Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
01.08.2017
Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)
Эта разработка поможет учителю провести урок по теме.Цели на уроке: -учить детей работать с научной статьёй,находить в ней для себя что-то новое,интересное,познавательное; -расширить знания о грибах,определять виды грибов; -учить ребят самостоятельно работать со словарями,различать стихотворный художественный и прозаический научный текст.
конспект откр.урока чтение 2 класс.docx
Общеобразовательная школа I- III ступеней № 10 г. Тореза Разработка урока по литературному чтению 2 класс Разработала Лагутина Ирина Николаевна учитель начальных классов I категория г.Торез 2016 г. Тема:       В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии) Цель: Жёлтое солнце на землю глядит.          Жёлтый подсолнух за солнцем ….   .          Жёлтые груши на ветках ….   .         Жёлтые листья с деревьев … .              (следит,висят,летят) ­Прочитаем  медленно (хором)     ­ 1 ряд читает тихо ­ 2 ряд читает  с увеличением громкости ­ 3 ряд читает  с ускорением ­ Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть. ­ Один листочек упал с дерева ко мне. ­  А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке  стихотворения? (листопад)        ­ Чем ещё хороша осень? (созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов). IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока. ­ А тут ещё загадка для нас:                  И на горке, и под горкой,         Под березой и под елкой,         Хороводами и в ряд         В шапках молодцы стоят. (Грибы) ­ Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах) ­ Как считаете, с чем познакомимся   сегодня на уроке  и чему будем учиться на  уроке  чтения?  (Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы,  делать выводы) V. Изучение нового материала а) Работа с текстом «Грибы», с.77 ­ Скажите, а грибы­ это растение или нет? ­ Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77 1) Первичное чтение,(с.77)  (  читает подготовленный ученик) 2) Беседа  – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)  – Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется  грибы.) 3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке) ­ Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои  вопросы. – О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках,  подосиновиках, белом грибе, мухоморе.) – Дети, а кто является автором этого текста? ( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)  – Кто знает, что такое энциклопедия? – Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами  отвечает на все ваши вопросы.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний». – Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются  научные сведения о грибах.  ­ Какие бывают энциклопедии? Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии  «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие. Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой­либо отрасли науки  «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие. (Учитель показывает названные издания). ­ В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах? ­ Какая маленькая энциклопедия  помогает нам готовиться к уроку окружающего мира?  (Атлас­определитель) 5. Сообщения учащихся. Презентация.   Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, ­ тоже гриб.  Трутовик, выросший на стволе дерева­ тоже представитель грибного царства.  Под землёй у гриба находится грибница­ тонкие белые нити­ грибница . А  на поверхности  земли «плодовое тело»­ шляпка и ножка. На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у  других пластинки. В трубочках созревают споры гриба­крошечные «живые пылинки». Они  у грибов вместо семян.   ­ Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много  витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо. ­ Какой гриб среди всех остальных считают королём грибов?   ­Белый гриб, боровик (ученик рассказывает о грибе) ­ А какие вы знаете необычные грибы? Рассказ ученика о плазмодии(Гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу  передвигается ,перекатываясь с боку на бок.) VI.Физкультминутка Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх) Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз) Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку) Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами) Это я, это я, это я! VII.Продолжение работы по теме урока  1.­ Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная     (её необходимо запомнить, важная­ показать «красную», интересная – «зелёную»). ­ Сбор грибов в народе называют «тихая охота» ­ Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам. ­Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не  вырастут). ­Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми. ­ Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные). 2. Работа над загадками. ­  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах. ­ Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?  ­ На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные) 1. Серые шляпки.             Рябые ножки.             Под березою растут.                            – картинки на доске             Как их зовут? (Подберезовик) 2.   А этот красавец на белой ножке,              Он в красной шляпке,              На шляпке горошки. (Мухомор) ­  А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.) ­ А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных) 3.   После дождика подружки       Поселились на опушке.       Шляпы разноцветные      Самые заметные. (Сыроежки). ­   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.) ­   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем! 4. На пеньке сидят братишки.       Все ­ в веснушках шалунишки.        Эти дружные ребята называются ... (опята)       5. Средь молодых сосенок          В блестящей темной шапочке          Растет грибок... (Масленок) ­   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.) 6. В белой шляпе Красивая дама. Смотрит свысока­ Ручки в бока,  Богата и важна, Да никому не нужна! (Поганка) 7. В белой кепке Белый крепыш. Плечи расправил,  Ножки расставил, В землю врос: Кто б увидал­ С собой унёс (Боровик) 8 Ходят в рыженьких беретах,  осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички) 9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.  Меня увидишь за версту ­ зовусь я – ... (подосиновик) 10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки. В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки) 11.Грозный, стройный пан­ Владыка всем грибам. Ему не знакома грусть, Его называют …. (груздь)                        ­ Назовите  съедобные грибы.                         ­ Назовите несъедобные грибы. б) Работа над произведением В.  Берестова  «Хитрые грибы». 1. Подготовка к восприятию.    ­  Кто из вас любит собирать грибы? ­  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить  на этот вопрос, рассказывает учитель.) –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем   Берестовым , отправившимся в лес за  грибами . ­ Вам знакомо имя этого автора? ( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской  литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился  хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства ) ­Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать. ­Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы   « хитрыми »?  2 .Первичное чтение текста (учитель). 3.Беседа. ­ Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »? ­Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? 4.Чтение стихотворение про себя. ­Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите  внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно.  подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.  (Учитель подходит к слабым детям при чтении) ­Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать 5. Чтение вслух ­ Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать 6. Словарная работа Лукошко­ небольшая корзинка для грибов из прутьев ­Подберите синоним к этому слову. Кочка ­бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)                         (на доске)    7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением. ­Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы. ­Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку. ­Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки) ­Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?  VIII. Гимнастика для глаз ­Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу? ­ Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в  нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в  жизни человека и их надо беречь: 1) Вращение – вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом против  часовой стрелки; 2) Вертикали­горизонтали – не поворачивая головы, интенсивно двигайте глазами: вверх­вниз (10 раз); вправо­влево (10 раз); 3) Косые глаза – поднесите палец к переносице, посмотрите на него; теперь медленно  отводите палец вдаль, продолжая следить за ним глазами; 4) расслабление – плотно закройте глаза, расслабьте лоб и подумайте о чем­нибудь  приятном.  8. Работа над выразительным чтением стихотворения. ­ Будем учиться читать стихотворение выразительно. ­Найдите в тексте восклицательное предложение. Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2­3 человека) ­Прочтите вопросительное предложение. ­Какое слово надо выделить голосом? (где­то) ­Прочтите выразительно это предложение.  в) Сравнение художественного текста и научного.  – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. ­ Какой из этих текстов написал учёный, а  какой­поэт? – Можно сказать, что у них есть что­то общее? ( Да, у них одна тема – грибы.)  – А чем они отличаются?  (Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение  написал поэт, а статью – ученый.) – Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? ( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или  грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как  прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.  Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)  – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В  стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и  ритмичной. – А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.  Вывод: Статья « Грибы »­это научный текст, написанный ученым.  Стихотворение «  Хитрые   грибы »­художественный текст, написанный поэтом. На доске выставляются таблички:  В. Берестов «Хитрые грибы»                                           «Грибы» (из энциклопедии)  стихотворение   (есть  рифма)                                            проза  художественное произведение                                          научный текст  поэт                                                                                       учёный  чувства, настроение                                                           факты, события IX.Домашнее задание  Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76­77. По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.   X.Рефлексия. Подведение итогов урока ­ Чему был посвящён наш урок? ­ Выберите одно из предложений и продолжите фразу: ­Сегодня на уроке я узнал…. ­Я похвалил бы себя за…. ­Сегодня я сумел…. ­Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?  ­Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока (выбирают сигнальную карточку определённого цвета: жёлтый ­  у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен; зелёный ­  я не  совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень  хорошо;  красный­ у меня ничего  не получилось, было трудно.) ­ (дети  выбирают) ­ Я бы тоже оценила вашу работу высоко ( показывает смайлик), молодцы . Особенно  активно работали: … . ­ Урок окончен. Спасибо за работу.

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "В.Д.Берестов"Хитрые грибы", "Грибы"(из энциклопедии), (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2017