Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЧТО СКРЫТО МЕЖДУ СТРОК (Японские хокку: законы жанра) Цели урока: - познакомить с творчеством классиков японской лите¬ратуры Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; - формировать представление о жанре хокку: о способах построения трехстиший, тематике, истории возникновения и развития; - наблюдать за особенностями национального мироощу¬щения японского народа; - развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся.
Иконка файла материала Японские трехстишия хокку.doc
Т.Н. МЯКИШЕВА, г. Нижневартовск ЧТО СКРЫТО МЕЖДУ СТРОК (Японские хокку: законы жанра) Цели урока: ­   познакомить   с   творчеством   классиков   японской   литературы   Мацуо   Басё   и Кобаяси Иссы; ­ формировать представление о жанре хокку: о способах построения трехстиший, тематике, истории возникновения и развития; ­ наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа; ­ развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся. Оборудование:  учебник «Литературное чтение», 3 кл., словарь, тексты хокку, карточки с японскими иероглифами, иллюстрации икебаны, образец оригами, тексты хокку для индивидуальной и парной работы, тетради по литературе. Словарь урока: Хокку   (хайку),   икебана   (икэбана),   танка,   Япония,   миниатюра,   Мацуо   Басё, Кобаяси Исса, литературные тропы, иероглифы, звуковые образы, зрительные образы, живопись, оригами. Примечание.  Готовясь   к   этому   уроку,   дети   искали   интересный   материал   о Японии, японской культуре и поэзии. ХОД УРОКА I. Организационный момент Актуализация знаний II. Учитель читает хокку: Уродливый ворон ­ И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! (Учитель прикрепляет яркое красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске.) Учитель: Что скажете? Красиво? Настя В.: Мне нравится, как вы прочитали стихотворение. Вова С: А я думаю, что это не обычное стихотворение. Это хокку. Полина Г.: Конечно, это хокку. Вова прав. Я могу доказать это ­ в нем совсем нет рифмующихся слов. Варя Ш.: Я хочу добавить, в этом стихотворении только три строки, а это тоже доказательство того, что это хокку Учитель:  Молодцы,   дети!   Правильно   подметили.   Как   вы   думаете,   почему   я прочла именно это стихотворение? Оля   А.:  Наверное,   вы   увидели   сегодня   ворона   на   снегу,   и   вам   захотелось рассказать нам об этом. Даша В.: Нет, ребята сказали, что это хокку. Значит, мы будем сегодня говорить о них. Учитель: Так назовите мне тему сегодняшнего урока.Оля М.: Тема называется: «Хокку». III. Новый материал Учитель:  Правильно.   Но   я   хочу   еще   добавить   ­   японские   хокку.   Позже   вы узнаете, почему это так важно. В хокку свои правила, законы, поэтому тема нашего урока: «Японские хокку: законы жанра». Давайте продолжим разговор о хокку. Кто мне в этом поможет? Даша В.: Я хочу тоже прочитать хокку о вороне.  Скажи мне, для чего,  О ворон, в шумный город  Отсюда ты летишь? Учитель: Спасибо. Полина Г.: А я хочу рассказать хокку на японском языке.  Сидзукаса я  ива ­ ни симииру  сэми ­ но ­ коэ. Учитель: Замечательно звучит! Но, к сожалению, Полина, мы не знаем японского языка. Полина Г.: А я могу прочитать перевод.  Тишина кругом.  Проникает в сердце скал  Легкий звон цикад. Учитель: Спасибо. Очень красиво! Варя Ш.: Я тоже хочу рассказать хокку на японском и русском языках: Карээда ни Карасу но томаритару я  Аки но курэ. Перевод звучит так: На голой ветке  ворон сидит одиноко.  Осенний вечер. Учитель: Чудесные стихи! Настя В.: Мое стихотворение о природе. В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей­дружок! Учитель: Спасибо, дети! Прекрасные стихи, и вы их замечательно прочитали! А что мы уже знаем о хокку? Женя Л.: Хокку ­ это стихи, хоть и без рифмы. Алиса 3.:  У всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать! Лиля X.: В хокку говорится о природе и о людях. Даша Е.: Это авторские стихи. Валера   П.:  А   я   нашел   в   Интернете   страничку,   где   написано,   что   хокку   по­ другому называются хайку. Учитель: Спасибо. Очень ценное дополнение! Валерия Н.: А я прочла в книжке, что хокку произошли от танка, но только оникороче. Стае Ш.:  Эти стихи сочиняют японские поэты. Мы уже читали хокку Иссы, а еще Бусона. Учитель: А кто автор сегодняшних хокку? Если затрудняетесь, то посмотрите в учебнике. Аня В.:  Авторов зовут Кобаяси Исса и Мацуо Басё. Еще я хочу добавить, что хокку ­ это жанр японской поэзии. Учитель:  Отлично! Оказывается,  вы достаточно  много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело! Прочитайте хокку, записанное на доске белым мелом. Узнаете? Да, это трехстишие, которое я прочла вам в начале нашего урока. Уродливый ворон ­ И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! Как может уродливый ворон быть красивым на снегу? Женя Н.: Ворон ­ некрасивая птица, и он не может быть прекрасным. Варя Ш.: Я не согласна с Женей! В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон тоже красив, но по­своему! Валерия Н.:  Там еще написано, что снег был первый, значит, он пушистый и чистый. А это так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен! Алиса 3.: Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на сочетание двух цветов ­ белого и черного. Мы же изучали, что это классическое сочетание. Учитель:  Вы правы. Спасибо. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать   то,   что   увидел,   как   пронзительно   он   чувствует   природу!   Как   точно изображает!   И   это   вызывает   восхищение!   Используются   ли   автором   литературные тропы? Полина Г.: Я не нашла здесь литературных тропов. Стас Ш.: Обычно в стихах часто встречаются сравнения, эпитеты, метафоры. А тут их нет. Ира Т.: Ну и что, что их нет, все равно красиво! Учитель: Я согласна с Ирой. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку ­ это умение сказать многое в немногих словах! Алиса 3.: Это как у художника, получается картинка­миниатюра! Учитель: Очень метко! Правильно, настоящая миниатюра. Но в литературе это называется создание зрительного образа. Сейчас прочтите хокку, написанное на доске розовым мелом. Настя, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора. Наша жизнь ­ росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь ­ и все же... Учитель: В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему? Вова С: Наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда­нибудь кончается. Валерия Н.: Я согласна с Вовой, но еще хочу добавить. Мне кажется, что автор думает и о том, что еще много времени впереди. Учитель: Дети, есть ли в хокку недоговоренность? Можно ли сказать, что автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не на­ вязывает?Даша В.: Думаю, что да. Ведь кто­то может подумать о том, что хорошо, что он вообще родился. И радуется! Даша Е.: Каждый может думать о чем захочет. Это его право. Валера П.: Мы даже можем спорить. Учитель: Правильно. Мы можем по­своему воспринимать стихи автора. Можем спорить,   отстаивать   свою   точку   зрения   и   даже   философствовать!   Но   поводом   к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь быстротечна, как рябь на воде. Но очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой тебе человек! Дети, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии? Аня В.: Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают. Женя Л.: Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану. Вова   С:  А   мы   с   папой   посчитали,   что   на   каждого   японца   приходится   всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. Алиса 3.: И даже к словам? Варя Ш.: А что, и даже к словам! Есть люди, которые слова не ценят, бросаются ими, а японцы нет! Ира Т.: Я согласна с Варей! Я много прочитала про Японию. Учитель: Спасибо, дети. Действительно, нам пора поговорить о родине хокку ­ Японии. (Дома дети готовили материал об этой стране.) Учитель:  По количеству поднятых рук я поняла, что выслушать всех вас не хватит  времени.  Поэтому я предлагаю провести  блиц­опрос.  Вы должны  выбрать  из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом. Начали! Валера П.: Япония ­ Страна восходящего солнца. Она расположена на Востоке. Валерия Н.: Она расположена на островах. Настя В.: Этих островов около четырех тысяч. Столица ­ Токио. Полина Г.: Я читала, что японцы расширяют свою территорию за счет мусорных отходов. Стас Ш.: Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басе, и он жил в XVII веке. Аня В.: Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать. Женя Н.: А еще до 6 лет им все разрешают. Но потом воспитывают очень строго. Варя Ш.: В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней ­ сакурой. В  начале  марта   по  телевизору  сообщают  о  сроках   ее  цветения.  Люди   в  эти  дни  не работают, а уезжают за город. Настя В.: В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если  увидят бумагу  или  окурки,  то обязательно с  улыбкой  поднимут и бросят в мусорный контейнер. Оля Д.: Японцы видят красоту и в самых обычных вещах. Алиса 3.: Названия у японских островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю! Оля М.: Все девочки учатся искусству составления букетов. Ира Т.: В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев. Оля А.: В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее. Оля М.: Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький!Вова С: Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни. Даша Е.: Японцы ­ вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей. Учитель:  Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране. А сейчас   я   предлагаю   еще   раз   посмотреть   на   хокку,   записанные   на   доске.   Найдите трехстишие, которое полностью является развернутой метафорой. Дети: «Наша жизнь ­ росинка...» Учитель:  А теперь хокку, которое отличается от остальных, даже если оно не прочитано. Стас Ш.: Я думаю, что это трехстишие, у которого есть название. Учитель: Верно! Оказывается у некоторых стихов­миниатюр даже есть названия. В хижине, крытой тростником Как стонет от ветра банан,  Как падают капли в кадку,  Я слышу всю ночь напролет. Учитель: А чем танка отличаются от хокку? Полина Г.: В танка пять строчек, а в хокку только три. Валерия П.:  Танка ­ старинные стихи, они появились в древности в народной поэзии. Даша В.: Танка старше, чем хокку! Хокку и танка чаще всего о природе. Учитель: Вы правы. Но еще я хочу дать вам формулы построения танка и хокку: 5+7+5+7+7 и 5+7+5. Какая из них соответствует построению хокку? Верно, вторая. Хотите доказать, что хокку соответствуют этой формуле? Практическая работа IV. Дети работают в парах. У них на партах по три текста. Они считают строки, делят слова на слоги и делают выводы. У каждого ребенка по нескольку текстов, но только один подходит к формуле 5+7+5, например: Ветвь цветущая (5) Скрыла от очей моих (7) Ясную луну (5). Учитель:  Некоторые   хокку   не   имеют   такого   чёткого   построения.   Как   вы думаете, почему? В чем причина такого несоответствия? Дети:  Все   хокку   переведены,   а   перевод   не   всегда   соответствует   авторскому тексту. Учитель:  Иногда   и   авторы   отступали   от   классической   формулы.   Особенно поэты­авангардисты. Например, Басё. Подведение итогов V. Учитель: Что нового вы узнали о японских хокку?  (Дети отвечают.) Учитель:  А   сейчас   предлагаю   вам   попробовать   самим   написать   хокку.   Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из них. Вариант 1: Утро зимнего дня... Вариант 2: Время бежит... Вариант 3: Роса... (После выполнения задания дети читают свои стихи.)Валера П.: Время бежит. Мы не замечаем этого. Скоро весна! Даша В.: Дельфиненок Так плещется в прозрачной воде!  Даже завидно! Вова С.: Роса умывает  Каждую травинку,  Как мама! Алиса 3.: Гости в классе у нас!  Приходите еще,  Мы вам так рады! Полина Г.: Любуюсь цветком.  Он улыбается мне.  Мы давно дружим! Учитель:  Вижу, как вам хочется прочесть свои стихи! Я очень рада! И хочу сказать вам что­то на японском языке. Гокуросама! Что означает ­ спасибо за помощь! Домашнее задание выберите для себя сами. VI. Домашнее задание Вариант 1: Работать с материалом учебника (например, проиллюстрировать хокку). Вариант 2: Написать хокку по классической формуле.

Посмотрите также