Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
22.01.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)
Урок был составлен с учетом новых подходов в обучении, использовании 7 модулей. Урок начинается с создания положительной мотивации - для организации благоприятного микроклимата в классе. На уроке проводится коллективная, парная и групповая работа для актуализации и систематизации знаний. Учащиеся постепенно подводились к постановке темы и целей урока. На протяжении урока учащиеся используют разные способы оценивания: самооценивание в Листе успеха, взаимооценивание в паре, в группе . В конце урока подведён итог по листу успеха: подсчитано количество баллов и выставляется оценка за урок.Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)
Лягушка-путешественница.doc
Литературное чтение. 2 класс  Тема: В.Гаршин «Лягушка­путешественница»  (2 урок) Тип урока:  Закрепление изученного материала Цель: Создать условия для определения учащимися идеи произведения через характеристику героя и его  поступков.  Развивать  критическое мышление, навыки работы в парах и группах, умение оценивать работу товарищей и  свою. Раскрыть воспитательное значение произведения; воспитывать негативное отношение к хвастовству; любовь  и уважение к животному миру    Ход урока. 1. Организационный момент. Деление на группы перед уроком. (5 групп по 5 человек) Психологический настрой  ­Долгожданный дан звонок, начинается урок. «Ребята! Готовы к уроку?! Давайте улыбнёмся, поприветствуем друг друга! ­ Скажем «здравствуйте» руками. ­ Скажем «здравствуйте» глазами. ­ Скажем «здравствуйте» кивком­    Станет радостным наш дом! ( раздача оценочных листов)  ­ Сегодня мы работаем  в группах. На протяжении всего урока вы будете оценивать свою  работу и работу товарищей на уроке в листе успеха.  Критерии: «5» ­ 17­16 баллов «4» ­ 15­14 баллов «3» ­ 13­11 баллов Лист успеха Задание № 1. «Да, нет» 2. Словарная работа 3.   4.   5. Образ героя Шесть шляп 6.   Перепутанные цепочки Работа с иллюстрациями баллы Макс: 17 б. 0­5 0­3 0­1 0­2 0­3 0­3 Итог: 2. Актуализация знаний Слайд 1 1. ­Прочитайте загадку, отгадайте её. Скачет зверушка: Не рот ­ а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Кто это?  (Лягушка)  Слайд 2 ­ Да, правильно, это лягушка. ­Как это слово произносится по­казахски? По­английски?  (бақа,  frog) (обсудите в группе) ­ Прочитаем это слово с интонацией удивления, страха, радости. ­ Подберите однокоренные слова (лягушка, лягушонок, лягушечка, лягушачий, лягушатник) ­ К какой группе животных относятся лягушки? (Лягушки относятся к земноводным). 3. Рассказ о лягушках.  ­ А что вы знаете про лягушку? (рассказы детей) ­ Хочу представить вашему вниманию занимательную информацию о лягушках, которую  приготовил … (подготовленный учащийся)          ­ Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам:  у травянистых лягушек грубеет горлышко,  а остромордые от ног до головы становятся голубыми.   Но   особенны   цветастые   лягушки.   Поют   лягушки   старательно   и   усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. Есть лягушки ­   квакши.   Это   лягушки   ­   хамелеоны,   т.е.   могут   менять   окрас.   В   зависимости   от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу. ­Оказывается,   по   поведению   лягушки,   как   говорится   в   народных   приметах,   можно определить погоду. Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер. Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды. ­ Вот видите, какие интересные существа эти лягушки. И не случайно с них мы начали наш  урок.  4. Сообщение темы урока. Постановка цели. Слайд 3 ­ Над каким произведением будем работать?    (В.Гаршин «Лягушка­путешественница»).  Слайд 4  ­  Поставьте цель на сегодняшний урок, используя опорные фразы  Продолжить … Проанализировать…  Раскрыть … Продолжить  знакомством со сказкой В.Гаршина «Лягушка­путешественница» Проанализировать  произведение Раскрыть качества героев, идею произведения, оценить поступки героев Слайд 5 5. Знакомство с биографией автора. (подготовленный учащийся) ­ Сегодня мы подробнее познакомимся со сказкой «Лягушка­путешественница», которую написал Всеволод Михайлович Гаршин.  ­ Ребята, я заранее попросила …….. подготовить нам сообщение о биографии писателя. Всеволод Михайлович Гаршин выдающийся русский писатель. Родился в 1855 году в семье офицера, поэтому пришлось много путешествовать и побывать в разных местах России. С трёх лет его воспитанием занимался отец. В 9 лет мать привезла его в Петербург, где он поступил в гимназию. Учился хорошо, имел много друзей. Хорошие отметки он получал за сочинения.   Математику   не   любил,   хотя   она   давалась   ему   легко,   но   интересовался естествознанием, ботаникой, химией, физикой. Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними. Писать он начал еще в гимназии. У него много было рассказов, сказок, статей. Но известным он стал благодаря своему последнему произведению «Лягушка­путешественница».  ­ Уточним, кто такие путешественники? (тот, кто путешествует, т.е. совершает поездку или передвижение по каким ­ либо местам. Человека, который открывает новые места. Человека, который  едет в новое  неизвестное место.) - Как  можем проверить наш ответ? (Смотрим в словаре Ожегова). ­ Любите ли вы путешествовать?  ­ А на чём можно путешествовать?  ­ К какому жанру относится произведение «Лягушка­путешественница»? ( авторская сказка)  ­ На чём можно путешествовать в сказках? (ковёр­самолёт, машина времени, на печи, на  ступе, на гусях) 6. Тест проверки дом задания. «Да, нет» ­     Для того, чтобы проанализировать сказку, мы должны хорошо знать её содержание. С помощью приёма « Да, нет» мы это проверим.  Кто же был самым внимательным читателем произведения  В.М.Гаршина.  ­ История с лягушкой произошла летом? (­)  ­ Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей, что такое юг. (+)  ­ Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг. (­)  ­ Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток. (­)  ­ Оторвавшись от прута, лягушка бултыхнулась прямо в грязный пруд на краю деревни. (+)  ­Оцените работу друг друга. Взаимопроверка. (макс 5 баллов, кол–во баллов по выполненным верно)    Лист успеха №1   (передают по кругу и проверяют)   7. Словарная работа.    ­ Так как сказка была написана в 19 веке, то может значение некоторых слов вам было  непонятно, после прочтения сказки. ­ Возьмите карточку со словарной работой. Соедините слово с его лексическим значением  стрелкой. (Работа в парах.) Слайд 6 Самопроверка по ключу. 1. Уронить достоинство 2 2. Захватило дух 3. Паяц 4. Скирда 5. Верста 6. Стук цепов. (Цеп) 7. Полетела вверх тормашками 7 1 5 6 4 3 Стало     трудно   дышать   от   резких   движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра  Головой вниз Авторитет, честь Старинная русская мера равная 1 км 6 м  Ручное орудие для молотьбы  Большой, обычно продолговатый стог сена Старинное название клоуна, шута   ­Оцените свою работу. (макс 3 балла, 0 ош. ­3б., 1­2 ош.­2б., 3­4ош. – 1б.)  Лист успеха №2   Работа в группах. ­ Сейчас мы будем работать в мастерской. Вы будете самостоятельно работать в группах. Ваша задача выполнить задания, которые находятся у вас на столах и познакомить нас с результатом своей работы. 8.  Перепутанные цепочки Приём «Перепутанные цепочки». Работа с сюжетными картинками. Работа в группе ­ Возьмите карточку с иллюстрациями. Определите порядок иллюстраций по содержанию  сказки и распределите их  на постере  в соответствующей последовательности  (Дети обсуждают последовательность событий в тексте,  и распределяют  иллюстрации в определённой последовательности, затем выходят к  доске с постерами,  класс оценивает сигнал карточками ) ­ Глядя на выполнение вами данного задания, какой вывод можно сделать? (все группы  справились с заданием) Оцените работу группы  в листе успеха (1б, если справ, 0б­не справ)  Лист успеха №3  9.  Работа с иллюстрациями.  ­ Слайд 7  Внимание на экран.  Каждой группе предлагается 1 иллюстрация, вы должны  придумать ей название, найти в тексте и зачитать отрывок  соответствующий вашей картинке. (каждой группе по одной иллюстр)    Защита групп (иллюстрац на экране)   ­ Оцените работу группы в листе успеха(2б, если назвали и прочит, 1б – не полн ответ, 0б­не справ)  Лист успеха №4 10.  Музыкальная физминутка. «Лягушачий хор»           ­В начале весны лягушки, находившиеся в состоянии покоя, начинают возвращаться к  своей обычной жизни. Давайте отдохнём вместе с ними под весёлый танец. 11.  Работа над образами героев. (Каждой группе раздаются разные задания) ­ Какой мы видим главную героиню сказки?  Каждой группе будет предложено представить  её образ.    1­я группа. Описание лягушки.  ­ Из данных слов, выберете слова, характеризующие лягушку. Докажите словами из текста. ­ Обведите овалом качество, которое помешало лягушке добраться до юга. 1. Боязливая (осторожная) 2. Любознательная (любопытная, находчивая) 3. Вежливая 4. Несдержанная. 5. Решительная, отважная 6. Умная 7. Сдержанная. 8. Скромная. 9. Храбрая 10. Трусливая. 11. Хитрая. 12. Хвастливая. 13. Врунья (врунишка). 14. Правдивая. ( Главным качеством её было ХВАСТОВСТВО, которое её погубило. Ведь именно оно помешало ей довести  до конца хорошо начатое дело). 2 – я группа. Составить синквейн со словом «Лягушка» Например: 1)  лягушка; 2)  лупоглазая, толстая; 3)  соображает, болтает, хвастается; 4)  изобретает необыкновенный способ летать; 5)  путешественница. 3 – я группа.   Паспорт лягушки.     Найдите доказательства в тексте.  1. Имя …         (Лягушка­путешественница) 2. Создатель … (В.Гаршин) 3. Место проживания… (сказка) 4. Личные качества (5 качеств)…   (любознательная, осторожная, вежливая, хвастливая,  изобретательная,)    (доказательства из текста) 5. Заветное желание … (Улететь с утками на юг)    осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки:   любознательна: её очень хочется выяснить, куда летят утки, что такое юг, она решается на Например:   Лягушка была  когда на озеро, где жила лягушка спустились утки, лягушка на всякий случай нырнула под корягу,  выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё­таки спросила, много ли там комаров и мошек.    Лягушка  далекое путешествие, во время которого старается как можно лучше рассмотреть мир .  Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг.  Лягушка и смелая,  она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток  поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как  бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки  переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно  было иметь присутствие духа, и она имела его". 4 – я группа.    Работа с пословицами. ­ Какие из пословиц подходят к нашей сказке? Почему?  1.  «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз». (Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.) 2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» 3. «Хвастовство само себя наказывает». (Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала) 4. «Всякая сорока от своего языка погибает». ( Лягушка хотела славы, из­за этого пострадала, не умела  сдерживать своих эмоций) 5. «Чего себе не хочешь, того и другому не делай». (лягушка никому ничего плохого не сделала) ­ А почему первая, третья и четвёртая подходят? 5 – группа.  «Сочинить стихотворение». …………….. лягушка …………….. квакушка. …………….. она кричала, …………….. мечтала. …………….. хотела! ……………... не долетела! Примерный  вариант:  Жила была лягушка Весёлая квакушка. «Ква­ква», ­ она кричала, Лететь на юг мечтала. Ах, как она хотела! Жаль, что не долетела! 12. Проверка с/р. Дети рассказывают о своём задании и его выполнении. (Всё оформляется на доску) Оцените работу группы в листе успеха (3б, если справ, 2б – не полн ответ, 0б ­не справ)  Лист успеха №5 Слайд 8   13. ­ Ребята, а вы знаете, что наша лягушка, в конце концов, прославилась. Ей поставили  памятник во многих уголках мира.      14. Стратегия «Шесть шляп» ­ Продолжим нашу работу. Каждая группа должна проанализировать сказку,  согласно цвету  вашей шляпы.  факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки. Прочитав сказку, мы узнали историю о … эмоции. Читая эту сказку, мы почувствовали  в  начале рассказа … в  середине рассказа … в  конце рассказа … критика.  Найдите, всё плохое в поступках лягушки. Какие трагические события могли  произойти с лягушкой? В сказке можно увидеть следующие тревожные моменты … оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина? Самое радостное в сказке … шляпа творчества. Придумайте своё окончание сказки.  жизненный урок. Чему тебя научило это произведение? Прочитав сказку, «Лягушка­ путешественница» и, выслушав мнения других групп, мы можем сделать вывод о том, что идея  этого произведения заставила задуматься о … во­первых … во­вторых … в­третьих …(Хвастовство  не приводит к добру. Хвастовство  само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга) Оцените работу группы в листе успеха(3б, если справ, 2б – не полн ответ, 0б­не справ)  Лист успеха №6 15. Итог урока.  ­ Зачем Гаршин рассказал нам всю эту историю?   ­ Поделитесь своим мнением.   ­ Как вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками? (Хвастовство,  нескромность). Конечно, автор, говоря о лягушке с иронией, в первую очередь осуждает  людей, у которых есть черты характера, которые им вредят. Говорит о людях умных,  но хвастливых.  ­ Какой совет вы дали бы своим друзьям и знакомым? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство  мешает совершать хорошие поступки) 16.  Оценка работы учащихся.( в листе успеха) ­ Оцените свою работу на уроке. Подведите итог. Выставление оценок в листе успеха.  Критерии: «5» ­ 17­16 баллов «4» ­ 15­14 баллов «3» ­ 13­11 баллов ­ Кто  получил «5», «4», «3»? Лист успеха Задание № 1. «Да, нет» 2. Словарная работа 3.   4.   5. Образ героя Шесть шляп 6.   Перепутанные цепочки Работа с иллюстрациями баллы Макс: 17 б. 0­5 0­3 0­1 0­2 0­3 0­3 Итог: Слайд 9   книжная выставка ­ Обратите внимание на книжную выставку  на экране. Как вы думаете, с какой целью она вам представлена? ­ Герои  этих произведений тоже любили похвастаться. ­ Что ценят в людях разные народы, вы узнаете, прочитав эти книги. Я предлагаю вам  найти  эти произведения в нашей школьной библиотеке или  Интернетсети и прочитать. ­Кому из вас захотелось прочитать эти произведения ?  Слайд 10   14.  Домашнее задание ( по выбору) 1. Побывать в роли художников, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказки и пересказать его. 2. Придумать другую концовку сказки. 3. Написать письмо герою сказки. Рефлексия Слайд 11   На экране пруд с лягушками и надписями под ними: хвастовство, нескромность,  зазнайство, скромность, решительность, сдержанность. ­Какую надпись с лягушкой вы бы выбрали для себя после знакомства со сказкой и  наших размышлений над ней?  ­ Возьмите стикер и прикрепите рядом с  выбранной лягушкой.    ­Урок окончен. Спасибо за урок!

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница" (2класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Гаршин «Лягушка-путешественница"  (2класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018