Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
1 кл—4 кл
31.03.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"
ЧТО СКРЫТО МЕЖДУ СТРОК (Японские хокку: законы жанра) Цели урока: - познакомить с творчеством классиков японской лите¬ратуры Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; - формировать представление о жанре хокку: о способах построения трехстиший, тематике, истории возникновения и развития; - наблюдать за особенностями национального мироощу¬щения японского народа; - развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся.
Японские трехстишия хокку.doc
Т.Н. МЯКИШЕВА, г. Нижневартовск ЧТО СКРЫТО МЕЖДУ СТРОК (Японские хокку: законы жанра) Цели урока: ­   познакомить   с   творчеством   классиков   японской   литературы   Мацуо   Басё   и Кобаяси Иссы; ­ формировать представление о жанре хокку: о способах построения трехстиший, тематике, истории возникновения и развития; ­ наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа; ­ развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся. Оборудование:  учебник «Литературное чтение», 3 кл., словарь, тексты хокку, карточки с японскими иероглифами, иллюстрации икебаны, образец оригами, тексты хокку для индивидуальной и парной работы, тетради по литературе. Словарь урока: Хокку   (хайку),   икебана   (икэбана),   танка,   Япония,   миниатюра,   Мацуо   Басё, Кобаяси Исса, литературные тропы, иероглифы, звуковые образы, зрительные образы, живопись, оригами. Примечание.  Готовясь   к   этому   уроку,   дети   искали   интересный   материал   о Японии, японской культуре и поэзии. ХОД УРОКА I. Организационный момент Актуализация знаний II. Учитель читает хокку: Уродливый ворон ­ И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! (Учитель прикрепляет яркое красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске.) Учитель: Что скажете? Красиво? Настя В.: Мне нравится, как вы прочитали стихотворение. Вова С: А я думаю, что это не обычное стихотворение. Это хокку. Полина Г.: Конечно, это хокку. Вова прав. Я могу доказать это ­ в нем совсем нет рифмующихся слов. Варя Ш.: Я хочу добавить, в этом стихотворении только три строки, а это тоже доказательство того, что это хокку Учитель:  Молодцы,   дети!   Правильно   подметили.   Как   вы   думаете,   почему   я прочла именно это стихотворение? Оля   А.:  Наверное,   вы   увидели   сегодня   ворона   на   снегу,   и   вам   захотелось рассказать нам об этом. Даша В.: Нет, ребята сказали, что это хокку. Значит, мы будем сегодня говорить о них. Учитель: Так назовите мне тему сегодняшнего урока. Оля М.: Тема называется: «Хокку». III. Новый материал Учитель:  Правильно.   Но   я   хочу   еще   добавить   ­   японские   хокку.   Позже   вы узнаете, почему это так важно. В хокку свои правила, законы, поэтому тема нашего урока: «Японские хокку: законы жанра». Давайте продолжим разговор о хокку. Кто мне в этом поможет? Даша В.: Я хочу тоже прочитать хокку о вороне.  Скажи мне, для чего,  О ворон, в шумный город  Отсюда ты летишь? Учитель: Спасибо. Полина Г.: А я хочу рассказать хокку на японском языке.  Сидзукаса я  ива ­ ни симииру  сэми ­ но ­ коэ. Учитель: Замечательно звучит! Но, к сожалению, Полина, мы не знаем японского языка. Полина Г.: А я могу прочитать перевод.  Тишина кругом.  Проникает в сердце скал  Легкий звон цикад. Учитель: Спасибо. Очень красиво! Варя Ш.: Я тоже хочу рассказать хокку на японском и русском языках: Карээда ни Карасу но томаритару я  Аки но курэ. Перевод звучит так: На голой ветке  ворон сидит одиноко.  Осенний вечер. Учитель: Чудесные стихи! Настя В.: Мое стихотворение о природе. В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей­дружок! Учитель: Спасибо, дети! Прекрасные стихи, и вы их замечательно прочитали! А что мы уже знаем о хокку? Женя Л.: Хокку ­ это стихи, хоть и без рифмы. Алиса 3.:  У всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать! Лиля X.: В хокку говорится о природе и о людях. Даша Е.: Это авторские стихи. Валера   П.:  А   я   нашел   в   Интернете   страничку,   где   написано,   что   хокку   по­ другому называются хайку. Учитель: Спасибо. Очень ценное дополнение! Валерия Н.: А я прочла в книжке, что хокку произошли от танка, но только они короче. Стае Ш.:  Эти стихи сочиняют японские поэты. Мы уже читали хокку Иссы, а еще Бусона. Учитель: А кто автор сегодняшних хокку? Если затрудняетесь, то посмотрите в учебнике. Аня В.:  Авторов зовут Кобаяси Исса и Мацуо Басё. Еще я хочу добавить, что хокку ­ это жанр японской поэзии. Учитель:  Отлично! Оказывается,  вы достаточно  много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело! Прочитайте хокку, записанное на доске белым мелом. Узнаете? Да, это трехстишие, которое я прочла вам в начале нашего урока. Уродливый ворон ­ И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! Как может уродливый ворон быть красивым на снегу? Женя Н.: Ворон ­ некрасивая птица, и он не может быть прекрасным. Варя Ш.: Я не согласна с Женей! В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон тоже красив, но по­своему! Валерия Н.:  Там еще написано, что снег был первый, значит, он пушистый и чистый. А это так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен! Алиса 3.: Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на сочетание двух цветов ­ белого и черного. Мы же изучали, что это классическое сочетание. Учитель:  Вы правы. Спасибо. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать   то,   что   увидел,   как   пронзительно   он   чувствует   природу!   Как   точно изображает!   И   это   вызывает   восхищение!   Используются   ли   автором   литературные тропы? Полина Г.: Я не нашла здесь литературных тропов. Стас Ш.: Обычно в стихах часто встречаются сравнения, эпитеты, метафоры. А тут их нет. Ира Т.: Ну и что, что их нет, все равно красиво! Учитель: Я согласна с Ирой. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку ­ это умение сказать многое в немногих словах! Алиса 3.: Это как у художника, получается картинка­миниатюра! Учитель: Очень метко! Правильно, настоящая миниатюра. Но в литературе это называется создание зрительного образа. Сейчас прочтите хокку, написанное на доске розовым мелом. Настя, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора. Наша жизнь ­ росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь ­ и все же... Учитель: В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему? Вова С: Наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда­нибудь кончается. Валерия Н.: Я согласна с Вовой, но еще хочу добавить. Мне кажется, что автор думает и о том, что еще много времени впереди. Учитель: Дети, есть ли в хокку недоговоренность? Можно ли сказать, что автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не на­ вязывает? Даша В.: Думаю, что да. Ведь кто­то может подумать о том, что хорошо, что он вообще родился. И радуется! Даша Е.: Каждый может думать о чем захочет. Это его право. Валера П.: Мы даже можем спорить. Учитель: Правильно. Мы можем по­своему воспринимать стихи автора. Можем спорить,   отстаивать   свою   точку   зрения   и   даже   философствовать!   Но   поводом   к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь быстротечна, как рябь на воде. Но очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой тебе человек! Дети, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии? Аня В.: Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают. Женя Л.: Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану. Вова   С:  А   мы   с   папой   посчитали,   что   на   каждого   японца   приходится   всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. Алиса 3.: И даже к словам? Варя Ш.: А что, и даже к словам! Есть люди, которые слова не ценят, бросаются ими, а японцы нет! Ира Т.: Я согласна с Варей! Я много прочитала про Японию. Учитель: Спасибо, дети. Действительно, нам пора поговорить о родине хокку ­ Японии. (Дома дети готовили материал об этой стране.) Учитель:  По количеству поднятых рук я поняла, что выслушать всех вас не хватит  времени.  Поэтому я предлагаю провести  блиц­опрос.  Вы должны  выбрать  из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом. Начали! Валера П.: Япония ­ Страна восходящего солнца. Она расположена на Востоке. Валерия Н.: Она расположена на островах. Настя В.: Этих островов около четырех тысяч. Столица ­ Токио. Полина Г.: Я читала, что японцы расширяют свою территорию за счет мусорных отходов. Стас Ш.: Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басе, и он жил в XVII веке. Аня В.: Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать. Женя Н.: А еще до 6 лет им все разрешают. Но потом воспитывают очень строго. Варя Ш.: В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней ­ сакурой. В  начале  марта   по  телевизору  сообщают  о  сроках   ее  цветения.  Люди   в  эти  дни  не работают, а уезжают за город. Настя В.: В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если  увидят бумагу  или  окурки,  то обязательно с  улыбкой  поднимут и бросят в мусорный контейнер. Оля Д.: Японцы видят красоту и в самых обычных вещах. Алиса 3.: Названия у японских островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю! Оля М.: Все девочки учатся искусству составления букетов. Ира Т.: В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев. Оля А.: В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее. Оля М.: Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький! Вова С: Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни. Даша Е.: Японцы ­ вежливый народ. А дети очень уважают своих учителей. Учитель:  Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране. А сейчас   я   предлагаю   еще   раз   посмотреть   на   хокку,   записанные   на   доске.   Найдите трехстишие, которое полностью является развернутой метафорой. Дети: «Наша жизнь ­ росинка...» Учитель:  А теперь хокку, которое отличается от остальных, даже если оно не прочитано. Стас Ш.: Я думаю, что это трехстишие, у которого есть название. Учитель: Верно! Оказывается у некоторых стихов­миниатюр даже есть названия. В хижине, крытой тростником Как стонет от ветра банан,  Как падают капли в кадку,  Я слышу всю ночь напролет. Учитель: А чем танка отличаются от хокку? Полина Г.: В танка пять строчек, а в хокку только три. Валерия П.:  Танка ­ старинные стихи, они появились в древности в народной поэзии. Даша В.: Танка старше, чем хокку! Хокку и танка чаще всего о природе. Учитель: Вы правы. Но еще я хочу дать вам формулы построения танка и хокку: 5+7+5+7+7 и 5+7+5. Какая из них соответствует построению хокку? Верно, вторая. Хотите доказать, что хокку соответствуют этой формуле? Практическая работа IV. Дети работают в парах. У них на партах по три текста. Они считают строки, делят слова на слоги и делают выводы. У каждого ребенка по нескольку текстов, но только один подходит к формуле 5+7+5, например: Ветвь цветущая (5) Скрыла от очей моих (7) Ясную луну (5). Учитель:  Некоторые   хокку   не   имеют   такого   чёткого   построения.   Как   вы думаете, почему? В чем причина такого несоответствия? Дети:  Все   хокку   переведены,   а   перевод   не   всегда   соответствует   авторскому тексту. Учитель:  Иногда   и   авторы   отступали   от   классической   формулы.   Особенно поэты­авангардисты. Например, Басё. Подведение итогов V. Учитель: Что нового вы узнали о японских хокку?  (Дети отвечают.) Учитель:  А   сейчас   предлагаю   вам   попробовать   самим   написать   хокку.   Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из них. Вариант 1: Утро зимнего дня... Вариант 2: Время бежит... Вариант 3: Роса... (После выполнения задания дети читают свои стихи.) Валера П.: Время бежит. Мы не замечаем этого. Скоро весна! Даша В.: Дельфиненок Так плещется в прозрачной воде!  Даже завидно! Вова С.: Роса умывает  Каждую травинку,  Как мама! Алиса 3.: Гости в классе у нас!  Приходите еще,  Мы вам так рады! Полина Г.: Любуюсь цветком.  Он улыбается мне.  Мы давно дружим! Учитель:  Вижу, как вам хочется прочесть свои стихи! Я очень рада! И хочу сказать вам что­то на японском языке. Гокуросама! Что означает ­ спасибо за помощь! Домашнее задание выберите для себя сами. VI. Домашнее задание Вариант 1: Работать с материалом учебника (например, проиллюстрировать хокку). Вариант 2: Написать хокку по классической формуле.

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Японские трёхстишия хокку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018