Педагогические задачи: познакомить с понятием обратная задача; закрепить знание терминов, связанных с понятием задача, вычислительные навыки в пределах 10; формировать умения самостоятельно обосновывать решение задачи на основе взаимосвязи «часть – целое», записывать решение задачи в тетрадь в соответствии с принятыми нормами.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: понятие обратная задача, термины, связанные с понятием задача; умеют: выполнять вычисления в пределах 10, обосновывать решение задачи на основе взаимосвязи части и целого, записывать решение задачи в тетради в соответствии с принятыми нормами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя).
Личностные УУД: стремятся установить и понять границы собственного знания и «незнания»; имеют целевую установку на отработку математических навыков.
Т е м а : ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить с понятием обратная задача;
закрепить знание терминов, связанных с понятием задача, вычислительные
навыки в пределах 10; формировать умения самостоятельно обосновывать
решение задачи на основе взаимосвязи «часть – целое», записывать решение
задачи в тетрадь в соответствии с принятыми нормами.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: понятие обратная задача, термины, связанные с
понятием задача; умеют: выполнять вычисления в пределах 10, обосновывать
решение задачи на основе взаимосвязи части и целого, записывать решение
задачи в тетради в соответствии с принятыми нормами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя; высказывают своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы
в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи и способами
совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других
(одноклассников, учителя).
Личностные УУД: стремятся установить и понять границы собственного
знания и «незнания»; имеют целевую установку на отработку математических
навыков.
Х о д у р о к а
I. З а д а н и я на развитие внимания.
Н а д о с к е и на столах двуцветная картинка с числами:
– Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами; все
«красные» числа – четные, а «синие» – нечетные.)– Какое число лишнее? (10 – состоит из двух цифр, а остальные нет, то
есть 10 – двузначное, а остальные однозначные; 5 – повторяется два раза.)
– Поднимите карточки с числами так, чтобы сумма была равна 10, 9, 8, 7, 6.
(Учитель выписывает на доске варианты.)
– Прочитайте тему урока. Что можете сказать?
II. Актуализация опорных знаний.
1. М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я .
– Запишите числа от 0 до 10 в порядке убывания.
– Запишите числа, которые стоят между числами … и … .
– Запишите числа, которые стоят после…, перед … .
Проверка осуществляется посредством сигнальных карточек.
2 . Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а .
– Установите знак «+» или «–» вместо *.
Н а д о с к е запись:
1 * 3 * 3 * 3 * 10 = 0 4 * 4 * 8 * 5 = 5
– Рассмотрите схемы, которые записали ребята в задании 1 на с. 42. Назовите
целое и части. Расскажите, каким действием найти неизвестное число. Запишите
выражения к каждой схеме. (Ученик выполняет задание на доске, остальные –
в тетради.)
– Чем похожи схемы? Чем различаются?
В ы в о д : на схемах показана связь между числами 2, 8, 10 – это общее.
Отличие состоит в том, что меняются известные и неизвестные числа, от этого
меняется и способ действия с ними при нахождении неизвестного числа.
III. Формулирование темы урока и «открытие» нового знания
(коллективная работа).
1 ) В ы п о л н е н и е з а д а н и я 2 на с. 42 (учебник).
– Прочитайте задачу. Что известно? Что надо узнать? Подчеркните условие,
обведите вопрос.
– Занесите данные в схему.
– Запишите выражение, при помощи которого будем находить целое.
Запишите ответ.
2 ) В ы п о л н е н и е з а д а н и я 3 на с. 42 (учебник).Читают текст каждой задачи. Выделяют условие и вопрос. Выясняют,
что надо узнать, заносят в схему данные из задачи, обозначают вопросом
неизвестное.
Самостоятельно решают задачи, записывают ответы.
– Сравните тексты трех задач. Чем они похожи, чем отличаются?
В ы в о д : в каждой задаче одни и те же числа. Но известные и неизвестные
числа меняются местами.
– Придумайте название задачам.
– Прочитайте, как авторы рекомендуют называть такие задачи в желтой
рамке.
IV. Первичное закрепление.
1. Р а б о т а в п а р е : з а д а н и е 4 на с. 43. (Обсуждение задачи и решение
по алгоритму. Самостоятельная запись. Проверка путем проговаривания.)
У п р а ж н е н и е для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 – поворот
головы налево, 4 – и. п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и. п., 7 – голову
наклонить вперед, 8 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулаки, 2 – разжать кисти.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а ( у ч е б н и к , с . 4 3 ) .
1 ) В ы п о л н е н и е з а д а н и я 5.
– Сравните рисунки ребят. Запишите неравенства в тетрадь.
2 ) В ы п о л н е н и е з а д а н и я 6 (сравнивают выражения в учебнике,
находят запись, которую нельзя сравнить; проверка осуществляется путем
взаимопроверки).
3 ) В ы п о л н е н и е з а д а н и я 7 (в паре; проверяют путем проговаривания
чисел).
V. Итог урока.
– Как узнать обратные задачи? В чем их особенность?