Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
17.02.2019
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)
Урок по литературному чтению во 2 классе. Тип урока: изучение нового материала. Урок составлен по учебнику «Литературное чтение». Л. Ф. Климановой [и др.] Знакомство с рассказом и обсуждение прочитанного осуществляется по частям. Применяются разные виды чтения: "жужжащее", "по цепочке", с конца, учителем в игре "стоп-поехали", хорошо читающими учащимися.
КОНСПЕКТ УРОКА.doc
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС  ТЕМА: «В. КАТАЕВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».   Цель   урока:    познакомить   с   содержанием   нового   для   ребят   произведения   Н.   Носова; подвести   детей   к   осознанию   того,   что   страх   к   неизведанному   может обратиться комической ситуацией; способствовать популяризации для чтения детских   книг;   формировать   навык   осознанного,   выразительного,   беглого чтения,   чтения   по   ролям;   развивать   умение   ориентироваться   в   тексте, анализировать   прочитанное,   сравнивать, аргументировать   своё   мнение,     развивать   монологическую   речь   учащихся, критическое   мышление,   воображение;   воспитывать   толерантное   отношение друг к другу, любовь к животным.    выдвигать   предположения,  Тип урока:  изучение нового материала.          Оборудование: подготовленные учащимися рисунки–иллюстрации, карточки со словарными словами и терминами,  шляпа,  силуэт вешалки,  смайлики в виде шляп,  ПК, проектор,  презентация   Microsoft   Power   Point,  карточки   ­   анаграммы  и текстом   для   чтения   в   парах,   учебник  «Литературное  чтение»   Л.   Ф. Климановой и др., – М.: Просвещение, 2014.          Планируемые результаты:  Личностные УУД: ­ выражать свои эмоции от прочитанного рассказа;  ­ соотносить поступки героев с этическими принципами; ­ оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других; ­  выразительно читать текст, работать в паре, в группах. Метапредметные УУД: Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные:  слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться   с   одноклассниками   совместно   с   учителем   о   правилах поведения и общения и следовать им. Предметные:     Познавательные:  ориентироваться   в   своей   системе   знаний;   осуществлять   анализ   объектов; находить   ответы   на   вопросы   в   тексте,   иллюстрациях;   преобразовывать информацию из одной формы в другую.  осознанно  воспринимать   на   слух   художественный   текст,   определять   смысл произведения, сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков,   формулировать   ответы   на   вопросы   по   содержанию   произведения, продолжение работы по формировать умение делить текст на части, вычленять основную   мысль   каждой   части,   работать   над   разными   видами   чтения,   над чтением по ролям. Методы обучения: словесный, наглядный. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.            Ход урока. I.  Организационный момент. II. Проверка выполнения домашнего задания. 1 ­ Какое произведение вы читали дома? Кто его автор? Кто его главные герои? Дома вы должны   были   научиться   выразительно   читать   диалог   героев,   подготовить   иллюстрирование наиболее понравившегося эпизода рассказа. Выставка рисунков по прочитанному рассказу «Затейники». Дети рассказывают, какой эпизод изобразили и почему. III. Подготовка к изучению нового материала. 1. Создание проблемной ситуации.  Игра «Короед». (Слайд 1.) ­  Подскажите, что это за предмет? (Учитель показывает головной убор – шляпу.) ­  А как   бы  вы   объяснили,  что  такое  «шляпа»  человеку,   который  её   никогда  не  видел? Послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре. ШЛЯПА­ головной убор с высокими полями. (По Ожегову.) ­   (Клик 1.) Перед вами стихотворение. Да вот беда, жук – короед съел половину букв. Но это   не   беда.   Ваши   глаза   должны   узнавать   буквы   и   цифры   быстро   и   легко,   не   слишком присматриваясь к ним при чтении. Попробуем прочитать написанное. Шляпа ­ лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком свете выручает И быть модной помогает. От дождя и ветра спрячет, Пожелает нам удачи!  ­ О чём в говорится в стихотворении?  (Клик 2.)  Каково предназначение этого головного убора?  Какие   бывают   шляпы?   (Большие,   маленькие,   летние,   соломенные,   мужские,   женские, цветные и т. д.)  А как вы думаете, бывают ли шляпы живые? А каким образом возможно шляпу «оживить»? Сегодня на уроке мы узнаем, каким образом оживают шляпы, познакомившись с одним интересным  рассказом. 2. Сообщение темы урока. Целеполагание. Сообщение сведений о Н. Носове. (Слайд 2) ­ Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ, который называется «Живая шляпа» (клик 1). А вот кто автор рассказа «Живая шляпа, вы  скажете сами, когда узнаете его по жизненным фактам. Родился он недалеко от Киева в Украине. Он был не только писателем,   но режиссёром. По его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей. Писатель   был   на   войне.  Во   время   Великой   Отечественной   войны   ставил   военно­ технические фильмы. Его труд был отмечен правительственными наградами.  ­ Кто не знает, это Н.Н. Носов (клик 2). Писатель многое видел, многое знал, многое умел и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят.  В  «Приключениях  о  Незнайке»  этот  писатель   подробно  рассказывает  о  таких  машинах, приборах и инструментах, которым только ещё предстояло появиться. А поскольку «взрослых» книг он почти не  писал, так и останется в памяти читателей «чистокровным детским юмористом». Один  авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писатель Носов. ­  Как же будет звучать тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке?   Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н. Н. Носова и прочитаем его рассказ «Живая шляпа». 2 3. Беседа о творчестве автора.  ­ Какие произведения, написанные Н.Носовым, вам известны? («Затейники», «Огурцы», «Телефон», «Приключения Незнайки» и др.) По многим произведениям писателя сняты мультфильмы. О ком рассказывает   Н.Носов   в   своих   произведениях?  (О   детях,   о   наших   ровесниках.)  Какие   у   него рассказы? (Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.) Весёлые   рассказы   вызывают   у   людей   улыбку   и   смех.   А   смех   –   дело   серьёзное.   Важно научиться видеть по­настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком­либо забавном случае. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Надо учиться  видеть по­настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по доброму относиться к шуткам. Читая рассказы Николая Носова, читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех.  4. Словарная работа. Тренировка навыка чтения целыми словами. ­   Прежде,   чем   мы   начнём   читать   рассказ   Н.Носова   «Живая   шляпа»,   давайте   уточним значения   некоторых   слов.  (Карточки   со   словами   размещены   на   доске.)  Что   такое  кочерга? Комод?  Каким словом можно заменить слово треснуть? А слово плюхнуть? Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга – железный прут с закругленным концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть – сильно ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Дети читают по указке учителя сначала по слогам, затем целыми словами. Плюх­ну­лось,                                   рас­кра­ши­ва­ли, со­ сколь­зну­ли,                               при­от­кры­ли. под­прыг­нет,  III. Чтение, анализ, работа с текстом  по частям. (Слайды 3, 4, 5.) Учитель заранее делит текст на смысловые части. ­  (Слайд 3, клик 1.)  Откройте страницу 54 учебника. Сейчас мы начнём читать текст по частям, с остановками.            1. Чтение  I  части (до слов «…что­то плюхнулось ­ упало на пол.»).                 (Клик 2.) 1 абзац:  самостоятельное «жужжащее чтение».            ­ Как вы думаете, что плюхнулось на пол? Как котёнок оказался под шляпой? Как звали  кота? Прочитайте второй абзац в паре по карточкам вслух, начиная читать текст с конца.                (Клик 3.) 2 абзац:  чтение вслух в парах по карточкам. Лоп ан олапу­ьсолунхюлп от­отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш  доп лапоп акьсаВ как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и  ядолоВ иледис етанмок в а. ­ Попробуем предположить, что произойдет дальше? ­  Как звали мальчиков героев этого рассказа? Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком? (Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.) ­ Когда мальчики заметили шляпу?  (Услышали, как позади что­то плюхнулось.)  А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой? Когда мы это узнаём?  Как вы думаете, почему писатель начал 3 свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (чтобы читатели знали, что бояться нечего; так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)  Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта  часть рассказа очень важна.  Как она  называется?  (Введение  или вступление.) (Термин на доску.)           2. Чтение II части хорошо читающими детьми (до слов «Володя за ним.») (Клик 4.) ­ Как отреагировали мальчики на упавшую с комода шляпу? (Хотели её поднять, но сильно испугались.)  Что же так испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.) Понимали ли они, что шляпы   не   бывают   живыми?   Докажите   своё   мнение   словами   из   текста.  (Понимали.   Один   из мальчиков   даже   сказал,   что   «шляпы   не   бывают   живыми».)  Тогда   что   их   так   напугало? (Обычный,   знакомый   предмет   ведёт   себя   странно,   непонятно.)  Какими   словами   писатель говорит   о   состоянии   мальчиков?    (Прыгнули   на   диван   и   трясутся   от   страха.)  Что   значит «трястись от страха»? Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите   на   оформление   предложений.  (Один   из   них   заикается   от   страха.   Они   говорят короткими фразами, а так говорит человек, который сильно волнуется или боится.) С какого момента начинают развиваться события? (Когда мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.) Этот момент называется завязкой (Новый термин на доску.)  ­ Как вы думаете, что шляпа будет делать в дальше? Смогут ли ребята побороть свой страх? 3.  Чтение  III  части  учителем  (до   слов  «Прибежали   на  кухню  и  дверь  за  собой закрыли»). Игра «Стоп – поехали!» (Клик 5.) Дети   следят   за   чтением   только   глазами.   По     команде   «Стоп!»   во   время   чтения учащиеся   поднимают  глаза  на  учителя.  По  команде    «Поехали»    дети  находят  слово,   на котором остановились,  и продолжают следить за чтением. ­   Как   повела   себя   шляпа,   Когда   Вадик   решил   рассмотреть   её   поближе?   Определите эмоциональное   состояние   героев.   Что   значит   "трястись   от   страха"?   Как   передать   при   чтении состояние  мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, страх в голосе). Что же предприняли мальчики? (Запрыгнули на диван, а после вообще убежали на кухню.) Как вы думаете, возвратятся ли ребята в комнату? Как будут развиваться события дальше? 4. Музыкальная  физкультминутка. (Слайд 4.) 5. Чтение IV части по ролям (до слов «Но шляпа не двигалась.») (Слайд 5, клик 1.)               ­  Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор.) Подготовьтесь к  чтению по ролям.  (Через 1­2 минуты жужжащего самостоятельного чтения дети читают часть по ролям).  ­ Давайте прочитаем эту часть по ролям.  ­   Чей прогноз оправдался?  Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой  шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.) А как вела себя шляпа всё это время?  (Она не двигалась.)  Как вы думаете, почему?  (Она сама боялась.) Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу? (Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)    Какое слово в этой части передаёт   их   настроение?  (Обрадовались.)  Что   ещё   можно   сказать   об   их   настроении?  (Они веселятся и радуются, играют.) Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто­нибудь за верёвочку дёргает?) Кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Почему? (Вадик, поскольку Вовка хотел уйти домой, бросить друга.) Как меняется поведение мальчиков на кухне?  (Они успокоились и осмелели, начинают думать, что делать дальше.)            ­ Как вы думаете, как поведут себя мальчики дальше?  4 6. Чтение V части  учащимися «по цепочке» (до конца). (Клик 2.) ­ Что предложил Володя? (Кидать картошкой в шляпу). Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик.)  Что   произошло,   когда   ребята   стали   швырять   картофелем   в   шляпу?  Каким   стало настроение ребят? Какой момент самый напряженный? (Шляпа как подскочит кверху…)  Как он называется? Это кульминация (развязка) (Новый термин на доску.) ­ Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (Радость от того, что всё хорошо закончилось, страх прошёл,  стыд,  что они испугались шляпы, жалость: Ваське зря попало.)  Что вам об этом подсказало?  (Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его.)  Как вы думаете,   а   котенок   какие   чувства   испытывал   на   протяжении   всего   рассказа?  ­   Какое   чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?  7. Зрительная гимнастика. Минутка релаксации. (Слайд 6.) ­ Помогите Ваське поймать муху. ­ Отдохнём минуточку. Положите руки на парту, а голову на руки. Закройте глаза.  (Учитель считает до 5.)  Реснички опускаются,                                             Губы чуть приоткрываются, Глазки закрываются.                                                Все чудесно расслабляются. Мы спокойно отдыхаем,                                         Дышится легко… ровно… глубоко. Сном волшебным засыпаем.                                   Мы спокойно отдыхали, Дышится легко… ровно… глубоко…                    Сном волшебным засыпали, Наши руки отдыхают,                                              Но пора уже вставать. Отдыхают, засыпают.                                              Крепче кулачки сжимаем, Шея не напряжена                                                    Их повыше поднимаем. И расслаблена.                                                          Подтянуться! Улыбнуться!                                                                                                   И к работе вновь вернуться!                      IV. Закрепление изученного материала.             1. Обобщающая беседа.  ­ Какие из ваших предположения оправдались? Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время чтения. А за кого вы по­настоящему волновались и почему? Почему, когда читали  произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха? (потому что мы знали, кто   под   шляпой,   а   ребята   нет.)  Кем   же   были   Вадик   и   Вовка:   трусами,   чудаками   или фантазёрами?  (Они   не   были   трусами,   потому   что   справились   со   страхом.   Мальчики   были активные, деятельные.  Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под   шляпой.  Ребята   были   фантазёрами.   Они   придумали,   что   шляпу   кто­то   дёргает   за верёвочку.)  Как бы вы поступили на месте мальчиков?  В чём, по­вашему,   заключается главная мысль рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдешь выход из трудной ситуации.)    Как   автор   относится   к   героям   своего   произведения?  (Добрый,   он   над   ними посмеивается, ребята ему нравятся.) А какой это смех: добрый или злой? Как называется такой смех?  (Юмор.)  Значит,   какой   характер     нашего     рассказа?  (Юмористический.)  Мы   вместе   с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.  2. Закрепление изученного. (Слайды 7, 8.) ­ А   сейчас мы проверим,  насколько вы внимательно работали  над рассказом Н.Носова «Живая шляпа». ­ (Слайд 7.) Задание № 1. Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н. Носова «Живая шляпа». 5 ­ (Слайд 8.) Задание № 2. «Эпиграф». ­ Из данных пословиц выбрать только те, которые подходят к содержанию рассказа:  У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.  СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.  ДРУГ ЗА ДРУГА ДЕРЖАТЬСЯ – НИЧЕГО НЕ БОЯТЬСЯ.  ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ. ­ ***Резерв.  Задание № 3. Анаграммы.  Сейчас мы поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки. Измените в словах порядок букв и узнайте слова. Определите лишнее слово. натаком – комната                                        чергако – кочерга токаршка – картошка                                    зикорна ­ корзина модко – комод                                               ватькро – кровать ноктёко – котёнок V. Итог урока. Рефлексия. ­ Понравился ли вам рассказ? Чем? Напомните его название. Кто его автор? Почему шляпа оказалась   живой?  К   какому   жанру   относится   произведение,   которое   мы   сегодня   изучали? (Юмористический   рассказ.)  Это   весёлый,   юмористический   рассказ.   Мы   вместе   с   автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. А с какими новыми терминами вы сегодня познакомились? Повторим их хором. ­   Знаете   ли   вы,   ребята,   при   помощи   шляпы   можно   выражать   и   злость,   и   радость. Может   слышали   выражение   "Шапками   забросать"?   В   старину   так   действительно   поступали   с человеком , на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку. Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали  вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки. Я предлагаю воспользоваться этим обычаем. Мы не будем шляпки. А будем   их   вешать.   Насколько   вы   довольны   своей   работой   на   уроке,   оцените   себя   как   читателя, активного ученика, было ли интересно на уроке, прикрепите шляпу  на высокую вешалку. (Дети поясняют, почему они вешают шляпку именно туда.)              Д/З           Прочитать по ролям с. 54 ­ 58. 6

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. Катаев "Живая шляпа" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019