Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
12.04.2017
Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Место урока в теме: 1 урок
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ
Задачи урока:
1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.
2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.
3. Проанализировать содержание рассказа.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.doc
Вологодская область Шекснинский район п. Шексна
МОУ «Устье – Угольская школа»
УМК «Начальная инновационная школа»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
Преподаватель: Пронина Наталия Ивановна
Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Место урока в теме: 1 урок
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ
Задачи урока:
1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.
2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.
3. Проанализировать содержание рассказа.
Оборудование: учебник « Литературное чтение» Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А.
Болотова, книга Н. Носова «Живая шляпа» раздаточный материал для самооценки и
выполнения задания , MacBook, программа ПервоЛого, презентация.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих
действий.
Познавательные:
прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух
художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения;
находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; работать с MacBook в
программе ПервоЛого, уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить
изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы
одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать
свое отношение к прочитанному.
Личностные:
Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.
Содержание урока
1. Вводно – мотивационный момент.
Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу.
Сейчас у нас с вами урок литературного чтения.
2. Актуализация знаний.
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
Что такое шляпа?
Какие бывают шляпы?
(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
3. Целеполагание.
Какую цель поставим сегодня на уроке?
+ Знакомство с произведением и первичный анализ.
Чтобы выполнить эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)
Поставьте задачи в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)
1. Познакомиться с биографией Н.Н.Носова.
2.
3.
Проанализировать содержание рассказа.
Прослушать рассказ в аудиозаписи.
Что вам известно об авторе произведения? Слайд с портретом писателя
(рассказ учеников)
1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра.
Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и
спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили
скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и
скрипка была заброшена.
2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами,
фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы
работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем
переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром –
постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой
Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военнотехнических
фильмов. За эту деятельность он награждён орденом Красной Звезды.
3) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал
писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему
маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей —
наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»
Николай Носов написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них
узнать по его отрывку (зачитывают ребята)
1 «Фантазёры»
«Я один раз купался в море, говорит Мишутка, и на меня напала акула. Я её бац
кулаком, а она меня цап за голову и откусила.
Врёшь!
Нет, правда!
Почему же ты не умер?
А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».
2 «Затейники»
« Вдруг меня кто то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил изпод стола, а
Валя за мной.
Чего ты? – спрашивает.
Меня говорю – кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь
захлопнули.
Давай говорю дверь держать, чтобы он не открыл».
3 «На горке»
«Только полез на горку – бух носом!
Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не
может.
Что делать? – думает.
Думал, думал – и придумал:
Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.
4 «Мишкина каша»
«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю: Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».
5 «Телефон»
«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:
Слушаю!
А из трубки в ответ:
Ты чего хрюкаешь?
Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, говорю я.
Брось хрюкать! Говори почеловечески! – кричит Мишка!»
6. «Приключения Незнайки»
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому,
что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой
огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы:
маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов:
улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался
Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли
Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Кластер – Произведения Носова (Слайд)
О ком рассказывает Носов в своих произведениях?
+ О детях
Какие у него рассказы?
+ Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.
А что такое юмор? Давайте вспомним.
Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в
необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.
Как вы понимаете комичная ситуация?
Проверим по словарю учебника.
Выполнили мы с вами 1 задачу?
Оцените, на каком уровне вы справились с 1 задачей. (+,,?)
Приступаем к выполнению 2 задачи.
Сегодня мы познакомимся с один из его рассказов, где описана комичная
ситуация. Рассказ называется «Живая шляпа».
«Прогнозирование»
Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ?
Кто читал, пожалуйста, послушайте предположения своих одноклассников.
4. Первичное целостное восприятие произведения
Послушайте этот рассказ в исполнении артиста (аудиозапись)
Проверка первичного восприятия текста. Понравилась ли вам история? Почему?
Какое настроение она у вас вызвала?
В чем комичность ситуации?
Выполнили мы с вами 2 задачу?
ФИЗМИНУТКА
Приступаем к выполнению 3 задачи.
5. Вторичное восприятие произведения и его анализ по частям.
а) Чтение отрывка с.92 самостоятельно (заканчивается предложением
«Вовка за ним»)
Игра «Данет»
Так или не так всё было в рассказе Н Носова «Живая шляпа».
Утверждение
1. Шляпа лежала на столе.
2. Котенка звали Васька.
3. Котёнок Васька сидел на шкафу.
4. Вовка и Вадик сидели за столом.
5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу.
6. Вадик хотел поднять шляпу.
7. Шляпа подползла к Вадику.
8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним.
Давайте проверим, как вы выполнили это задание.
Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.
ДА
НЕТ
+
+
+
+
+
+
+
+
б) Чтение 2 части по цепочке (Часть заканчивается предложением «Шляпа
как подскочит кверху!»), выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрации к
рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)
Ребята всё так же продолжали бояться шляпы?
Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята
смотрят на неё и трясутся от страха)
Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)
Кто из мальчиков был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста.
( Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)
А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? ( Клюшка,
лыжная палка, картошка.)
Почему ребята осмелели?
Как изменилось их поведение? А интонация и громкость голоса?
Найдите и зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и
угрожают шляпе. Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»
состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)
Подписи к слайдам:
1) они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
2) соскочили ребята с дивана и бегом из комнаты.
3) шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.
4) Набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
5) прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
в) Чтение следующего отрывка самостоятельно
Придумать «тонкие», «толстые» вопросы (на слайде слова помощники).
ФИЗМИНУТКА
Тонкие вопросы:
Как раскрылась тайна живой шляпы?
Что сначала высунулось изпод шляпы?
Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?
Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?
Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?
Что делал Васька, когда выбрался изпод шляпы?
Толстые вопросы:
Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?
Останутся котёнок и Вадик друзьями?
Как мальчики относятся к котёнку?
Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?
+ Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а
герои – нет.
Задание в программе Перволого: составить пословицы. Слайд
У страха глаза велики.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Делу время потехе час.
Повторенье мать ученья.
Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?
Выполнили мы 3 задачу?
Оцените, на каком уровне вы справились с 3 задачей? (+,,?) Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
Как вы считаете, наш урок цели достиг?
6. Рефлексия.
Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось …
Я узнал, что ….
У меня получилось …
Мне было трудно ….
7. Домашнее задание: читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы
представили себе котенка.
Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Конспект урока по литературному чтению по теме Н.Носов "Живая шляпа" во 2 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.