Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
25.02.2017
Данная разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России". На уроке используется деятельностный метод обучения: знания не даются в готовом виде, дети самостоятельно в практической деятельности находят необходимые знания. На уроке применены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная.Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Урок литературного чтения во 2 классе.docx
МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных».
Урок литературного чтения во 2 классе.
Цель: познакомить учся с произведением Ю. Ермолаева « Два пирожных».
Задачи урока:
помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;
способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
на примере произведения воспитывать положительные качества
личности:
сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;
познакомить детей с континентом Земли – Африкой.
Основные виды учебной деятельности:
определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному
персонажу.
Планируемые результаты освоения материала:
умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в
заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их
назначение.
Универсальные учебные действия:
делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять
собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2
класс (2я часть).
Набор слов для сбора пословиц.
Глобус.
Презентация к уроку.
Интерактивные задания.
Карточки для игры на внимание.
Ход урока
1. Организационный момент. Тема и цели урока.
Слайд 2
Дети, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.
Вы любите уроки литературного чтения? Почему?
Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка целей урока.
Слайд 3
Задание «Говорящие часы». Перед вами часы, на которых вместо цифр помещены буквы. Если вы
сориентируетесь, за какой буквой какое число прячется, то сможете прочесть название произведения,
с которым мы сегодня познакомимся. Вам есть подсказка – рисунок часов с арабскими цифрами.
(«Два пирожных»)
Слайд 4 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна
Задание «Прочитайте фамилию, имя, отчество автора этого произведения». Из каждой строчки
выбирайте только буквы. (Юрий Иванович Ермолаев)
Слайд 5
Так что же мы на уроке сегодня узнаем?
4. Работа по теме урока.
Слайд 6
1) рассказ о Ю.И. Ермолаеве (выступление детей)
Юрий Ермолаев современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье
рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий
Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии
он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал
корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих
героев, передавать детям накопленный жизненный опыт.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.
Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски"
вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые,
добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они всегда верят в
справедливость.
Слайд 7
2) словарная работа
Слайды 8 9
В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.
Прочитайте первое слово.
Как понимаете его значение? (Учитель сначала выслушивает версии детей, а потом дает точное
толкование слов).
(КРЕНДЕЛЬ витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку.)
Прочитайте второе слово? Объясните его значение.
(ДОЛИНА удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор.)
Прочитайте третье слово. Объясните его значение.
(ЛИАНЫ растения с длинными стеблями, не способные сохранять вертикальное
положение и использующие в качестве опоры др. растения, скалы, постройки и пр.)
Прочитай слова по слогам, затем плавно, целыми словами.
путешествие путешествие
путешествую путешествую
крендельки крендельки
рассмеялась рассмеялись
по хваста лась похвасталась
3) антиципация
По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, предположите, о чем пойдет
речь. (23 предположения)
2 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна
4) рассказ «Два пирожных»
а) первичное восприятие. Произведение читает учитель, учебники закрыты.
б) проверка первичного восприятия.
О чем это произведение?
Подтвердились ли ваши предположения?
Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?
Почему Оля съела два пирожных?
5. Закрепление изученного
1) чтение и анализ произведения.
Чтение “по цепочке” (до слов: «Немного погодя…»).
О чём попросила мама дочек? (Мама попросила дочек помочь вымыть посуду.)
Чем занималась старшая сестра Наташа? (Наташа читала книгу о путешествиях по Африке.)
Что делала Оля? (Оля лепила из пластилина булочки и крендельки.)
Хотелось ли им мыть посуду? (Нет.)
Кто из сестёр пошёл помогать маме? (Наташа осталась читать увлекательную книгу, она
удовольствие доставляла себе. А Оля решила сначала помочь маме, а потом лепить в свое
удовольствие. Она пересилила свое желание, и пошла трудиться для всей семьи.)
Чтение по ролям ( до слов: «Ну вот я и дома…»).
Самостоятельное чтение (до конца произведения).
Что заметила Наташа у Оли? (Наташа заметила, что у Оли были вымазаны губы.)
Чем были вымазаны губы? (Губы были вымазаны кремом.)
Почему Оля съела два пирожных? (Так велела мама.)
Почему? (Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила мама, а
старшая сестра так и не пришла на помощь. Пирожное может испортиться, так как
неизвестно, когда из Африки вернётся Наташа.)
Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? (Мама хотела таким поступком
воспитать у дочери чувство ответственности и взаимопомощи. Мама пришла уставшая с
работы. Ей нужно было помочь. Несмотря на сильное желание заниматься чтением книги,
старшей дочери необходимо было помочь маме и отложить свое желание, как это сделала
Оля. Втроем они еще быстрее вымыли посуду и занялись бы другими делами.)
Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
( Возможно, Наташа так поступала не в первый раз. Видимо, ее нечуткость к близким людям
проявлялась не один раз. Иначе мама бы так жестко не поступила со старшей дочкой.
Я считаю, что Наташе можно было бы такой урок дать помягче. Ее почеловечески очень жаль. Ведь
она не праздно лежала на диване, а читала книгу. Мама могла оставить пирожное.)
Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
Определите главную мысль рассказа.
Слайд 10
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать,
щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.
Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди ваши родители. Берегите свою
маму, чаще помогайте ей.
Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.
3 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна
2) работа с пословицами – работа в парах
Слайды 11 12
Соберите пословицы. Как понимаете их смысл?
3) работа в группах
Слайд 13
Используя таблицу, дайте характеристику главным героям, то есть составьте рассказ о Наташе и
Оле.
Какие были чувства Наташи на протяжении всего рассказа?
(Наташа сначала испытывала радость; когда мама попросила ее о помощи она
испытывала чувство раздражения и злости; когда сестра звала на помощь, Наташа
испытывала чувство тайны и фантазии; Когда Наташа узнала, что ее лишили сладостей,
она испытывала чувство печали, горя и гнева.)
4) проверка
Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Какими бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева?
5) Игра «Слово в слове» (шест, улочки, очки, дог, гон, год, рог, говор, вор, ор, ил, порт)
Слайд 14
6) Игра «Наборщик» ДВА ПИРОЖНЫХ (пир, вар, нож, жир, хор, жар, дар, дыра, хна)
Слайд 15
7) Ребусы – работа в группах (Африка, Конго, пальма, посуда, тарелка, Наташа, Оля,
дочки)
Слайд 16 23
8) Кроссворд «Помогай маме» работа в парах
Слайд 24 25
1.Кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с начинкой.
(Пирожное)
2.Младшая сестра из произведения «Два пирожных». (Оля)
3.Дерево южных стран, обычно с прямым неветвистым стволом и с очень крупными вечнозелёными
перистыми или веерообразными листьями. (Пальма)
На юге дерево растёт
И зеленеет круглый год.
Листья есть, а веток нет.
Кокос – наводка на ответ.
(Пальма)
4.Тарелки, чашки, сковорода, кастрюля, самовар, чайник – это … (Посуда)
5. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
4 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
6.Старшая сестра из рассказа «Два пирожных». (Наташа)
7.Птица тропических стран с ярким и пёстрым оперением. (Попугай)
Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает ...
(Попугай)
8.Отдельное помещение для жилья в квартире. (Комната)
9. Я весь мир слепить готов
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин
У меня есть...
(Пластилин)
10.Сладкое густое кушанье из взбитых сливок с шоколадом, фруктовым соком. (Крем)
11. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
(Тарелка)
Прочитайте, что получилось? (Помогай маме.)
9) Игра «Посчитай»
Слайд 26
10) Игра «Собери» (интерактивная)
11) Игра «Пары» (интерактивная)
6. Рефлексия
Слайд 27
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Какой этап урока вам больше понравился?
Оцените свою работу на уроке.
7. Подведение итого работы
С каким рассказом мы сегодня познакомились на уроке?
Кто автор этого произведения?
В чём главная мысль?
Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Какими бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева?
8.Домашнее задание (на выбор).
5 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна
1)чтение по ролям;
2)пересказ;
3)подготовить рассказ на тему: «Как вы помогаете маме?», рисунок.
6
Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Ю. Ермолаев «Два пирожных» (2 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.