Конспект урока по литературному чтению на тему "И. А. Бунин. Стихотворение "Листопад".
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению на тему "И. А. Бунин. Стихотворение "Листопад".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению на тему "И. А. Бунин. Стихотворение "Листопад".
В процессе урока обучающиеся получают возможность осознать необходимость общения с книгой, увидеть красоту русского языка, научиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина. Методическая цель: -развитие устной речи обучающихся через воздействие на эмоциональное состояние школьников посредством привлечения различных видов искусства. Образовательные задачи: Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз; Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание и речь; Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.Файл включает в себя разработку урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса на тему "И. А. Бунин. Стихотворение "Листопад"
И. А. Бунин Листопад.docx

Конспект урока литературного чтения по программе «Школа России»

Тема урока «И. А. Бунин «Листопад».

Урок разработан учителем начальных классов

МБОУ «СШ №10 с УИОП» г. Ельца Липецкой области

Бутыриной Галиной Николаевной.

Методическая цель:

 -развитие устной речи обучающихся через воздействие на эмоциональное состояние школьников посредством привлечения различных видов искусства.

Образовательные задачи:

Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз;

Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание и речь;

Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Планируемые результаты: в процессе урока обучающиеся должны осознать необходимость общения с книгой, увитеть красоту русского языка, научиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина.

Оборудование:

·        аудиозапись стихотворения И.А. Бунина «Листопад»;

·        репродукция картин И.Левитана «Золотая осень»;

·        аудиозапись музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня»;

·        «Толковый словарь В. Даля», «Словарь современного русского языка»;

·        компьютерная презентация о жизни и творчестве И. А. Бунина.

 

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы!

Читать мы будем, рассуждать,

На вопросы отвечать.

 

II.                Постановка цели. Актуализация знаний.

- Какое сейчас время года? Какие изменения в природе говорят об этом? Как называют этот период осени? Почему мы применяем метафору, говоря «золотая осень»?

Сегодня мы отправимся путешествовать в осенний лес, попытаемся увидеть красоту осени, услышать её звуки и почувствовать запахи.

 

III.             Подготовка к восприятию стихотворения А. И. Бунина «Листопад».

- Многие поэты, писатели, художники и музыканты восторгались красотой золотой осени. Например, русский художник И. Левитан нарисовал картину «Золотая осень», а композитор П. И. Чайковскийсочинил музыкальную пьесу «Осенняя песня». В этих произведениях с помощью красок и звуков авторы передали красоту осеннего звуки и запахи.

Послушайте музыку и внимательно рассмотрите картину.

- Какие звуки вы услышали в осеннем лесу? Что увидели? Похоже ли то, что вы представили благодаря музыке П. Чайковского на то, что изобразил художник И. Левитан на своей картине? Что изображенот в центре картины? В верхней части? Почему вода в реке синего цвета? Что нарисовано вдали? Как выглядят деревья? Почему И. Левитан назвал свою картину «Золотая осень»? Какими красками он воспользовался, чтобы передать красоту осенней природы? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Какие чувства пробуждает?

- Многие поэты и писатели испытывали то же, что и вы. Они делились с читателями своими впечатлениями посредством написания стихотворений и прозаических произведений.

Чтобы отгадать, с творчеством какого поэта мы будем знакомиться сегодня на уроке, надо знать особенности букв русского алфавита.

Первая буква его фамилии обозначает твёрдый согласный звук парный по глухости-звонкости звуку /п/.(Б)

Вторая буква следует а в алфаыите за буквой т.(У)

Третья буква обозначает звонкий, сонорный, непарный, мягкий, согласный звук, который помогает осуществлять проверку парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слов.(Н)

Следующая буква является одной из безударных гласных. Она встречается в словах: пирог, помириться, кричать. (И)

Последняя буква стоит в алфавите перед буквой о. (Н)

Назовите фамилию поэта. (Бунин)

- Да, наш земляк И. Бунин любил осень и посвятил ей немало своих произведений.

 

IV.            Знакомство с биографией писателя И. Бунина.

(Рассказ ученика сопровождается компьютерной презентацией).

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье  деревне Озёрки под Ельцом.

Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата Юлия.

Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принёс ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

В 1909 г. Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком. На исходе XIX в. он всё чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки.

Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.).

Получили литературное признание и его рассказы «Иоанн Рыдалец» (1913 г.), «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» (оба 1915 г.), «Лёгкое дыхание» (1916 г.), «Сны Чанга» (1918 г.).

Революционные события Бунин встретил с крайним неприятием. В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции, главным образом в Париже и Грассе. В эмиграции говорили о нём как о первом среди современных русских писателей.

Повесть «Митина любовь» (1925 г.), книги рассказов «Солнечный удар» (1927 г.) и «Божье древо» (1931 г.) современники воспринимали как живую классику. В 30-е гг. стали появляться коротенькие рассказы, где Бунин показал исключительное умение сжимать огромный материал в одну-две страницы, а то и в несколько строк.

В 1930 г. в Париже вышел роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы, которые вошли в книгу «Тёмные аллеи»( 1943 г.). И , А, Бунин считал это творение  лучшим из всего им созданного.

Последние годы  жизни Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи Бунина не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. ... Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

 

-Давайте попробуем совершить путешествие в XIX век, когда жил И. А. Бунин. Однажды осенью поэт бродил по окрестностям. Вдруг ку леса и увидел прекрасную картину: широкая поляна и дальний лес, освещённый солнцем, застывший в осенней тишине. При малейшем дуновении ветерка с веток деревьев, медленно кружась в воздухе, падали листья. Бунин с восторгом смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил, предчувствуя её скорое исчезновение. Под впечатлением увиденного поэт написал стихотворение «Листопад».

V.               Первичное восприятие произведения И. Бунина (аудиозапись).

- Понравилось ли вам стихотворение? Что особенно запомнилось? Какие картины представили? Какие чувства испытали?

 

VI.            Физкультминутка.

-Представьте, что вы деревья, растущие в лесу, описанном И. Буниным.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнём постепенно:

Помчит и закружит их ветер осенний.

(Дети выполнят движения под слова стихотворения).

 

VII.         Самостоятельная работа в группах.

Прочитайте стихотворение И. А. Бунина, отметьте логические ударения, паузы, незнакомые слова. Подготовьтесь к анализу стихотворения.

 

VIII.      Анализ произведения.

-Прочитайте первые четыре строки. Какие образные средства применил автор, чтобы описать красоту осени? Как понимаете значение слов лиловый, багряный? (Поиск в словарях)

- Что сказано о берёзах? О какой резьбе идёт речь? Как понимаете значение слова лазурь? (Поиск в словарях) С чем сравнивает поэт ёлочки? Как выглядят клёны? Какое образное средство речи применяет поэт?  Почему сравнивает просвет между листьями с оконцами? Как понимаете значение слова «сквозной»?

- Найдите в стихотворении олицетворение. Почему поэт называет осень вдовой?

- Как И. Бунин олицетворяет осеннюю паутину? С чем сравнивает её? Почему?

- Что сказано о мотыльке? Какие образные средства речи применил здесь автор?

-Найдите эпитеты, прилагательные. Почему в стихотворении их так много?

- Прочитайте последние четыре строки. Какими синонимами можно заменить слово «завороженный»? Почему же поэт выбрал именно его?

- Можно ли назвать И. Бунина мастером слова? Почему?

 

IX.            Работа над выразительностью чтения стихотворения.

-Как поэт относится к осени? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.

-Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства поэта, его настроение, так, чтобы слушатели увидели красоту осени. (Чтение стихотворения желающими детьми. Оценка выразительности чтения обучающимися класса.)

 

X.               Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились? Кто написал это прекрасное стихотворение? Хочется ли вам прочитать его ещё раз и увидеть или почувствовать красоту Бунинской осени? А кто хочет выучить это стихотворение наизусть?

 Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы: я узнал…, мне понравилось…, я работал…

 

XI.            Домашнее задание.

По желанию выразительно читать или выучить наизусть стихотворение И. Бунина. Найти слова, которые показывают, какие запахи и звуки бывают в осеннем лесу.

 


 

Конспект урока литературного чтения по программе «Школа

Конспект урока литературного чтения по программе «Школа

Многие поэты, писатели, художники и музыканты восторгались красотой золотой осени

Многие поэты, писатели, художники и музыканты восторгались красотой золотой осени

Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г

Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г

Под впечатлением увиденного поэт написал стихотворение «Листопад»

Под впечатлением увиденного поэт написал стихотворение «Листопад»

Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства поэта, его настроение, так, чтобы слушатели увидели красоту осени

Попытайтесь прочитать так, чтобы передать чувства поэта, его настроение, так, чтобы слушатели увидели красоту осени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017