Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
31.03.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА «ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока) Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, ко¬торый называется «Заплатка». I. Прогнозирование содержания по заголовку - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (О том, как что-то порвалось и надо поставить зап¬латку.) II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюже¬та (В ходе чтения учитель делает остановки, дети дума¬ют над тем, как дальше будут развиваться события.)
Кургузов О. День рождения вверх ногами.doc
Е.М. РЯБЕВА, Т.И. ЛУТОВА, г. Великий Новгород «ШУТОЧНЫЙ РАССКАЗ: СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА.  МИР ВЗРОСЛЫХ И МИР ДЕТЕЙ»  (по рассказу О. Кургузова «День рожденья вверх ногами») Цель: ­   выявить   скрытую   за   шуточной   ситуацией   глубокую   нравственную   проблему взаимопонимания взрослых и детей. Задачи: ­ обнаружить, что дети и взрослые смотрят на окружающий мир по­разному; ­ убедиться в равноправии существования различных точек зрения людей; ­ выявить шуточный характер произведения; ­ в процессе обсуждения рассказа подвести детей к выводу о том, что в шуточном рассказе спрятана серьезная проблема взаимопонимания детей и их родителей; ­ оценить поступок Гришкиных родителей, их любовь к сыну, их желание понять его. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Подготовка к восприятию новой темы ­ Посмотрите на рисунок. Что это такое? (Рисунок на доске: Праздничный торт со свечками ­ вид сверху.) (Подсолнух; плачущее солнце; летающая тарелка, приземлившаяся на Солнце...) ­ А если это связано с личным праздником каждого человека? (Это праздничный торт со свечками, главный атрибут дня рождения.) ­ У каждого человека праздник дня рождения ассоциируется с чем­то своим, личным. Для   меня,   например,   это   торт   со   свечками.   А   для   вас?  (Подарки,   гости,   радость   от внимания окружающих, исполнение желаний...) ­ Все, что вы назвали, говорит о том, что этот день ­ радостный, веселый. Правда, есть люди, которые считают, что день рожденья ­ грустный праздник. Может ли такое быть? (День рождения может быть грустным для взрослых, потому что они чувствуют, как течет   время,   они   становятся   старше   и   старше...   ­   Чем   большее   количество   лет проживают люди, тем они в день рождения становятся грустнее.) ­ Получается, что у взрослых и детей разные взгляды на день рождения. А   еще   день   рождения   может   быть   необыкновенным!   Как   вы   думаете,   что необыкновенного в нем может быть?  (Необычные подарки. ­  Любимый гость, которого давно не видели. ­ Громадный торт, который можно есть педелю.) ­ Давайте прочитаем рассказ об одном необыкновенном дне рождения. III. Чтение рассказа учителем, обсуждение ­   Какими   мыслями   хотите   поделиться?  (День   рождения,   правда,   получился необычным ­ вверх ногами. Название точно соответствует содержанию рассказа. ­ Мама с папой у Гриши спортивные. Мало кто из взрослых сумеет встать на голову. ­ А мне понравилось, какой смешной разговор вели они, стоя на головах. ­ А мне кажется, что мама и папа у Гриши какие­то странные. Глупо так поздравлять с днем рождения. ­ Повезло Грише! Хорошо, когда родители все­таки выполняют желание своего ребенка.) ­ Посмотрите, какие разные впечатления навеял рассказ! Есть мнение, что родители «странные», есть мнение, что повезло с родителями. Что нам необходимо, чтобы детально обсудить рассказ? (Перечитать его.) IV. Повторное чтение учащимися V. Анализ произведения ­ Приходилось ли вам слышать выражение «ходить на голове»? (Да, это когда так развеселишься, что никак не остановишься...) ­   Этот   фразеологический   оборот   обычно   употребляется,   когда   говорят   о   детях, которые чересчур расшумелись, делают, что хотят, забыв про нормы поведения. ­ Можно ли эту фразу отнести к Грише?  (Нет, потому что про такое поведение Гриши в рассказе ничего не сказано. ­ Он только стоит на голове.) ­   Да,   наш   герой   ведет   себя   скромнее   и   только   «стоит   на   голове».   Хотя   такое стремление к стоянию на голове, на мой взгляд, тоже не назовешь обычным поведением. Как вы думаете, почему у Гриши появилось такое странное, необычное желание?  (Для Гриши это желание не было необычным, ведь он по­настоящему умеет стоять на голове и ему это нравится. ­ Необычным и странным желанием это было для родителей, с их точки зрения.) ­   Прочитайте,   как   отреагировали   мама   с   папой   на   Гришину   просьбу.  (Резко отказывалась мама. ­ Возмущался папа. ­ «...Не пойдем у тебя на поводу».) ­ Любопытно, а чем могло такое состояние нравиться Грише?  (Может быть, он чувствовал   себя   сильным...   Ведь   стоять   на   голове   тяжело.   ­   А   может,   ему   было интересно смотреть так на мир? Ведь мир был наоборот! ­ Да, обычный окружающий мир   переворачивался   и   становился   другим   ­   незнакомым   и   именно   поэтому   очень интересным.) ­ Хорошо, если нравится тебе, то стой на голове! Но маму с папой зачем об этом просить? Глупо верить в то, что они к такой просьбе отнесутся с пониманием.  (Может быть, он хотел проверить, насколько родители любят его? Любят ­ значит, встанут. ­ Тогда   Гриша   сам   не   очень­то   любит   родителей!   Ведь   взрослым   очень   трудно   это сделать.   Да  еще   без  тренировки!  ­   Наверно,   Гриша  хотел  поделиться   с  родителями своими   впечатлениями   о   «мире   наоборот»;   хотел,   чтобы   они   разделили   с   ним   его удовольствие от необычного состояния.) ­   Да,   я   соглашусь   с   Настей.   Наверно,   очень   трудно   передать   словами   то,   что испытываешь.   Убедительнее   всего   ­предложить   человеку   встать   на   твою   точку   зрения, посмотреть на мир твоими глазами, чтобы тебя лучше поняли. Именно это и пытался сделать Гриша. Но удалось ему это сделать только в свой день рождения. Прочитайте эти строки. («Но вот наступил Гришкин день рождения. И ради этого события мама и папа решили пойти у сына на поводу ­ встали на голову».) ­ Возмущались, негодовали и вдруг... все­таки пошли у Гришки на поводу Почему?! (Они очень любили своего  ребенка. ­  К тому же был его день рождения, когда ради именинника близкие стараются делать все.) ­ Давайте еще раз прочитаем диалог стоящих на голове мамы, папы и Гришки. ­ Почему этот разговор вызывает у вас смех? (Слова звучат не как обычно, не сразу и смысл их понятен, поэтому смешно.) ­ Как вы думаете, а могло ли быть это на самом деле?  (Мне кажется, да. Люди бывают разные. С разными желаниями, с разными способностями. ­ Но таких семей, как у Гриши, наверно, очень мало. Необычная семья.) ­   Оценил   ли   Гришка   сюрприз   родителей?   С   моей   точки   зрения,   они   совершили подвиг. (Да, сбылось его желание, и он был счастлив, благодаря своим родителям.) ­   Как   об   этом   говорится   в   тексте?   («И   засыпая,   Гришка   бормотал:   «Чай   с тортом все пробовали. А вот дня рожденья на голове ни у кого не было...») ­ Родители Гришки попытались встать на его место и посмотреть на перевернутый мир его глазами. А так ли это было необходимо? (Да, ведь это помогло им понять, почему стояние на голове Грише так нравится. Мне кажется, что Гриша стал им немного понятнее. ­ Да, родители тем самым пытались понять Гришку. Все от этого только выиграли и остались довольны друг другом. ­ А я думаю, что родители Гриши, стоя на голове вместе с ним, были как дети. Они ведь тоже когда­то были детьми. А дети хорошо понимают детей.) ­   Как   вы   думаете,   а   ваши   родители   могли   бы   так   поступить?  (Учащиеся высказывают свое мнение.) VI. Обобщение ­   К   какому   жанру   литературы   вы   отнесете   это   произведение?  (Это   шуточный рассказ.) ­ Чем можете доказать свою точку зрения?  (Описывается отдельный эпизод из жизни мальчика Гришки, рассказывается о его дне рождения. Все, как в нашей жизни. Поэтому я считаю, что это рассказ. ­ События в рассказе, хотя и малореальны, но вполне возможны. ­ Шуточный рассказ, потому что автор вводит непонятное звучание обычных слов при стоянии на голове. Это интересно и смешно.) ­   Но   хотя   этот   рассказ   шуточный,   автор   поднимает   в   нем   совсем   не   шуточные проблемы.  Как  вы думаете,  какие?  (Родители очень любят  своих  детей. ­ Они хотят понимать своего ребенка. ­ Пусть взрослые почаще вспоминают свое детство.) ­ Молодцы! Посмотрите, сколько важных мыслей открывает нам этот рассказ. Он шуточный, развлекательный, если не заглянуть глубоко внутрь него. Родительская   любовь   к   детям   безгранична.   И   хотя   не   всегда   родители   и   дети Понимают друг друга, потому что смотрят на мир по­разному, я тоже думаю, что любой родитель сделает все, чтобы его ребенку было хорошо. И   именно   эту   мысль   хочет   донести   до   нас   автор   этого   шуточного   рассказа. Посмотрите, какую метафору он создает в своем рассказе, ­ родители действительно готовы встать на голову ради своего ребенка. VII. Домашнее задание на выбор 1.        Перечитать рассказ. 2.   Подумать   над   вопросом:   «Что   в   вашей   жизни   можно было бы назвать необычным?» 3.        Познакомиться с другим произведением О. Кургузова.

Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018