Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
1 кл
31.05.2017
Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»
Каждый вопрос учителя – учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своё отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на некоторые слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребенок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Прослеживалась четкость, последовательность всех этапов. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. На уроке дети работали коллективно, в парах, индивидуально, что позволило каждому ученику включиться в работу. На каждом этапе учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля: ученик – ученик (работа в парах) самоконтроль, ученик – учитель.
Конспект урока литературного чтения.doc
Тема урока. Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» Цель   урока:  Формирование   навыка   сознательного,   правильного,   выразительного чтения. Проследить, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает? Задачи урока: Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного • типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественное произведение. Метапредметные:  учить   добывать   информацию   из   иллюстраций,   текста; • использовать   жизненный   опыт;   формировать   умение   извлекать   фактическую информацию;   развивать   умение   интерпретировать   и   обобщать   полученную информацию; делать выводы. • потенциал учащихся; учить оценивать свою работу. Основные понятия: оляпка, водяной воробей, полынья. Ресурсы: 1.Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение». 1 класс. 2 Мультимедийная презентация к уроку. 4. Карточки для работы в парах. Ход урока: I. Актуализация знаний Слайд 1­3. Личностные:  развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий ­ Давайте вспомним название раздела,  который мы начали читать на прошлых уроках? ­ Удалось ли вам, как и Пете Зайцеву, почувствовать себя первооткрывателями? ­ Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе? ­ Как вы думаете, что ждёт нас впереди?              ­   Ответить   на   этот   вопрос   вам   помогут   слова   талантливого   писателя, замечательного человека Н.И. Сладкова. Прочитайте. – Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данном разделе? – Как вы думаете, что ждёт нас впереди? (Ещё интересные открытия) –А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать открытия? (Быть наблюдательным, любознательным, уметь прислушиваться, фантазировать) А чему вы хотите научиться на уроке литературного чтения? Поставьте для себя цель. (научиться быть читателем) (Совершить новое маленькое открытие с автором.) ­ Вспомните стихотворение, которое мы разучивали на прошлом уроке. Кто его автор? (Ирина Токмакова «Медведь») ­ Вспомните, одно ли настроение в этом стихотворении? (Сначала оно светлое, радостное, потом настороженное, предостерегающее) ­ Какая строчка требует особого внимания? Почему? (Последнюю строчку читаем шёпотом) ­ Итак, мы с вами отправляемся на прогулку в зимний лес. Вам пришла идея превратить это   стихотворение   в  физминутку.  Какие   движения   вы   придумали   к   этому стихотворению? Как на горке – снег, снег (прыжки на месте, хлопки в ладоши), И под горкой – снег, снег (прыжки на корточках, хлопки над головой), И на ёлке – снег, снег (наклоны в стороны), И под ёлкой – снег, снег (наклоны вперёд и назад). А под снегом спит медведь (перевалы с одной ноги на другую). Тише, тише… Не шуметь (присели на корточки, обхватив руками ноги). ­ Есть ли какое­то открытие в этом стихотворении? II. Совместное открытие знаний. 1. Работа с текстом до чтения ­ Перевернули нашу зимнюю сонную страницу и попали… Куда? (В зимний лес) ­ Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите? ­ Как вы думаете, можно по иллюстрации предположить, о чём или о ком мы будем читать сегодня литературное произведение? ­ Вам знакома эта птичка? ­ Каких птиц можно встретить в зимнем лесу? (Дятлы, сороки, поползни, сойки, снегири, синицы) ­ Кто автор рассказа? Знаком ли он вам? Что вы о нём знаете? Словарная работа «Пирамидка» 1) – Давайте потренируемся в чтении трудных слов. Прочитайте «пирамидку» про себя,   а   затем   вслух:   сверху   вниз   быстро   и   весело,   а   снизу   вверх   ­   медленно   и печально.     лёд                                     снег    озеро                                лыжи  провал                            певунья  песенка                          полынья сосульки                        полумрак выпорхнула                поклонилась ­  Значение  каких слов вам непонятно. Кто может объяснить? ­ Найдём информацию об этих словах в нашем «Толковом словарике». Прочитаем. 2)  ­ Прочитайте слова. Помните: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её  целиком.  под   *  лёдная лазо    *    ревый    таин         *       ственный   уве               *            шанный   рож                  *                 дённые 2. Работа с текстом во время чтения ­ Прочитайте название рассказа.  - Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать подо льдом песенку? - А вот Н.И. Сладков слышал. И вот об этом он рассказывает в следующем рассказе. Первичное чтение хорошо читающими детьми. Проверка восприятия: – Какую «чудесную лесную загадку» отгадал рассказчик морозным днём? - О какой удивительной птичке прочитали? - Что интересного узнали про оляпку? Повторное чтение по частям и анализ – Давайте ещё раз прочитаем рассказ по частям. И озаглавим каждую часть. Чтение первой части. – Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру? ­ Похожи ли звуки скользящих лыж на пение птиц? ­ Вот в чём дело! Это не лыжи пели, а кто­то подо льдом! ­ С чем автор сравнивает  пение птиц? (с журчанием ручейка) – Как озаглавим? Пение лыж (запишите в тетради) Чтение второй части. ­ Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться? ­ Откуда же доносились звуки? (Из­подо льда) ­ Какие предположения сделал автор?  ­ Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы? ­  Как озаглавим? Чудесная лесная загадка. Чтение третьей части. ­ Какая песня звучала?  ­ Что сделал рассказчик, чтоб узнать о том, кто так прекрасно поёт? ­ Узнал ли автор тайну подлёдной песни? – Как озаглавим? Чудо­птица Чтение четвёртой части ­ Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку) ­ Что вы узнали о  водяном воробье? ­ Как озаглавим? Подлёдный мир – Как автор описывает подлёдный мир?  – Помогут вам составить описание ключевые слова Слова на доске … вода (черная) … полумрак (таинственный и зелёный) … потолок (ледяной) ….сосульки  (звонкие) (Дети подбирают прилагательные из текста) – Зачем же Оляпка – водяной воробей снова юркнул под лёд? (Он музыкант, там  хорошо слышна его песенка, она гремит! ...) – Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы его озаглавили? Пернатый музыкант     – Здорово! Гимнастика для глаз Мы читали, мы читали (выполняется действия, о которых идет речь) Наши глазки так устали Мы дадим им отдохнуть, Их закроем на чуть — чуть. А теперь их открываем И немного поморгаем. III. Применение нового знания. Работа с текстом после чтения ­ Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? Прочитайте. ­ Точно ли автор изобразил водяного воробья? Слайд 4.  Оляпка – птица  отряда воробьиных. Окраска взрослых в основном темно­ бурая, с ярким белым передником. На спине чешуйчатый рисунок, не заметный издали.  Слайд 5.  Эта замечательная птица­водолаз живет по берегам горных рек и ручьев. Оляпка   сама   по   себе   не   может   плавать   под   водой.   Погружаясь,   она раскидывает крылья, сила течения прижимает ее ко дну, а когда надо всплыть, птичка складывает крылышки и ее как пробку выбрасывает наверх.   Слайд 6.  Еще одна интересная черта – оляпки не плавают, попадая под воду. Они бегают  по   дну,   цепляясь   за   камушки   крепкими   коготками.   Без   особых   усилий оляпка может пробежать под водой 2­3 метра, а задерживает дыхание до 50 секунд.  Слайд 7.  Оляпки прекрасно приспособились к своему экстремальному увлечению – у них очень плотные перья и очень густой пух. Уши и нос пернатой подводницы закрываются   специальными   кожистыми   складками,   а   глаз   устроен   таким образом, что оляпка должна прекрасно видеть и под водой. Слайд 8.  Оляпка   ныряет,   чтобы   добыть   себе   пищу.   Питается   она     водными насекомыми и рачками. Гнездо оляпка устраивает всегда около воды, между береговыми камнями. Зимует на незамерзающих участках рек. Занесена оляпка в Красную   книгу.   Распространена   на  Кольском   полуострове,  Урале,  Кавказе,   в Южной Сибири. IV. Работа в парах ­  В рассказах Сладкова  как будто ничего особенного не происходит. Пытливыми глазами любящего  природу  человека  он подмечает  то,  что ускользает  от  взгляда человека случайного, убеждённого, что в природе всё уже известно и понятно. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким­то волшебным светом. И становятся близкими и понятными нам.  ­ Прочитайте словосочетания. Вспомните или найдите в тексте, подчеркните, какие из них использовал в рассказе Н. И. Сладков?  Оляпка         водяной воробей                       подводная певунья                       искусная ныряльщица                       бесстрашный водолаз                       чудо­птица                       отважная птица ­ Как вы думаете, можно ли оставшиеся словосочетания использовать для описания оляпки? Почему? ­ Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков? Сладков был настоящим исследователем природы. Вёл дневник наблюдения, он понял,  что   «загадки   в   лесу   –  на   каждом   шагу».  Он   вслушивался,   всматривался. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений. Начало  всех  рассказов Сладкова лежало в его дневниках наблюдений. Всего Николай Сладков написал более 60 книг. V. Итог урока. Рефлексия. Слайд 9. – Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока? – Вы достигли этой цели? ­ Какую чудесную лесную загадку мы вместе с Н. Сладковым отгадали сегодня на уроке? ­ Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу. ­ Выберите предложение, которое вам хочется закончить. Я узнал, что … Меня удивило... Мне захотелось... Слайд 10.  ­ Я хочу закончить наш урок словами Николая Сладкова к вам, его читателям:           «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить –  можно. И если книжки   мои   помогут   вам   полюбить   природу,   то   общение   с   нею   непременно сделает вас лучше, чище, терпимее. Для ребят жизнь станет ещё интереснее, а для взрослых – богаче и мудрее.          Природа – друг человека. А с другом надо дружить». Н. Н. Сладков ­ Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём,   помогли   бы   вам   преодолеть   все   трудности   учёбы,   преграды,   которые встретятся на вашем жизненном пути. ­ Спасибо всем за работу!

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»