Конспект урока по литературному чтению "Н.Н.Носов "Живая шляпа" (2 класс, УМК "Школа России")

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения составлен для обучающихся 2 класса УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Тип урока: изучение нового материала.Урок литературного чтения составлен для обучающихся 2 класса УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Тип урока: изучение нового материала.
Иконка файла материала ЛЧ 2 Живая шляпа.docx
Конспект урока по литературному чтению «Н.Н. Носов «Живая шляпа»» Дата: 21.02.17 Класс: 2 Учитель:  Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова  «Живая шляпа». Задачи:  учить   анализировать   художественное   произведение,     внимательно относиться   к   художественному   слову,   определять   основную   мысль,  давать характеристику   действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.  Планируемые результаты: Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):  Познавательные  –  работать   с   источником   информации,   добывать   новые знания,   преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую,   делать выводы. Регулятивные­  формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии   с   целями   темы;   формулировать   умение   высказывать   свое мнение, предположение, составлять картинный план, оценивать деятельность свою и товарища.  Коммуникативные  ­  умение донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе, паре Личностные результаты  ­  умение  проявлять положительное отношение к учебной   деятельности   на   уроке   литературного   чтения;   осуществлять эмоциональное   восприятие   поступков   героев;   уметь   оценивать   поведение героев   произведения;   проявлять   способность   выражать   свои   эмоции   в выразительном чтении. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: ●           Учебник «Литературное чтение» ●           Аудиозапись  в формате MP3, ●           Мультимедийный проектор, экран ●          Презентация   Карточки с заданиями для групповой, парной, индивидуальной работы,   Шляпа, Смайлики для определения настроения детей в начале и самооценки в  конце урокаЭтап урока Деятельность учителя Ход урока 1.         Организацио нный момент 2.          Речевая  разминка Настрой на работу.   ­   Давайте   улыбнемся   друг   другу.   Пусть   урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.  ­ Посмотрите на меня и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение.   Такое   настроение   нам   понадобится   на сегодняшнем уроке.  У нас присутствуют гости и я, надеюсь, что наш урок им понравится, а вы сумеете показать, чему научились. ­ Покажите смайлик – ваше настроение на начало  урока. Речевая разминка: ­ Давайте вспомним  правила поведения на уроке  чтения?   Говорить чётко и ясно.  Отвечать полным ответом.  Выслушивать вопрос до конца.  Не выкрикивать.  Высказывать собственное мнение. ­ Прочитайте слова на слайде, подготовьтесь к  чтению: Чтобы разговаривать, надо выговаривать Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно Мы будем разговаривать, мы будем  выговаривать Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно. 3.  Актуализация  знаний ­ С произведениями какого автора мы познакомились на прошлом уроке?  ­   Мы   сегодня   продолжаем   знакомство   с произведениями Н.Н. Носова.  (работа в группах) ­ Давайте вспомним, какие рассказы для детей  написал этот замечательный писатель?       1 группа Задание: расшифруйте произведение: АТАРЫНФЁЗ      КУТ­КУТ­КУТ      ТЕЙЗАКИНИ       2 группа  Задание: выбрать из предложенного перечня  произведения Н.Н. Носова,  лишние произведения  убрать 1. Мой щенок Деятельнос ть учащихся Демонстрир уют готовность к уроку  Формируемые УУД Регулятивны: контролируют свои действия Учащиеся  рассказывают  по1 правилу: Регулятивные:  реакция на начало  урока, волевая  саморегуляция.  Личностные:  действие  смыслообразова ния. Коммуникатив ные: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и со  сверстниками. управление  поведением  партнера;  умение выражать  свои мысли. Регулятивные:  планируют  собственную  деятельность. Коммуникативн ые: нужную информацию  Познавательные:  уметь  раскодировать  слова.  находить2. Верёвочка 3. Затейники 4. Мы не заметили жука 5. На горке 6. Вовка­добрая душа       3 группа Задание: соотнести рисунок с названием 3.         Постановка  темы и  целей урока 4.         Работа по теме урока         ­ По названию произведения Н.Н. Носова можно  догадаться, о чем оно? У учителя в руках шляпа ­ Что вы видите у меня в руках? ­ Что такое шляпа? ­ А вот что про шляпу говорит один из героев Н.Н.  Носова Незнайка. Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! ­ Какие бывают шляпы? (большие, маленькие,  летние, соломенные, мужские, женские, цветные)             Проблемный вопрос: ­ А верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? ­ Как вы думаете, как бы назывался рассказ Н.Н.  Носова, где мы могли бы найти ответ на этот  вопрос? ­ Откройте учебники на стр.54 и прочитайте  название рассказа Н.Н. Носова. ­ Почему писатель именно так озаглавил рассказ? ­ Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (познакомиться с рассказом, понять его  содержание (о ком? и о чем?), активно работать  на уроке и помогать друг другу) ­   Сегодня   мы   познакомимся   с   одной   историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.­ Послушаем рассказ и посмотрим иллюстрации. Презентация.                 Проверка первичного восприятия.     кто под шляпой, а  – Понравился рассказа? ­ Что особенно понравилось? Поделитесь мыслями и чувствами,   которые   у   вас   возникли   во   время прослушивания. ­   Что   изображено   на   иллюстрациях   к   этому рассказу? ­ Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе? ­ За кого вы волновались и почему? ­ Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха? (  Потому что мы знали,    ребята – нет.).                  Словарная работа ­ В тексте встретились слова, давайте уточним их  значение.  ­ Что обозначают эти слова? Кочерга ­ железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.  Комод ­ низкий шкаф с выдвижными ящиками для  белья, разных мелких домашних вещей.  Треснуть ­ ударить.  Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Мы про шляпу прочитали. А теперь все дружно встали. Ручками похлопали – раз, два, три. Ножками потопали – раз, два, три. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. ­ Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? (Высказывания детей) ­ Мнения   разделились.   Поэтому,   чтобы   понять характер   героев,   отношение   к   ним   автора,   нужно проследить,   как   изображает   Носов   поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает. ­ Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а  потом вернёмся к этому вопросу. Отработка техники чтения. (Упражнение с фиксацией зрения на средней линии,  направленное на развитие бокового зрения, которое  необходимо для развития поля ясного видения). Учитель ­ Сосредоточьте свой взгляд на средней линии,  краешком глаза «достаньте» каждый слог и  5.   Физминутка  6. Работа по  теме урока строить Коммуникатив­ ные:  связное высказывание; находить   нужную информацию через словари. Регулятивные:  волевая  саморегуляция.  Личностные:  действие  смыслообразова ния. Познавательные:  извлекают  необходимую  информацию из  учебника;  дополняют и  расширяют  имеющиеся знания и представления о  новом изучаемом  предмете.прочитайте слова сверху вниз, постоянно фиксируя  среднюю линию. ПЛЮХ­НУ­ О­БЕР­ ПОД­ПРЫГ­ ПРИ­ОТ­ ОБ­РА­ДО­ СО­СКОЛЬЗ­ РАС­КРА­ О­СТА­НО­ СПРА­ШИ­ ­ЛОСЬ ­НУЛ­СЯ ­НЕТ ­КРЫ­ЛИСЬ ­ВА­ЛИСЬ ­НУ­ЛА ­ШИ­ВА­ЛИ ­ВИ­ЛАСЬ ­ВА­ЕТ Чтение текста учащимися Анализ произведения. ­ Как котёнок оказался под шляпой? (читают) ­ Почему   мальчики   не   видели   что   случилось   с котёнком? (Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.) ­ А мы, читатели, знаем, кто прячется под шляпой? ­Когда   мы   это   узнаём?  (Мы   это   узнаём   сразу   в начале рассказа.) ­  Почему  писатель  начал   свой  рассказ  с  того,  как котёнок   попал   под   шляпу?  (Чтобы   читатели знали,   что   бояться   нечего;  так   интереснее читателям, иначе было бы не смешно.) ­ Когда мальчики заметили шляпу? (Услышали, как  позади что­то плюхнулось.) ­ Что же так испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.) ­ Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? (Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».) ­ Тогда что их так напугало? (Обычный, знакомый  предмет ведёт себя странно, непонятно.) ­ Какими словами писатель говорит о состоянии  мальчиков? (Прыгнули на диван и трясутся от  страха.) ­ Что значит «трястись от страха»? ­ Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков   в   этот   момент?   Посмотрите   на оформление предложений.  (Один из них заикается  , а от страха. Они говорят   так говорит человек, если он сильно волнуется или боится.) ­ Итак,   как   повели   себя   ребята   в   первый   момент, когда увидели «живую шляпу»? (Испугались.) ­ Что предприняли мальчики? (Они убежали на  кухню.) ­ Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик?  (Вадик.) ­ Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить      короткими фразами   Познавательные: общеучебные:  поиск и выделение необходимой  информации,  применение  методов  информационного  поиска; смысловое чтение и выбор  чтения в  зависимости от  цели; умение  осознанно и  произвольно  строить речевое  высказывание; УУД постановки  и решения  проблем:  самостоятельное  создание способов  решения проблем  поискового  характера. Регулятивные:  контроль в форме  сличения способа  действия и его  результата с  заданным  эталоном; Коммуникатив­ ные: строить  связное  высказывание;  оценивать  поступок героя,  учитывая его  мотивдруга.) ­ Как меняется поведение  мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать  дальше?) ­ Прочитайте, какие слова стали переломными в их  настроении. (А может быть, её кто­нибудь за  верёвочку дёргает?) (Мальчики успокоились и осмелели.) ­ Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой  шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти  ближе; стучали по полу кочергой, кричали.) ­ А как вела себя шляпа всё это время? (Она не  двигалась.) ­ Как вы думаете, почему? (Она сама боялась.) ­ Что   произошло,   когда   ребята   стали   швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.) ­ Почему они сначала боялись, а потом сами стали  нападать на шляпу? (Они побороли свой страх  окончательно, потому что поняли, что шляпа их  сама боится.) ­ Какое слово  передаёт их настроение?  (Обрадовались.) ­ Какие   чувства   испытали   мальчики,   когда   узнали секрет   шляпы?  (Радость   –   что   всё   хорошо закончилось,   страх   прошёл;  стыд   –   что   они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало.) Вывод: ­   А   теперь,   прежде   чем   вернуться   к   вопросу,   на который вы отвечали,   давайте ещё раз перечитаем слова,   которые   характеризуют   настроение   и душевное   состояние   мальчиков   по   ходу   развития событий: (Слайд) Испугались; успокоились и осмелели; побороли свой страх; веселились и радовались; обрадовались. (Слайд) ­ Как   вы   теперь   ответите   на   вопрос: «Кем   были Вадик   и   Вовка:   трусами,   чудаками   или фантазёрами?»  (Они   не   были   трусами,   потому что   справились   со   страхом.   Мальчики   были активные, деятельные.      Они не сидели на месте, а   искали   выход.   Пытались   узнать,   кто   там   под шляпой. Ребята были   что шляпу кто­то дёргает за верёвочку.) ­   А   как   автор   относится   к   героям   своего произведения? (Ребята ему нравятся, он над ними     Они напридумывали,      фантазёрами.7. Закрепление изученного посмеивается.) ­ А какой это смех: добрый или злой? (Добрый.) ­ Как называется такой смех? (Юмор.) ­  Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и  тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.) Соотнесение пословиц с содержанием рассказа. ­ Какую пословицу вы бы подобрали сами к этому произведению? (Слайд) ­ Прочитайте  пословицы  и  выберите  одну,  которая больше подходит к содержанию этого произведения. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Волков бояться – в лес не ходить. У страха глаза велики – чего нет, и то видят. Чучело только видом пугает. 1. Составление картинного плана. ­ Давайте воспроизведем события, которые  произошли в рассказе. ­ Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.  2. Подбор заголовков к иллюстрациям: 1. Вовка и Вадик сидели дома. 2. Шляпа живая? 3. Мальчики трясутся от страха. 4. Вовка и Вадик пошли в атаку. 5. Это же наш котенок Васька! ­ С какой целью автор предлагает нам этот  рассказ?       Если   человек   трус,   любое   дело   ему   кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию. ­ Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (Надо преодолевать страх)  Проверка понимания произведения. (Индивидуальная работа) (картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок,  лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята) – Найдите те предметы и тех действующих лиц,  которые встретились в рассказе. Назовите лишние  предметы. Парная работа Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”.  1) Кота в рассказе зовут: а) Борька; б) Васька; в) Тишка. 2) Кот попал под: а) платок; б) пальто; в) шляпу. 3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли: а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.4) Чем стреляли мальчики в шляпу: а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами. 5) Кто был под шляпой: а) щенок; б) котенок; мышонок. ­Давайте проверим, правильно ли вы выполнили  задание.  Самопроверка с доской ­ Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе? ­ А как бы вы поступили на месте мальчиков? ­ Так смешной или страшный этот рассказ? ­ С какой целью его написал Носов? ­ Давайте вспомним какие мы ставили цели на урок? ­ Мы достигли их? ­ Столкнулись ли вы с трудностями? ­ С какими? Оцените сами свою работу. ­ Поднимите руки, кто считает, что он был активен на  уроке, всегда давал полные и правильные ответы? ­ Кто считает, что не всегда был  активен, мог бы  работать лучше, ответы его были не всегда точны? ­ А кто думает, что он сегодня потрудился  недостаточно и на следующем уроке постарается  работать лучше. Работа со смайликами. ­ Покажите своё настроение. ­ Прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок,  каким вы представили себе котенка. ­ На следующем уроке мы продолжим работу над  данным произведением. Спасибо за сотрудничество  на уроке.  8. Итог урока 9. Рефлексия  10.Домашнее  задание Рассуждения и выводы  детей.   Самооценка работы уроке. Показ смайлика настроение. на   – Регулятивные:  контроль в форме  сличения способа  действия и его  результата с  заданным  эталоном;  Познавательные:  общеучебные    :  умение осознанно  и произвольно  строить речевое  высказывание Регулятивные: оценка –  оценивание  качества и уровня  усвоения;  коррекция. Коммуникатив ные: умение  выражать свои  мысли. Познавательные: общеучебные:  поиск и выделение необходимой  информации,  выбор чтения в  зависимости от  цели; умение  осознанно и  произвольно  строить речевое  высказывание;Приложение 3        1 вариант             Тест          1.Как звали котёнка?   а) Мурзик   б) Васька   в) Матроскин 2.Что делал котёнок в начале рассказа?   а) сидел на полу возле комода и ловил мух   б) спал на диване   в) играл с мальчиками 3. Как звали мальчиков – героев рассказа?   а) Иван Иванович и Степан Степанович    б) Толя и Коля   в) Володя и Вадик 4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?   а) огурцы   б) картофель   в) помидоры Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.        2 вариант              Тест 1.Где лежала шляпа?   а) на столе   б) на комоде   в) на полке 2.Шляпа упала, потому что:   а) уцепился кот   б) дунул ветер   в) задели ребята 3. Куда ребята убежали из комнаты?   а) в коридор    б) на кухню   в) на балкон 4.Какой был хвост у Васьки?   а) серый    б) белый   в) чёрный 5. Кто первым раскрыл секрет живой шляпы?    а) Володя и Вадик    б) Володя    г) Вадик