Педагогические задачи: познакомить с числом 7 как последующим для числа 6, с составом числа 7; учить писать цифру 7; развивать навыки сравнения чисел с помощью числового отрезка.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: состав числа 7, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 7; умеют: обозначать число 7 цифрой 7, писать цифру 7, строить натуральный ряд чисел в пределах 7.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеют взаимодействовать с партнером в парной деятельности, конструктивно выстраивая учебное сотрудничество; справедливо и адекватно оценивают действия и выполненные задания соседа.
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, ориентируются на выполнение моральных норм (как в учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях).
Т е м а : ЧИСЛО 7. ЦИФРА 7
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить с числом 7 как последующим
для числа 6, с составом числа 7; учить писать цифру 7; развивать навыки
сравнения чисел с помощью числового отрезка.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: состав числа 7, случаи сложения и соответствующие
случаи вычитания, связанные с составом числа 7; умеют: обозначать число 7
цифрой 7, писать цифру 7, строить натуральный ряд чисел в пределах 7.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
выполняют действия по предъявленному алгоритму,
совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеют взаимодействовать с партнером в парной
деятельности, конструктивно выстраивая учебное сотрудничество; справедливо
и адекватно оценивают действия и выполненные задания соседа.
Личностные УУД:
стремятся самостоятельно осваивать основы
математических знаний, ориентируются на выполнение моральных норм (как в
учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях).
Х о д у р о к а
I. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле; 1–2 – плавно отклонить голову
назад, 3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз.
Темп медленный.
2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 –
поворот головы налево, 4 – и. п. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3. И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через
правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и. п.; 3–4 – то же правой рукой.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
II. Актуализация опорных знаний.
– С какими числами познакомились на предыдущих уроках? Что интересного
можно делать с числами?– Выложите числовые карточки в порядке возрастания.
– Назовите числа в порядке убывания (в обратном порядке).
– Назовите число, которое стоит между…, после числа…, перед числом… (и
т. д.).
– Модель какого числа поставим после числа шесть? Поставьте модель этого
числа.
– Что вы знаете о числе семь? (Ответы учащихся.)
III. «Открытие» нового знания.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
– Сегодня мы познакомимся с числом 7 и научимся обозначать его цифрой.
– Посмотрите на поезд.
– Сколько вагонов в нашем составе? Сколько вагонов станет, если мы
добавим еще один?
– Составьте выражение к нашим действиям. (6 + 1 = 7.)
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м : задания 1–3 на с. 76.
– Рассмотрите рисунок. Сколько зеленых вагонов? Сколько желтых? Сколько
всего вагонов в составе?
– Составьте выражение из числовых карточек. (2 + 5 = 7.)
– Присмотритесь к окошкам в вагонах. Какой они формы? Сколько вагонов с
круглыми окнами? Сколько вагонов с треугольными окнами? Сколько всего
вагонов?
– Составьте выражение по картинке. (3 + 4 = 7.)
– Что интересного заметили? (Выражения разные, а количество вагонов
одно и то же.)
– Так как можно получить число 7? (6 + 1, 5 + 2, 4 + 3.)
– Назовите по порядку все вагоны (задание 2). (Первый, второй, третий,
четвертый, пятый, шестой, седьмой.)
– Ответьте на вопросы: сколько всего вагонов? Какой по счету последний
вагон?– Посмотрите на первый рисунок (задание 3). Что нарисовано? Сколько
больших цветов на картинке? Сколько маленьких цветов на картинке? Сколько
всего цветов?
– Подберите выражение из тех, что есть на доске.
Аналогично проводится работа со второй и третьей картинками.
– Сколько всего предметов на каждой картинке? (Семь.)
– С каким числом познакомились? Как его записать?
3. П и с ь м о ц и ф р ы 7.
– Познакомимся с новым знаком – цифрой 7. На что похожа цифра семь?
Попробуйте изобразить цифру семь.
Вот семёрка – кочерга,
У неё одна нога.
С. Маршак
– Заштрихуйте одну цифру вертикально, другую горизонтально (разным
цветом).
– Из каких элементов состоит цифра семь? (Цифра 7 состоит из волнистой
линии, большой и маленькой палочек.)
– Посмотрите, как пишется цифра семь. Начинают писать волнистую линию
чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят её до верхнего правого
угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием
последнего элемента цифры два (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той
разницей, что у двойки этот элемент расположен над нижней линией клетки, а у
семёрки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят
наклонную палочку к середине нижней стороны клетки, как у цифры 1.
Маленькая горизонтальная палочка должна перечёркивать длинную палочку
примерно посередине.
– Напишите под счет в воздухе: и, раз, и, два.Семь – словно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
4. Р а б о т а в тетради: задание 2 на с. 37.
– Спишите, продолжите первый ряд.
– Найдите закономерность, продолжите 2й и 3й ряды.
Учащиеся выполняют задание индивидуально, учитель помогает
правильно найти закономерность.
IV. Первичное закрепление.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у : задания 5, 6 на с. 77 (в парах с последующей
фронтальной проверкой).
Записывают выражения:
6 + 1 = 7, 7 – 1 = 6.
Учитель предлагает представить себя в роли учителей и найти неверные
неравенства.
V. Самостоятельная работа: задания 7, 8 на с. 77.
Учащиеся выполняют самостоятельно по рядам: 1й р я д – 1й столбик,
2й р я д – 2й столбик, 3й р я д – 3й столбик.
Записывают в тетрадь. Коллективная проверка или при помощи
сигнальных карточек.
На доске вместе с учителем записывают состав числа 7:
VI. Тренировочные упражнения.
И г р а «Неделька, стройсь!».
Учитель заранее заготавливает таблички с днями недели. Класс делится
на несколько групп по 7 человек. Выходит по очереди каждая группа. Учитель
дает каждому табличку, и по команде «Неделька, стройся!» ученикидолжны быстро построиться по порядку. Выигрывает та команда, которая
быстрее построит «неделю».
VII. Итог урока.
– С каким числом познакомились? После какого числа стоит оно в числовом
ряду? Из каких частей можно составить число 7?