Конспект урока по литературному чтению на тему "Лиса и тетерев" ( 2 класс, литературное чтение)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
07.02.2017
На уроке учащиеся расширяют свои знания о русских народных сказках, знакомятся со сказкой "Лиса и Тетерев". Работают с пословицами, отгадывают загадку, оценивают поступки персонажей, решают литературную задачу и находят пути решения к этой задаче. Учатся читать по ролям и выразительно.Конспект урока по литературному чтению 2 класс
урок по литературному чтению 2 класс.docx
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Цели и задачи:
создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным
героем которых является лиса;
учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи;
работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать
полученные знания;
работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умения
слышать друг друга, общаться.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Проверка домашнего задания.
Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.
Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире,
добре и зле, о справедливости.)
Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и
общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкий писал:
«Сказка заключает в себе чтото для всех народов и для всех времен важное и
нужное, а потому незабываемое».
Как вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждает зло. Сказка
учит нас мудрости, доброте, умуразуму.)
Правильно. Всех нас – и взрослых, и маленьких.
И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в
сказке, по новому взглянуть на нее.
А какие истории вы придумали к пословице: «У страха глаза велики».
(Проверка д/з)
3. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто главный герой сегодня на уроке:
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Ее боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живет,
Из деревни кур крадет. (Лиса)
Какие сказки о лисе вы знаете?
4. Характеристика лисы.
Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведет».
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости,
чтобы обмануть других). Почему часто в сказках лису называют Патрикеевна?
Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей
хитростью и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно
жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь
вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и
руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А
поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная «наследница»
знаменитого князя и получила отчество – Патрикеевна.
И сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса – главный
герой.
5. Изучение нового материала.
Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого – то обманула?
Какая в них лисица?
Кто такой тетерев?
Прочитаем задачу и попытаемся найти ответ.
Бежит по лесу Лиса, видит – Тетерев на березе сидит. Подбежала она к дереву и думает,
как бы ей Тетерева съесть. Только на березе птицу не достать. Говорит Лиса:
Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому
из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
Как тетереву проверить, правду ли говорит лиса? (Постановка проблемного вопроса)
Подсказка: Как сделать так, чтобы лиса сама своим поведение показала, говорит она
правду или врет.
Решение 1: Можно предложить тетереву «гулять», летя сбоку и выше лисы. При попытке
лисы напасть, всегда можно взмыть выше, да и никто не сказал, что гулять надо обязательно,
касаясь земли.
Решение 2: Позвать собак и посмотреть на реакцию лисы – был ли Указ.
Давайте узнаем окончание сказки.
Подумал он и говорит сверху:
Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, Лиса, нужно было бы в лес удирать, а теперь они
тебя по указу не тронут.
Подтвердила ли лиса свое звание плутовки?
Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.
Подберите синонимы к словам : боишься, друг.
Подберите антонимы к словам: мир, друг.
Как лиса хотела перехитрить тетерева?
Как лиса называет тетерева? (Тетерев, тетеревочек, друг, дружочек).
Какую хитрость придумал тетерев?
6. Закрепление.
1. Выборочное чтение:
Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково,
притворно, грубо? Найдите это эпизод в тексте.
Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым. 2. Выразительное чтение. Чтение по ролям.
7. Рефлексия.
К какому виду сказок относится эта сказка?
Прочитайте и выберите пословицы, которые подходят к сказке:
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звезды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу не выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в нее попадешь.
Почему план лисы не удался?
Чему учит сказка? (Через сказку мы учимся строить свои отношения по законам
правды, а не лжи).
8.
Домашнее задание.
Выразительное чтение сказки и подготовить чтение по ролям.
Конспект урока по литературному чтению на тему "Лиса и тетерев" ( 2 класс, литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Лиса и тетерев" ( 2 класс, литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Лиса и тетерев" ( 2 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.