Конспект урока по литературному чтению на тему "Носов "Заплатка"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
31.03.2018
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА
«ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока)
Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, ко¬торый называется «Заплатка».
I. Прогнозирование содержания по заголовку
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
(О том, как что-то порвалось и надо поставить зап¬латку.)
II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюже¬та (В ходе чтения учитель делает остановки, дети дума¬ют над тем, как дальше будут развиваться события.)
Носов Н.Заплатка.doc
Т.И. ЛУТОВА,
г. Великий Новгород
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА
«ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока)
Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, который называется
«Заплатка».
I. Прогнозирование содержания по заголовку
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
(О том, как чтото порвалось и надо поставить заплатку.)
II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета (В ходе чтения
учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться
события.)
1 остановка: «...и порвал эти замечательные штаны».
Что бы сделали вы в такой ситуации?
(Попросил маму или бабушку помочь. Сам попробовал бы зашить.)
2 остановка: «...проворчал Бобка и пошел во двор».
Как он будет чувствовать себя во дворе с дыркой? (Неудобно, неуютно. Будет
вести себя демонстративно независимо.)
3 остановка: «...Бобке стало стыдно».
Стыдно это как? (Плохо, неуютно, неудобно...)
А вы испытывали такое чувство? В каких ситуациях? (Стыдно, когда
провинился в чемнибудь.)
Что хотелось сделать?
(Плакать, спрятаться, исправиться...)
А как, повашему, поступит Бобка? (Сам зашьет штаны.)
4 остановка: «...Одна штанина даже стала короче».
Дело сделано, теперь можно и гулять. Так? (Наверное, Бобке опять будет
неудобно, неуютно.)
5 остановка: «Ребята окружили его».
И что же теперь будет?
(Ребята похвалят мальчика. Бобке будет хорошо.)
III. Обмен впечатлениями
Совпали наши прогнозы или нет?
(Во многих случаях наши прогнозы совпадали, иногда нет.)
IV. Работа по подбору эпиграфа
Помните, что такое эпиграф?
(Это какоето небольшое высказывание, интересная мысль. Эпиграф можно
увидеть перед произведением.)
На доске: ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ ЧТОНИБУДЬ ПОЛУЧИТСЯ.
ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ.
РУКАМ РАБОТА ДУШЕ ПРАЗДНИК.
НАСКОРО ДЕЛАТЬ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ.
КАКОВ МАСТЕР, ТАКОВА И РАБОТА.
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ САМ, ПУСТЬ ТЕБЯ НАРОД ПОХВАЛИТ.
Прочитайте.
Какое из данных высказываний могло бы быть эпиграфом к нашему рассказу?
(Дети называют разные варианты.)
Почему вы так считаете? (Дети доказывают свою точку зрения.)
А какой эпиграф понравился бы Николаю Носову? (Дети затрудняются с
ответом.)
А почему? Трудно ответить? (Трудно отвечать за другого человека.)
Тогда давайте обратимся к тексту и попробуем на его основе понять автора,
разгадать его секрет какую же главную мысль писатель хочет донести до нас, читателей.
V. Анализ произведения
Кто главный герой? (Это, конечно, мальчик Бобка.)
Давайте проследим, как меняется настроение Бобки на протяжении рассказа.
На доске появляется схема чувств героя, подкрепленная авторскими словами.
ГОРДОСТЬ – «замечательные штаны», «ни у кого не было»
ДОСАДА – «порвал замечательные штаны»
ОБИДА – «так буду ходить»
СТЫД – «стали смеяться» Стыдно стало от чего: что дырка на штанах? Или что не смог сам дырку зашить?
(Бобке стыдно, что сам он не может зашить штаны, ведь ребята говорили ему:
«Разве солдатам мамы штаны зашивают?»)
СТРАДАНИЕ, МУЧЕНИЕ – «колол себе пальцы иголкой»
ДОСАДА – «ЕЩЕ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛО»
УСЕРДИЕ, СТАРАНИЕ, УПОРСТВО – «не спеша, аккуратно», «долго возился,
сопел и кряхтел»
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ – «любо взглянуть»
ГОРДОСТЬ – «Вот молодец! Сразу видно, что сам пришивал»
Посмотрите, что получается: Бобка испытывает чувство гордости в начале
рассказа и в конце. Но одинаково ли его состояние, хотя чувство одно и то же? (Сначала
Бобка гордился красивой вещью, а в конце своим умением, упорством.)
Какие вы молодцы! Да! Гордость бывает разная! Давайте уточним значение
этого слова в толковом словаре.
ГОРДОСТЬ 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
2. Чувство удовлетворения от чегонибудь.
3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
4. О том, кем гордятся.
Какая же гордость у Бобки в начале рассказа? (Это какаято глупая гордость.
Как можно гордиться штанами? В начале у Бобки гордостьвысокомерие: только у
него штаны солдатские.)
Какая в конце? (В конце Бобка заслуженно гордится, это чувство
удовлетворения.)
В каком случае это будет отрицательное качество человека? (Когда человек
гордится вещью, штанами.)
А положительное? (Чувство удовлетворения от поступка.)
Сколько времени могло пройти с начала рассказа до его конца? (Максимум 1
час.)
Да, а посмотрите, сколько чувств пережил Бобка за это время! И какие
серьезные изменения произошли в его душе! Как вы думаете, а какое чувство из тех, что
пришлось пережить Бобке, можно назвать главным, решающим для него?
(Удовлетворение.)
Почему вы так считаете? (Именно оно помогло Бобке почувствовать
заслуженную гордость.)
VI. Обобщение
Какой же эпиграф, возможно, понравился бы автору рассказа? Объясните,
почему. (РУКАМ РАБОТА ДУШЕ ПРАЗДНИК. Этот эпиграф больше всего
подходит. Бобка научился делать заплатки хорошо, красиво, преодолел свое неумение.
От этого на душе у него стало легко, радостно.)
Да, на это обращает наше внимание Николай Носов, и, может быть, ему бы
понравился выбранный нами эпиграф. Ведь когда человек делает чтото сам и у него это
3 получается он одерживает маленькую победу. Отсюда чувство радости, удовлетворения.
А если это заметят другие, оценят и похвалят это радостно и приятно вдвойне.
Тогда человек гордится собой, но эта гордость заслуженная.
4
Конспект урока по литературному чтению на тему "Носов "Заплатка"
Конспект урока по литературному чтению на тему "Носов "Заплатка"
Конспект урока по литературному чтению на тему "Носов "Заплатка"
Конспект урока по литературному чтению на тему "Носов "Заплатка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.