Конспект урока по литературному чтению на тему "Кургузов "День рождение вверх ногами"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА «ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока) Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, ко¬торый называется «Заплатка». I. Прогнозирование содержания по заголовку - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (О том, как что-то порвалось и надо поставить зап¬латку.) II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюже¬та (В ходе чтения учитель делает остановки, дети дума¬ют над тем, как дальше будут развиваться события.)
Иконка файла материала Кургузов О. День рождения вверх ногами.doc
Е.М. РЯБЕВА, Т.И. ЛУТОВА, г. Великий Новгород «ШУТОЧНЫЙ РАССКАЗ: СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА.  МИР ВЗРОСЛЫХ И МИР ДЕТЕЙ»  (по рассказу О. Кургузова «День рожденья вверх ногами») Цель: ­   выявить   скрытую   за   шуточной   ситуацией   глубокую   нравственную   проблему взаимопонимания взрослых и детей. Задачи: ­ обнаружить, что дети и взрослые смотрят на окружающий мир по­разному; ­ убедиться в равноправии существования различных точек зрения людей; ­ выявить шуточный характер произведения; ­ в процессе обсуждения рассказа подвести детей к выводу о том, что в шуточном рассказе спрятана серьезная проблема взаимопонимания детей и их родителей; ­ оценить поступок Гришкиных родителей, их любовь к сыну, их желание понять его. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Подготовка к восприятию новой темы ­ Посмотрите на рисунок. Что это такое? (Рисунок на доске: Праздничный торт со свечками ­ вид сверху.) (Подсолнух; плачущее солнце; летающая тарелка, приземлившаяся на Солнце...) ­ А если это связано с личным праздником каждого человека? (Это праздничный торт со свечками, главный атрибут дня рождения.) ­ У каждого человека праздник дня рождения ассоциируется с чем­то своим, личным. Для   меня,   например,   это   торт   со   свечками.   А   для   вас?  (Подарки,   гости,   радость   от внимания окружающих, исполнение желаний...) ­ Все, что вы назвали, говорит о том, что этот день ­ радостный, веселый. Правда, есть люди, которые считают, что день рожденья ­ грустный праздник. Может ли такое быть? (День рождения может быть грустным для взрослых, потому что они чувствуют, как течет   время,   они   становятся   старше   и   старше...   ­   Чем   большее   количество   лет проживают люди, тем они в день рождения становятся грустнее.) ­ Получается, что у взрослых и детей разные взгляды на день рождения. А   еще   день   рождения   может   быть   необыкновенным!   Как   вы   думаете,   что необыкновенного в нем может быть?  (Необычные подарки. ­  Любимый гость, которого давно не видели. ­ Громадный торт, который можно есть педелю.) ­ Давайте прочитаем рассказ об одном необыкновенном дне рождения. III. Чтение рассказа учителем, обсуждение ­   Какими   мыслями   хотите   поделиться?  (День   рождения,   правда,   получился необычным ­ вверх ногами. Название точно соответствует содержанию рассказа. ­ Мама с папой у Гриши спортивные. Мало кто из взрослых сумеет встать на голову. ­ А мне понравилось, какой смешной разговор вели они, стоя на головах. ­ А мне кажется, что мама и папа у Гриши какие­то странные. Глупо так поздравлять с днем рождения. ­ Повезло Грише! Хорошо, когда родители все­таки выполняют желание своего ребенка.) ­ Посмотрите, какие разные впечатления навеял рассказ! Есть мнение, что родители«странные», есть мнение, что повезло с родителями. Что нам необходимо, чтобы детально обсудить рассказ? (Перечитать его.) IV. Повторное чтение учащимися V. Анализ произведения ­ Приходилось ли вам слышать выражение «ходить на голове»? (Да, это когда так развеселишься, что никак не остановишься...) ­   Этот   фразеологический   оборот   обычно   употребляется,   когда   говорят   о   детях, которые чересчур расшумелись, делают, что хотят, забыв про нормы поведения. ­ Можно ли эту фразу отнести к Грише?  (Нет, потому что про такое поведение Гриши в рассказе ничего не сказано. ­ Он только стоит на голове.) ­   Да,   наш   герой   ведет   себя   скромнее   и   только   «стоит   на   голове».   Хотя   такое стремление к стоянию на голове, на мой взгляд, тоже не назовешь обычным поведением. Как вы думаете, почему у Гриши появилось такое странное, необычное желание?  (Для Гриши это желание не было необычным, ведь он по­настоящему умеет стоять на голове и ему это нравится. ­ Необычным и странным желанием это было для родителей, с их точки зрения.) ­   Прочитайте,   как   отреагировали   мама   с   папой   на   Гришину   просьбу.  (Резко отказывалась мама. ­ Возмущался папа. ­ «...Не пойдем у тебя на поводу».) ­ Любопытно, а чем могло такое состояние нравиться Грише?  (Может быть, он чувствовал   себя   сильным...   Ведь   стоять   на   голове   тяжело.   ­   А   может,   ему   было интересно смотреть так на мир? Ведь мир был наоборот! ­ Да, обычный окружающий мир   переворачивался   и   становился   другим   ­   незнакомым   и   именно   поэтому   очень интересным.) ­ Хорошо, если нравится тебе, то стой на голове! Но маму с папой зачем об этом просить? Глупо верить в то, что они к такой просьбе отнесутся с пониманием.  (Может быть, он хотел проверить, насколько родители любят его? Любят ­ значит, встанут. ­ Тогда   Гриша   сам   не   очень­то   любит   родителей!   Ведь   взрослым   очень   трудно   это сделать.   Да  еще   без  тренировки!  ­   Наверно,   Гриша  хотел  поделиться   с  родителями своими   впечатлениями   о   «мире   наоборот»;   хотел,   чтобы   они   разделили   с   ним   его удовольствие от необычного состояния.) ­   Да,   я   соглашусь   с   Настей.   Наверно,   очень   трудно   передать   словами   то,   что испытываешь.   Убедительнее   всего   ­предложить   человеку   встать   на   твою   точку   зрения, посмотреть на мир твоими глазами, чтобы тебя лучше поняли. Именно это и пытался сделать Гриша. Но удалось ему это сделать только в свой день рождения. Прочитайте эти строки. («Но вот наступил Гришкин день рождения. И ради этого события мама и папа решили пойти у сына на поводу ­ встали на голову».) ­ Возмущались, негодовали и вдруг... все­таки пошли у Гришки на поводу Почему?! (Они очень любили своего  ребенка. ­  К тому же был его день рождения, когда ради именинника близкие стараются делать все.) ­ Давайте еще раз прочитаем диалог стоящих на голове мамы, папы и Гришки. ­ Почему этот разговор вызывает у вас смех? (Слова звучат не как обычно, не сразу и смысл их понятен, поэтому смешно.) ­ Как вы думаете, а могло ли быть это на самом деле?  (Мне кажется, да. Люди бывают разные. С разными желаниями, с разными способностями. ­ Но таких семей, как у Гриши, наверно, очень мало. Необычная семья.) ­   Оценил   ли   Гришка   сюрприз   родителей?   С   моей   точки   зрения,   они   совершили подвиг. (Да, сбылось его желание, и он был счастлив, благодаря своим родителям.) ­   Как   об   этом   говорится   в   тексте?   («И   засыпая,   Гришка   бормотал:   «Чай   стортом все пробовали. А вот дня рожденья на голове ни у кого не было...») ­ Родители Гришки попытались встать на его место и посмотреть на перевернутый мир его глазами. А так ли это было необходимо? (Да, ведь это помогло им понять, почему стояние на голове Грише так нравится. Мне кажется, что Гриша стал им немного понятнее. ­ Да, родители тем самым пытались понять Гришку. Все от этого только выиграли и остались довольны друг другом. ­ А я думаю, что родители Гриши, стоя на голове вместе с ним, были как дети. Они ведь тоже когда­то были детьми. А дети хорошо понимают детей.) ­   Как   вы   думаете,   а   ваши   родители   могли   бы   так   поступить?  (Учащиеся высказывают свое мнение.) VI. Обобщение ­   К   какому   жанру   литературы   вы   отнесете   это   произведение?  (Это   шуточный рассказ.) ­ Чем можете доказать свою точку зрения?  (Описывается отдельный эпизод из жизни мальчика Гришки, рассказывается о его дне рождения. Все, как в нашей жизни. Поэтому я считаю, что это рассказ. ­ События в рассказе, хотя и малореальны, но вполне возможны. ­ Шуточный рассказ, потому что автор вводит непонятное звучание обычных слов при стоянии на голове. Это интересно и смешно.) ­   Но   хотя   этот   рассказ   шуточный,   автор   поднимает   в   нем   совсем   не   шуточные проблемы.  Как  вы думаете,  какие?  (Родители очень любят  своих  детей. ­ Они хотят понимать своего ребенка. ­ Пусть взрослые почаще вспоминают свое детство.) ­ Молодцы! Посмотрите, сколько важных мыслей открывает нам этот рассказ. Он шуточный, развлекательный, если не заглянуть глубоко внутрь него. Родительская   любовь   к   детям   безгранична.   И   хотя   не   всегда   родители   и   дети Понимают друг друга, потому что смотрят на мир по­разному, я тоже думаю, что любой родитель сделает все, чтобы его ребенку было хорошо. И   именно   эту   мысль   хочет   донести   до   нас   автор   этого   шуточного   рассказа. Посмотрите, какую метафору он создает в своем рассказе, ­ родители действительно готовы встать на голову ради своего ребенка. VII. Домашнее задание на выбор 1.        Перечитать рассказ. 2.   Подумать   над   вопросом:   «Что   в   вашей   жизни   можно было бы назвать необычным?» 3.        Познакомиться с другим произведением О. Кургузова.

Посмотрите также