Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый вопрос учителя – учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своё отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на некоторые слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребенок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Прослеживалась четкость, последовательность всех этапов. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. На уроке дети работали коллективно, в парах, индивидуально, что позволило каждому ученику включиться в работу. На каждом этапе учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля: ученик – ученик (работа в парах) самоконтроль, ученик – учитель.
Иконка файла материала Конспект урока литературного чтения.doc
Тема урока. Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» Цель   урока:  Формирование   навыка   сознательного,   правильного,   выразительного чтения. Проследить, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает? Задачи урока: Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного • типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественное произведение. Метапредметные:  учить   добывать   информацию   из   иллюстраций,   текста; • использовать   жизненный   опыт;   формировать   умение   извлекать   фактическую информацию;   развивать   умение   интерпретировать   и   обобщать   полученную информацию; делать выводы. • потенциал учащихся; учить оценивать свою работу. Основные понятия: оляпка, водяной воробей, полынья. Ресурсы: 1.Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение». 1 класс. 2 Мультимедийная презентация к уроку. 4. Карточки для работы в парах. Ход урока: I. Актуализация знаний Слайд 1­3. Личностные:  развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий ­ Давайте вспомним название раздела,  который мы начали читать на прошлых уроках? ­ Удалось ли вам, как и Пете Зайцеву, почувствовать себя первооткрывателями? ­ Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе? ­ Как вы думаете, что ждёт нас впереди?              ­   Ответить   на   этот   вопрос   вам   помогут   слова   талантливого   писателя, замечательного человека Н.И. Сладкова. Прочитайте. – Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе? – Как вы думаете, что ждёт нас впереди? (Ещё интересные открытия) –А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать открытия? (Быть наблюдательным, любознательным, уметь прислушиваться, фантазировать) А чему вы хотите научиться на уроке литературного чтения? Поставьте для себя цель. (научиться быть читателем) (Совершить новое маленькое открытие с автором.) ­ Вспомните стихотворение, которое мы разучивали на прошлом уроке. Кто его автор? (Ирина Токмакова «Медведь») ­ Вспомните, одно ли настроение в этом стихотворении? (Сначала оно светлое, радостное, потом настороженное, предостерегающее)­ Какая строчка требует особого внимания? Почему? (Последнюю строчку читаем шёпотом) ­ Итак, мы с вами отправляемся на прогулку в зимний лес. Вам пришла идея превратить это   стихотворение   в  физминутку.  Какие   движения   вы   придумали   к   этому стихотворению? Как на горке – снег, снег (прыжки на месте, хлопки в ладоши), И под горкой – снег, снег (прыжки на корточках, хлопки над головой), И на ёлке – снег, снег (наклоны в стороны), И под ёлкой – снег, снег (наклоны вперёд и назад). А под снегом спит медведь (перевалы с одной ноги на другую). Тише, тише… Не шуметь (присели на корточки, обхватив руками ноги). ­ Есть ли какое­то открытие в этом стихотворении? II. Совместное открытие знаний. 1. Работа с текстом до чтения ­ Перевернули нашу зимнюю сонную страницу и попали… Куда? (В зимний лес) ­ Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите? ­ Как вы думаете, можно по иллюстрации предположить, о чём или о ком мы будем читать сегодня литературное произведение? ­ Вам знакома эта птичка? ­ Каких птиц можно встретить в зимнем лесу? (Дятлы, сороки, поползни, сойки, снегири, синицы) ­ Кто автор рассказа? Знаком ли он вам? Что вы о нём знаете? Словарная работа «Пирамидка» 1) – Давайте потренируемся в чтении трудных слов. Прочитайте «пирамидку» про себя,   а   затем   вслух:   сверху   вниз   быстро   и   весело,   а   снизу   вверх   ­   медленно   и печально.     лёд                                     снег    озеро                                лыжи  провал                            певунья  песенка                          полынья сосульки                        полумрак выпорхнула                поклонилась ­  Значение  каких слов вам непонятно. Кто может объяснить? ­ Найдём информацию об этих словах в нашем «Толковом словарике». Прочитаем.2)  ­ Прочитайте слова. Помните: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её  целиком.  под   *  лёдная лазо    *    ревый    таин         *       ственный   уве               *            шанный   рож                  *                 дённые 2. Работа с текстом во время чтения ­ Прочитайте название рассказа.  - Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать подо льдом песенку? - А вот Н.И. Сладков слышал. И вот об этом он рассказывает в следующем рассказе. Первичное чтение хорошо читающими детьми. Проверка восприятия: – Какую «чудесную лесную загадку» отгадал рассказчик морозным днём? - О какой удивительной птичке прочитали? - Что интересного узнали про оляпку? Повторное чтение по частям и анализ – Давайте ещё раз прочитаем рассказ по частям. И озаглавим каждую часть. Чтение первой части. – Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру? ­ Похожи ли звуки скользящих лыж на пение птиц? ­ Вот в чём дело! Это не лыжи пели, а кто­то подо льдом! ­ С чем автор сравнивает  пение птиц? (с журчанием ручейка) – Как озаглавим? Пение лыж (запишите в тетради) Чтение второй части. ­ Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться? ­ Откуда же доносились звуки? (Из­подо льда) ­ Какие предположения сделал автор?  ­ Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы? ­  Как озаглавим? Чудесная лесная загадка. Чтение третьей части. ­ Какая песня звучала?  ­ Что сделал рассказчик, чтоб узнать о том, кто так прекрасно поёт? ­ Узнал ли автор тайну подлёдной песни? – Как озаглавим? Чудо­птица Чтение четвёртой части­ Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку) ­ Что вы узнали о  водяном воробье? ­ Как озаглавим? Подлёдный мир – Как автор описывает подлёдный мир?  – Помогут вам составить описание ключевые слова Слова на доске … вода (черная) … полумрак (таинственный и зелёный) … потолок (ледяной) ….сосульки  (звонкие) (Дети подбирают прилагательные из текста) – Зачем же Оляпка – водяной воробей снова юркнул под лёд? (Он музыкант, там  хорошо слышна его песенка, она гремит! ...) – Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы его озаглавили? Пернатый музыкант     – Здорово! Гимнастика для глаз Мы читали, мы читали (выполняется действия, о которых идет речь) Наши глазки так устали Мы дадим им отдохнуть, Их закроем на чуть — чуть. А теперь их открываем И немного поморгаем. III. Применение нового знания. Работа с текстом после чтения ­ Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? Прочитайте. ­ Точно ли автор изобразил водяного воробья? Слайд 4.  Оляпка – птица  отряда воробьиных. Окраска взрослых в основном темно­ бурая, с ярким белым передником. На спине чешуйчатый рисунок, не заметный издали.  Слайд 5.  Эта замечательная птица­водолаз живет по берегам горных рек и ручьев. Оляпка   сама   по   себе   не   может   плавать   под   водой.   Погружаясь,   она раскидывает крылья, сила течения прижимает ее ко дну, а когда надо всплыть, птичка складывает крылышки и ее как пробку выбрасывает наверх.   Слайд 6.  Еще одна интересная черта – оляпки не плавают, попадая под воду. Они бегают  по   дну,   цепляясь   за   камушки   крепкими   коготками.   Без   особых   усилийоляпка может пробежать под водой 2­3 метра, а задерживает дыхание до 50 секунд.  Слайд 7.  Оляпки прекрасно приспособились к своему экстремальному увлечению – у них очень плотные перья и очень густой пух. Уши и нос пернатой подводницы закрываются   специальными   кожистыми   складками,   а   глаз   устроен   таким образом, что оляпка должна прекрасно видеть и под водой. Слайд 8.  Оляпка   ныряет,   чтобы   добыть   себе   пищу.   Питается   она     водными насекомыми и рачками. Гнездо оляпка устраивает всегда около воды, между береговыми камнями. Зимует на незамерзающих участках рек. Занесена оляпка в Красную   книгу.   Распространена   на  Кольском   полуострове,  Урале,  Кавказе,   в Южной Сибири. IV. Работа в парах ­  В рассказах Сладкова  как будто ничего особенного не происходит. Пытливыми глазами любящего  природу  человека  он подмечает  то,  что ускользает  от  взгляда человека случайного, убеждённого, что в природе всё уже известно и понятно. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким­то волшебным светом. И становятся близкими и понятными нам.  ­ Прочитайте словосочетания. Вспомните или найдите в тексте, подчеркните, какие из них использовал в рассказе Н. И. Сладков?  Оляпка         водяной воробей                       подводная певунья                       искусная ныряльщица                       бесстрашный водолаз                       чудо­птица                       отважная птица ­ Как вы думаете, можно ли оставшиеся словосочетания использовать для описания оляпки? Почему? ­ Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков? Сладков был настоящим исследователем природы. Вёл дневник наблюдения, он понял,  что   «загадки   в   лесу   –  на   каждом   шагу».  Он   вслушивался,   всматривался. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений. Начало  всех  рассказов Сладкова лежало в его дневниках наблюдений. Всего Николай Сладков написал более 60 книг. V. Итог урока. Рефлексия. Слайд 9. – Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока? – Вы достигли этой цели? ­ Какую чудесную лесную загадку мы вместе с Н. Сладковым отгадали сегодня на уроке? ­ Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу. ­ Выберите предложение, которое вам хочется закончить.Я узнал, что … Меня удивило... Мне захотелось... Слайд 10.  ­ Я хочу закончить наш урок словами Николая Сладкова к вам, его читателям:           «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить –  можно. И если книжки   мои   помогут   вам   полюбить   природу,   то   общение   с   нею   непременно сделает вас лучше, чище, терпимее. Для ребят жизнь станет ещё интереснее, а для взрослых – богаче и мудрее.          Природа – друг человека. А с другом надо дружить». Н. Н. Сладков ­ Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём,   помогли   бы   вам   преодолеть   все   трудности   учёбы,   преграды,   которые встретятся на вашем жизненном пути. ­ Спасибо всем за работу!

Посмотрите также