Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
31.03.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"
Г.Ю.Трищ Поэзия в рассказе Некрасов "Крестьянские дети" I. Организационный момент Учитель. Доброе утро, мои доро¬гие. Я очень рада встрече с вами. И конечно, жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудес¬ный учебник. А вы этого желаете? Тог¬да вперед! II. Новый материал Для учителей начальной школы.
Некрасов Н.Крестьянские дети.doc
Горбунова А.В. Тема:  О взрослой жизни в шутку и всерьёз.   Цель урока:     Обсудить   различие   между   внешними   и   внутренними   приметами взрослой   жизни   на  материале   шуточного   стихотворения   Б.Заходера   «Ну   и мышонок» и отрывка из поэмы Н. Некрасова «Крестьянские дети».   Показать   выразительность   поэтического   образа,   созданного   Н. Некрасовым, обсудить, какими средствами выразительности он создан. Оборудование:  Портреты поэтов: Б. Заходера, Н. Некрасова.  Иллюстрация к стихотворению «Мужичок с ноготок». Индивидуальные карточки для рефлексии. Ход урока. 1. Введение в тему урока. У. Не поговорить ли нам о взрослой жизни? (На доске тема: «О взрослой жизни в шутку и всерьез». Слова «в шутку», «всерьез» закрыты). Д. Да. Давайте! У. Кто считает себя взрослым? Д. (Молчат). У. Что значит быть взрослым? Д. Ходить на работу. Помогать маленьким. Объяснять другим, как себя вести. Самостоятельно работать. У.  А может быть для того, чтобы стать взрослым достаточно надеть мамины туфли, накрасить губы, взять папин портфель … Д. Нет! Вещи будут большими! Будем смешно выглядеть, если вещи большие оденем, все смеяться будут!  У. Вы все улыбаетесь, тогда и поговорим о взрослой жизни … В ШУТКУ (открываю слово в теме ). Поможет нам в этом замечательный и   знакомый вам поэт Борис Заходер. (открываю портрет).   Посмотрите на его портрет и попробуйте предположить, какие по характеру стихи он пишет. Д. Он улыбается, значит он добрый и веселый человек. Стихи у него веселые. Мы в первом классе его стихи читали! А во втором классе Рапунов рисовали. Да, да! Помните, мы еще в стране Вообразили были с Заходером. (Все   дети   оживились,   обрадовались   тому,   что   знакомы   с   творчеством Б.Заходера). У: Очень хорошо! Это здорово, что вы помните, какие образы создает поэт Б.Заходер. Тогда и сегодняшняя встреча принесет вам немало удовольствия!  2. Работа со стихотворением Б. Заходера «Ну и мышонок!» У. Откройте учебник на странице 104. Стихотворение «Ну и мышонок!» (Читаю сама.) ­ Совпало ваше предположение насчет характера стихотворения Д. (Смеются). Да, совпало! У.  Что скажете о мышонке? Почему он   попросил именно пива, вина,   а не воды или молока? Д. Он старается быть похожим на взрослых, поэтому просит пива. Я тоже слышал,  как   папа   говорил,   что   хочет   пить   и  надо   купить   пива!   Он   хочет быстрее стать взрослым. Может он подражает кому­нибудь? У.  Можно считать его взрослым? Д. Нет!.  У. Что просил мышонок, а что получил?  Д. Просил вина, пива, а получил молока. Правильно, дети и должны пить молоко,   оно   полезное.   Мама   у   него   строгая.   А   я   представляю,   как   он удивился, когда ему мама молоко поставила. Может он даже и заплакал.  У: А если бы он заплакал, вам стало его жаль?  Д: Немножко, потому что он маленький и не понимает, что просит.  У. Какой образ создал поэт?  Д. Смешной. Веселый. Комичный.  У.­На каком приеме держится комический эффект стихотворения?  Д. На приеме сравнения, потому что мышонок  сравнивает себя с взрослыми.  А   еще   мышонок   преувеличивает   свои   требования,   стараясь   подражать взрослым.  У. Что скажете насчет того, о чем  просил мышонок и что получил? Д: Просил одно, а получил совсем другое. (Пауза).  Так это же  контраст! Да, точно! У:  Понравилось стихотворение? Д. Да, очень! У.  Прочитаем по ролям?  Мальчики – за мышонка, Девочки – за маму ­ мышку, Я – за автора. Д: Читают.  3.   Работа   с   отрывком   из   стихотворения   Н.   Некрасова   «Крестьянские дети» У.Молодцы!  Продолжим разговор  о взрослой жизни. Поможет нам в этом великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. (открываю портрет)  Посмотрите и предположите, какие стихи писал этот поэт? Д. (Рассматривают портрет). Грустные. Печальные. Серьезные.  У.Да. Поговорим о взрослой жизни … ВСЕРЬЕЗ (открываю слово на доске). Послушайте  отрывок из стихотворения Н. Некрасова  «Крестьянские дети». (Читаю сама. Дети слушают.) У.  Что скажете?  Серьезный   мальчик.   Даже   сердитый.   А   мне   он   показался   немного Д.   невоспитанным, потому что с взрослыми нельзя так разговаривать. Ну и что, ведь дяденька сам первый начал его расспрашивать, а он торопится. (Один из мальчиков) Всего шестой год, а родители ему уже лошадь доверили! У:   Молодцы.   Ваши   наблюдения   очень   интересны.   Мы   вернемся   к   образу мальчика, а сейчас, скажите, все  ли вам понятно в этом стихотворении? Д. Нет.  (Работа с консультантами)  У. Как понимаете выражение «ведет под уздцы?»  (Показываю картинку лошади в узде). Д: (Находят объяснение). У. Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, стараясь представить образ мальчика. Д.(Читают стихотворение).  У. Опишите образ, который вы представили? Д. Сам маленький, а все у него большое: рукавицы (читает текст), сапоги, шапка… Говорит басом. А как это? Мне непонятно! Это голос такой. У моего дяди голос грубый, тихий – это бас. Точно, мы же на музыке это проходили! У. Молодцы! Что еще  скажете? Д: А мне кажется, что шапка у него всегда на глаза падает, а он ее поднимает. Сам маленький, а лошадь – большая, дрова в санях.  У: А теперь сравните свой образ с рисунком в книге.  (Учебник «Родное слово 4 класс, 1992г) Д. (Удивляются). Да, почти также, как и мы описали.  У. Этот отрывок принято называть «Мужичок с ноготок». Согласны ли вы с таким   названием?   Давайте   разберем   каждое   слово.   Почему   мальчика называют Мужичком? Д. На нем одежда, наверное, папина. Он себя представляет взрослым в этой одежде. Он самостоятельный, сам возит дрова! У. Хорошо. Как вы понимаете значение слова «мужичок»?  Д. От слова мужик – взрослый человек.  У.  А слово – «с ноготок»? Д. Маленький, как ноготок. Мужчина и в то же время маленький!  У. Как  автор называет мальчика, когда говорит про его голос? (Малюточка). Д: (Находят в тексте). …крикнул малюточка басом.  У:    Итак, мы получили  определение:  взрослый,  хотя  и маленький.  Узнали художественный прием, который заложен в заголовке?  Д. Да, контраст. Взрослый, но маленький. У.  Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику? Д: Серьезные. Удивляется (Читает отрывок: … в больших рукавицах, а сам с ноготок!).   Немного   шутит   с   ним   Читает:   …   уж   больно   суров   ты,   как   я погляжу), только мальчик этого не понимает. Я думаю, что он его жалеет, называет его малюточкой.  У.  Прочитайте     отрывок,   где   лирический   герой,   рассматривая   мальчика, занятого   взрослой   работой,   с   УВАЖЕНИЕМ   отмечает   такие   черты   его поведения, которые присущи только взрослому крестьянину.  Д. … И шествуя важно ….ведет под уздцы мужичок. У.    В  каких строчках  мы видим,  что наш лирический герой УДИВИЛСЯ, увидев мальчика.   Д. В больших сапогах … а сам с ноготок!  У.  В каком ритме мы читали стихотворение? Д. Медленно.  У.  Найдите ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот ритм.  Д. Гляжу, поднимается медленно в гору… У.  Почему поэт выбрал именно такой ритм стихотворения? Д. Мальчик идет медленно. Лошади тяжело, она устала и   тоже медленно идет.  А еще сказано, что в гору идут, а в гору всегда тяжело идти.  У: Молодцы. Теперь скажите, сколько лет мальчику? Найдите в тексте. Д: Шестой миновал. У: Ему только шесть лет … (пауза), а впереди… Д: Вся жизнь, ему расти и расти!  У: Вернемся к разговору о взрослой жизни. Можно ли назвать этого мальчика взрослым? Почему? Д. Нельзя. Ему только 6 лет. Мы ведь говорили, что надеть одежду взрослых недостаточно. А может ему одеть нечего. Он же не хвастается, что надел папины   вещи,   а   в   них   работает.   Можно,   он   папе   помогает.   Он самостоятельный! Сам работает. Ему даже разговаривать некогда, торопится, отец­ то в лесу его ждет.  У.  Этот шестилетний мальчик старается быть похожим на взрослого или он выполняет роль взрослого?  Д. Выполняет роль взрослого. У.  Что­ нибудь у вас вызывает улыбку?   Д. Нет. (Пауза). Ну чуть – чуть. Как мальчик говорит по –взрослому, басом.  У.  Молодцы. Верно, добрую улыбку вызывает манера мальчика говорить по­ взрослому, солидно Он, видимо,  подражает отцу, когда обращается к лошади басом.. Можно ли образ мальчика назвать комичным? Д.   Нет.   Комичный   –   это   смешной.   А   здесь   ничего   смешного   нет.   В стихотворении про Мышонка есть смешное.  У. Очень хорошо.  Какой прием лежит в основе образа мальчика?  Д. Контраст: большие сапоги, рукавицы, а сам с ноготок, малюточка – бас. 4. Итог У. Итак, легко ли быть взрослым человеком? Д. Нет.  У.     Достаточно   ли   для   этого   каких   –то   внешних   примет,   как   думают некоторые? Д. Нет. Надо хорошо работать. Надо хорошо себя вести. Все самому делать.  У: Достаточно внешне измениться?  Д:   (Пауза).   Нет.   У   человека   должен   измениться   характер.   Я   вот   как­то слышала, как взрослому сказали, что он ведет себя как ребенок.  У: Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня сделали  важный вывод: чтобы быть взрослым,   человек   должен   внутренне   измениться,   работать   над   своим характером и поведением.  5. Рефлексия. У: Вы, ребята, хорошо поработали. Наверное, многие из вас задумались, как измениться внутренне, чтобы быть похожими на взрослых? Хотя вы еще и дети, но поразмышлять на эту тему будет не лишним. У вас лежат карточки. Возьмите их и подчеркните те выражения, которые, на ваш взгляд, должны помочь вам что­ то изменить в себе к лучшему, то есть немного повзрослеть.  Содержание   карточки:   Побольше   играй,   пока     маленький.   Дал   слово   – сдержи.   Помогай   младшим   и   слабым.   Ничего   не   делай   без   разрешения. Домашнее задание всегда делай с родителями, чтобы  не было ошибок. Будь самостоятельным.   Д: (Работают в карточках). У: Обсудите в парах свой выбор. Д: (Обсуждают). У: Итак, что нужно делать, чтобы измениться, повзрослеть? Д: Дал слово – сдержи. Помогай младшим и слабым. Будь самостоятельным.  У:   Молодцы!   Дома,   которые характеризуют взрослеющего человека.    продолжите   список   высказываний,

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Некрасов "Крестьянские дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018