ произведения.
-Прочитайте первые четыре строки. Какие образные средства применил автор, чтобы описать красоту осени? Как понимаете значение слов лиловый, багряный? (Поиск в словарях)
- Что сказано о берёзах? О какой резьбе идёт речь? Как понимаете значение слова лазурь? (Поиск в словарях) С чем сравнивает поэт ёлочки? Как выглядят клёны? Какое образное средство речи применяет поэт? Почему сравнивает просвет между листьями с оконцами? Как понимаете значение слова «сквозной»?
- Найдите в стихотворении олицетворение. Почему поэт называет осень вдовой?
- Как И. Бунин олицетворяет осеннюю паутину? С чем сравнивает её? Почему?
- Что сказано о мотыльке? Какие образные средства речи применил здесь автор?
-Найдите эпитеты, прилагательные. Почему в стихотворении их так много?
- Прочитайте последние четыре строки. Какими синонимами можно заменить слово «завороженный»? Почему же поэт выбрал именно его?
- Можно ли назвать И. Бунина мастером слова? Почему?
IX. Работа над выразительностью чтения стихотворения.
-Как поэт относится к осени? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.
-Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства поэта, его настроение, так, чтобы слушатели увидели красоту осени. (Чтение стихотворения желающими детьми. Оценка выразительности чтения обучающимися класса.)
X. Итог урока. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились? Кто написал это прекрасное стихотворение? Хочется ли вам прочитать его ещё раз и увидеть или почувствовать красоту Бунинской осени? А кто хочет выучить это стихотворение наизусть?
Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы: я узнал…, мне понравилось…, я работал…
XI. Домашнее задание.
По желанию выразительно читать или выучить наизусть стихотворение И. Бунина. Найти слова, которые показывают, какие запахи и звуки бывают в осеннем лесу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.