Конспект урока по литературному чтению С. А. ЕСЕНИН. «ПОРОША»(3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Обучающие: – познакомить с творчеством С.А. Есенина и со стихотворением “Пороша”; – работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; – обогащать словарный запас учащихся; Развивающие: – развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление; – развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний; Воспитывающие: – воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке; – воспитывать самостоятельную творческую активность. Оборудование: компьютер, проектор .
Иконка файла материала литературное чтение.docx
С. А. ЕСЕНИН. «ПОРОША» (акцентное вычитывание лирического стихотворения) Ц е л и :   учить,   вслушиваясь   в   стихотворение,   определять   настроение   автора   и   обратить   внимание   на   лексику   стихотворения; характеризовать   его; совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».  Х о д   у р о к а I. Организационный момент. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я .   –   Ребята,   мы   знаем,   что   прочитать   художественное   произведение   выразительно очень   трудно.   Для   этого   мало   выучить   его   наизусть.   А   что   еще   нужно?  (Нужно понять, о чем пишет автор, какие картины он рисует.)  – А что еще надо понять? (Стихотворный ритм, чтобы при чтении его передать голосом.) – И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению предварительной работой – попытаться понять картину жизни, выявить рассказчика, его настроение.  II. Работа со стихотворением.  С т р о ф а   1 . Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом»)  и смотрит  вокруг.  Все,  что  он  видит,  вызывает  у  него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).  С т р о ф а   2 . Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.  С т р о ф а   3 .   Герой   продолжает   рассматривать   сосну.   Снова   сравнивает   ее   с человеком   («понагнулась,   как   старушка»).   Ему   нравится   эта   сосна­старушка   (а   не «старуха»), и слово­то какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.  С т р о ф а   4 . Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что   «валит   снег»,   а   не   просто   идет   сильный   снег,   а   зима   как   бы   «стелет   шаль», покрывая   землю.   Любуется   он   и   бесконечной   дорогой,   которая   «убегает   лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика   чувство   любования,   но   ему   и   немного   грустно   от   этого   простора, бесконечной дороги.  III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение – это выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая   этот   закон,   требует   еще   и   дополнительного   внимания   к   себе, рифмующиеся   слова   необходимо   немного   выделять   голосом.   И   наконец,   сам закономерный   повтор   ритмического   рисунка   в   строках   поможет   нам   передать, выразить музыку стиха.  Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.  С т р о ф а  1.                      –– –– –– –– –– –– –– ––                                 __ __ __ __ __ __ __                               –– –– –– –– –– –– –– ––                                 __ __ __ __ __ __ __ С т р о ф а  2.                                __ __ __ __ __ __ __ __                           __ __ __ __ __ __ __                                __ __ __ __ __ __ __ __                            __ __ __ __ __ __ __ С т р о ф а  3.                                __ __ __ __ __ __ __ __                            __ __ __ __ __ __ __  О  НЫ  ГУ  О  НЫ  ГУ  И  МКАЙ        СНА   Ы  НКАЙ        СНА   УШ  КА      КУ а б а б в г в г д е                             __ __ __ __ __ __ __ __                                __ __ __ __ __ __ __  УШ  КАЙ      КУ д е С т р о ф а  4.                               __ __ __ __ __ __ __ __                              __ __ __ __ __ __ __                                 __ __ __ __ __ __ __ __                               __ __ __ __ __ __ __ IV. Вывод. – Ритмический рисунок очень четкий и красивый. Повторяется даже количество слогов в рифмующихся строках. Первая строка «задает» повтор группы слогов вокруг ударного:  __ __ .   О  ГА  АЛ’  О  ГА  АЛ’ ж ж з з Но   затем   этот   повтор   четко   не   повторяется:   то   два,   то   три,   то   опять   четыре ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить ударений, но красиво ли это будет звучать при чтении?  Дети   и   учитель   скандируют   с   добавочными   ударениями,   чтобы   получился четкий повтор группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит нарочито, не помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает. –   Другой   вариант   –   снять   лишние   ударения,   чтобы   выявить   одинаковый ритмический рисунок во всех строках. Лучше всего – по два ударных в строке. Но и этот рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя маленькими   односложными   предложениями   –   после   каждого   точка,   то   есть   автор рассчитывает   на   паузы.   Надо   ли   с   этих   слов   снимать   ударение,   или   это   нарушит настроение героя?  –   Теперь,   думаю,   вы   готовы   читать   эти   стихи   выразительно.   А   мы   все   будем критиками. Оценим выразительность вашего чтения.  Тех,  кто  не  успеет  прочитать  в  классе,  выслушать  во  внеурочное время.