Конспект урока по литературному чтению по теме: "Басни И.А. Крылова. Обобщение знаний".
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Басни И.А. Крылова. Обобщение знаний".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
04.03.2018
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Басни И.А. Крылова. Обобщение знаний".
Для данного урока подготовлена презентация.
Конспект открытого урока по чтению_Крылов.docx

Конспект открытого урока литературного чтения

 

Тема урока: «Басни И.А.Крылова. Обобщение знаний».

Класс:            3 класс

Задачи урока:

                              образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром–басней;

                              обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; добиться понимания содержания

                              басен, умения сравнивать басни; находить общее и различие, воздействия

                              содержания на чувства, мысли и поведение детей; учить выделять мораль басни;

                              объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).

                              развивающие: развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения;   

                              умения находить общие и отличительные свойства басен; творческое воображение,

                              навык выразительной речи с помощью интонации; умения и навыки анализа басен:

                              поиск главного, определение стиля речи.

                              воспитательные: воспитывать интерес к предмету; использовать воспитательные

                              возможности текста для развития личностных качеств: выделение морального

                              содержания ситуации, а именно моральных норм.

 

УУД:

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя,  читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

Тип урока: 

урок обобщения и систематизации знаний.

 

 

Ход урока:

 

I.  Мотивация и самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствует много гостей. Давайте поприветствуем их как настоящие хозяева аплодисментами (хлопают).

Чтобы зарядиться новой энергией, давайте начнем урок с нашей традиционной гимнастики. Ведущим сегодня будет…

                    Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.     Прошу всех сесть.

II. Вводная часть.

    (Слайды 1-9)

В городе Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник. Перед нами пожилой человек держит раскрытую книгу. Он сидит и, будто читает книгу вслух. На пьедестале вокруг старца с мудрыми глазами разместились барельефы с изображениями животных. Какая удивительная композиция.

             - Чей образ увековечил скульптор? (И.А.Крылова)

             - Кем был Иван Андреевич? (поэтом-баснописцем)

          А.С.Пушкин называл И.А. Крылова «истинно народным поэтом».   

             - Как вы думаете, почему? (за образами животных скрываются образы простых людей).

          Первым баснописцем на Руси был Антиох Кантемир. Писали басни так же Ломоносов, Пушкин, Л. Толстой, С.Михалков. Но самыми известными стали басни И.А. Крылова.

                              Кто не слыхал его живого слова?

                              Кто в жизни с ним не встретился своей?

                              Бессмертные творения Крылова

                              Мы с каждым годом любим все сильней.

 

III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели. Сообщение темы урока.          

На нескольких уроках мы с вами знакомились с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мы узнали, что такое басня и, прочитав несколько басен, познакомились с их героями. Сегодня, заканчивая изучение этого раздела, нам надо ответить только на 1, последний вопрос:

«Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?»  

 

Тема урока: «Жизнь сюжетов старых басен во времени».

 

III. Основная часть.

1.      Шаг 1. Биография. Проект.

Давайте для начала вспомним, что мы знаем о жизни И.А. Крылова.  Максим Сафронов подготовил проект «Интересные факты из жизни Крылова Ивана Андреевича», давайте его послушаем и узнаем, в каких условиях рождались басни.

 

(выступление Сафронова Максима – открыть презентацию)

(Слайды 10-12)

 

             2. Шаг 2. Жанр басни. Работа в парах.

             Итак, И.А.Крылов писал басни.

А что такое басня? Почему даже сегодня в 21 веке, нам хочется вновь и вновь их перечитывать?

             Карточки 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю обсудить в парах, какие элементы на схеме не имеют отношения к басне и их следует убрать. У вас на столах есть цветные таблички. Цвета соответствуют группам элементов. Сейчас в течение 1 минуты Вы обсуждаете, какие элементы лишние и затем озвучиваете свой ответ. Приступили. Время пошло. (Идет обсуждение)

 

Время закончилось. Теперь представители каждой из четырех групп будут предлагать свои варианты, а затем убирать их из схемы. Попрошу всех приготовить сигнальные карточки. Пожалуйста, голосуйте, показывайте, согласны ли вы с ответом или нет.

 

Первое. Выясняем жанр басни. Что по-вашему не относится к жанру басни? (учащиеся высказывают свои версии, а затем убирают лишние элементы из схемы (Слайд 11).

Второе. Кто является героями басен? (учащиеся высказывают свои версии, а затем убирают лишние элементы из схемы (Слайд 11).

Третье. Какова цель басен? (учащиеся высказывают свои версии, а затем убирают лишние элементы из схемы (Слайд 11).

И наконец, четвертое. Какой обязательный элемент должен быть в басне? (учащиеся высказывают свои версии, а затем убирают лишние элементы из схемы (Слайд 11).

 

Вывод: Вот мы и убрали все лишние элементы и теперь мы можем сделать вывод, что такое басня?

(Сначала обобщают дети, пользуясь схемой Слайд 12).

 

Все верно, Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение.

 

(Слайд 13)

- Почему же мы их любим читать и сегодня?

                            (1. Они короткие, легко читаются и слушаются, они занимательные.

                             2. Указывая человеку, на недостатки, басни не обижают, а вызывают улыбку.)

(Слайд 14)

3. Шаг 3. Герои басен. Викторина.

             - Кто является героями басен Крылова? (в основном, животные).

             В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

            

Представьте, что некоторые из них написали объявление, догадайтесь, кому из героев басен они могут принадлежать.

             1. Ищу учебник по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу.

                 (Мартышка).

             2. Молодая симпатичная особа, которая хорошо поёт, срочно снимет тёплую квартиру до

                 весны. (Стрекоза).

             3. Срочно ищу мастера, который откроет захлопнувшуюся клетку. Попрошу не смеяться.

                 (Чиж).

             4. Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего, просьба вернуть на ель. (Ворона).

             5. Куплю зеркало, которое не искажает изображение красивого лица. (Обезьяна).

             6. Накануне громко лаяла, сорвала голос. Срочно куплю капли для горла. (Моська).

            

- Итак, если герои басен – животные, подумайте можно ли назвать И.А.Крылова писателем-анималистом и поставить его творчество в 1 ряд с творчеством В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина? (нет)

            

- Почему? (писатели-анималисты рассказывали подлинные истории из жизни животных, Крылов через животных описывает поступки людей).

            

- Как называется такой приём в литературе? (аллегория).

- Что такое аллегория? (иносказание).

            

Вывод: Во все времена, люди читая басни Крылова, узнавали в героях себя. Поэтому всегда

были близки каждому человеку, и во времена Ивана Андреевича, и сейчас.

А теперь пришло время немного размяться: (Физминутка). (Слайды 15-16)

 

           (Слайд 17)

  4. Шаг 4. Сюжеты басен. Инсценировки. Работа со словарем.

            

- Каких людей высмеивают басни Крылова? (хитрых, лживых, жадных, глупых).

Автор описывает такую ситуацию, в которой недостаток человека в образе какого-либо животного, проявляется особенно ярко. Давайте, посмотрим, как ему это удается.

(инсценировки)

(Слайд18)

                          Инсценировка 1. «Мартышка и Очки» (сигнал к выходу: ОЧКИ)

(исполнение)

(Слайд 19)

                         

- Прочтите мораль этой басни.

                         

- Какой человек высмеивается в басне? (невежда)

                         

- Какого человека мы называем невеждой? (необразованного)

(слово НЕВЕЖДА надо отличать от НЕВЕЖИ – грубого человека)

                        

 - Встречаются ли невежды в наше время?

 

(Слайд 20)

                          Инсценировка 2. «Зеркало и Обезьяна».

(исполнение)

                        

 - Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других? (в других; во-первых,

мы их видим со стороны, а себя нет; во-вторых, сам себе человек всегда кажется хорошим).

                        

 - Чем похожи обезьяны из двух увиденных басен? (они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину).

                        

- Можно ли сейчас встретить таких людей?

 

(Слайд 21)

                          Инсценировка 3. «Ворона и Лисица».

(исполнение)

 

                      

 - Почему в морали к этой басне Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (чаще всего человек понимает, что ему врут; приятно, когда о тебе говорят правдиво).

                         

- Какие качества Лисы высмеивает басня? (льстивость, лицемерие).

                         

- Какие качества Вороны? (глупость, доверчивость).

                        

 - Можно ли наблюдать лесть и лицемерие в нашей жизни?

 

(Слайд 22)

 

Инсценировка 4. «Волк и Кот».

(исполнение)

 

(Слайд 23)

- Проста и очевидна мораль этой басни. В каких словах она заключена?

(Если ты не сделал окружающим ничего хорошего – не обижайся, если они откажутся помогать тебе, когда ты попадешь в неприятности).

 

Вывод: Сюжеты басен Крылова удивительно жизненны. Во все времена можно встретить людей глупых, невоспитанных, лживых, самолюбивых. А значит и басни И.А. Крылова им могут помочь стать лучше.

 

(Слайд 24)

              5. Шаг 5. Афоризмы. Презентация.

Многие выражения из басен стали крылатыми словами. Люди часто употребляют их в своей речи. Такие крылатые выражения называют афоризмами. Яна туева подготовила проект «Какие фразы из басен И.А. Крылова стали крылатыми выражениями».

 

(выступление Туевой Яны – открыть презентацию)

 

(Слайд 25)

 IV. Обобщение знаний. 

             

- Какой же вывод можно сделать? Вернемся к началу нашего урока. «Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?».

            

 - Да. Басни И.А.Крылова живут и в наше время. Они интересны, поучительны и любимы народом.

В подтверждение наших слов, послушайте историю, которая произошла в школе, в таком же классе, как у нас (текст).

              К новогоднему празднику ребята решили нарисовать стенгазету. Они обсудили тему, идею газету, приготовили краски, цветную бумагу. Однако, когда все собрались, Лена захотела нарисовать большую ёлку, а Игорь предложил нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Пока ребята думали, Володя нарисовал карнавальные маски. Кате не понравились маски, но своих идей у неё не было. Разразился горячий спор.

               На шум в класс пришла учительница. Она увидела разгорячённые лица ребят, разлитые краски. И только лист бумаги, приготовленный для газеты, остался пустым.

            

 - Могла ли такая история случиться в нашем классе?

             

- Почему не получилась газета?

(Слайд 26)

             

- Героев какой басни Крылова напоминают нам дети? (Лебедь, Щука и Рак).

            

 - Вспомним мораль этой басни.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

***               

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только воз и ныне там.

             

 

 

(Слайд 27)

- Иван Андреевич части сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял. О своих произведениях он говорил так: «Люблю, где    случай есть, пороки пощипать». Его басни действительно очень точно подмечают недостатки людей и высмеивают их.

             

- Должны ли мы обижаться за это на них?

     

- Конечно, нет. Мы, наоборот, должны быть благодарны. Ведь эти басни делают нас лучше.

Рамонова Саноат подготовила еще одну басню. Она называется «Собака, Человек, кошка и сокол». Давайте послушаем эту басню, выделим в ней мораль и ответим на вопрос:

 

Какой урок дает всем нам Крылов в этой басне? (Мораль в последних словах. Друзья познаются в беде. Нельзя бросать друзей, им всегда нужно помогать в трудную минуту.)

 

(Слайд 28)

 

  V.  Подведение итога урока.

— Ребята, вспомните, пожалуйста, какова была цель нашего урока? (Выяснить, живут ли герои басен в наши дни. Да, и в наше время они встречаются часто.)

 

VI. Домашнее задание.

     Придумать короткий рассказ о детях, их поступках, по мотивам сюжета любой басни Крылова (устно).

 

 VII. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. (Обращение к табличке Рефлексии). Я попрошу вас оценить ваше участие в уроке. Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению и ощущениям: (показывают сигнальную карточку).

VIII.  Оценка деятельности детей.

Я очень рада, что у нас получился такой замечательный результат.

Активно работали, были необыкновенными актёрами …

 Красиво и правильно выражали свою мысль …

 Внимательно слушали одноклассников …

 Благодарю за урок.       

Всем большое спасибо. Урок окончен.

 (Аплодисменты)

 

 

 

 

 

Сделать!!!

 

1.      Сигнальные карточки

2.      Цветные карточки на парты (4 вида по 4 шт. – розовую, оранжевую, зелену, голубую)

Текст для карточек.

Оранжевая: Определите жанр басни?

Зеленая: Кто является героями в баснях?

Голубая: Какова цель басен?

Розовая: Какой обязательный элемент должен быть в баснях?

 

3.      Распечатать для нескольких учеников карточку с определением аллегории (записать в тетрадь по чтению в среду:

 

Как называется прием в литературе, когда через животных автор описывает поступки людей?

Аллегория – это иносказание.

 

4.      Вспомнить что такое Невежда и Невежа. Чем отличаются? Найти в словарях, сделать закладки.

5.      Сделать для сценок Елку и забор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект открытого урока литературного чтения

Конспект открытого урока литературного чтения

Чей образ увековечил скульптор? (И

Чей образ увековечил скульптор? (И

Время закончилось. Теперь представители каждой из четырех групп будут предлагать свои варианты, а затем убирать их из схемы

Время закончилось. Теперь представители каждой из четырех групп будут предлагать свои варианты, а затем убирать их из схемы

Слайд 17) 4. Шаг 4. Сюжеты басен

Слайд 17) 4. Шаг 4. Сюжеты басен

Слайд 23) - Проста и очевидна мораль этой басни

Слайд 23) - Проста и очевидна мораль этой басни

Слайд 27) - Иван Андреевич части сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял

Слайд 27) - Иван Андреевич части сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял

Сделать!!! 1. Сигнальные карточки 2

Сделать!!! 1. Сигнальные карточки 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018