Цели:
Обучающие:
– познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Пороша”;
– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы;
– обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;
– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
Воспитывающие:
– воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;
– воспитывать самостоятельную творческую активность.
Оборудование: компьютер, проектор .
С. А. ЕСЕНИН. «ПОРОША»
(акцентное вычитывание лирического стихотворения)
Ц е л и : учить, вслушиваясь в стихотворение, определять настроение автора и
обратить внимание на лексику стихотворения;
характеризовать его;
совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
– Ребята, мы знаем, что прочитать художественное произведение выразительно
очень трудно. Для этого мало выучить его наизусть. А что еще нужно? (Нужно
понять, о чем пишет автор, какие картины он рисует.)
– А что еще надо понять? (Стихотворный ритм, чтобы при чтении его передать
голосом.)
– И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению
предварительной работой – попытаться понять картину жизни, выявить рассказчика,
его настроение.
II. Работа со стихотворением.
С т р о ф а 1 . Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и
смотрит вокруг. Все, что он видит, вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое»
настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают
«только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).
С т р о ф а 2 . Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой,
а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая:
«словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.
С т р о ф а 3 . Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с
человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта соснастарушка (а не
«старуха»), и словото какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.
С т р о ф а 4 . Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много»,
что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль»,
покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой
вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у
рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора,
бесконечной дороги.
III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и
настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам
выразительно читать стихотворение – это выявление стихотворного ритма и рифмы.
Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма,
подчеркивая этот закон, требует еще и дополнительного внимания к себе,
рифмующиеся слова необходимо немного выделять голосом. И наконец, сам
закономерный повтор ритмического рисунка в строках поможет нам передать,
выразить музыку стиха.
Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки
чертой.
С т р о ф а 1.
–– –– –– –– –– –– –– ––
__ __ __ __ __ __ __
–– –– –– –– –– –– –– ––
__ __ __ __ __ __ __
С т р о ф а 2.
__ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __
С т р о ф а 3.
__ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __
О НЫ
ГУ
О НЫ
ГУ
И МКАЙ
СНА
Ы НКАЙ
СНА
УШ КА
КУ
а
б
а
б
в
г
в
г
д
е
__ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __
УШ КАЙ
КУ
д
е
С т р о ф а 4.
__ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __
IV. Вывод.
– Ритмический рисунок очень четкий и красивый. Повторяется даже количество
слогов в рифмующихся строках. Первая строка «задает» повтор группы слогов вокруг
ударного: __ __ .
О ГА
АЛ’
О ГА
АЛ’
ж
ж
з
з
Но затем этот повтор четко не повторяется: то два, то три, то опять четыре
ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить ударений, но красиво ли это будет
звучать при чтении?
Дети и учитель скандируют с добавочными ударениями, чтобы получился
четкий повтор группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит
нарочито, не помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает.
– Другой вариант – снять лишние ударения, чтобы выявить одинаковый
ритмический рисунок во всех строках. Лучше всего – по два ударных в строке. Но и
этот рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя
маленькими односложными предложениями – после каждого точка, то есть автор
рассчитывает на паузы. Надо ли с этих слов снимать ударение, или это нарушит
настроение героя?
– Теперь, думаю, вы готовы читать эти стихи выразительно. А мы все будем
критиками. Оценим выразительность вашего чтения.
Тех, кто не успеет прочитать в классе, выслушать во внеурочное время.