Педагогические задачи: познакомить со сложением и вычитанием отрезков, связывая их с понятием части и целого; учить моделировать операции сложения и вычитания на отрезках; развивать навыки сложения отрезков и получения, таким образом, из частей целого.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: названия и обозначения операций сложения и вычитания; умеют: моделировать на отрезках операции сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание.
Личностные УУД: имеют положительное отношение к школе, к изучению математики, понимают значение математики в жизни человека, адекватно оценивают свои поступки.
Т е м а : СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОТРЕЗКОВ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить со сложением и вычитанием
отрезков, связывая их с понятием части и целого; учить моделировать операции
сложения и вычитания на отрезках; развивать навыки сложения отрезков и
получения, таким образом, из частей целого.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: названия и обозначения операций сложения и
вычитания; умеют: моделировать на отрезках операции сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование
различных точек зрения, строят монологическое высказывание.
Личностные УУД: имеют положительное отношение к школе, к изучению
математики, понимают значение математики в жизни человека, адекватно
оценивают свои поступки.
Х о д у р о к а
I. Д ы х а т е л ь н а я г и м н а с т и к а .
Учитель предлагает переводить дыхание сначала после каждой строчки,
затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит: «Дудууу!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Тактак, тактак, чуфчуф, чуфчуф.
Шшш, ууу! Приехали!»
II. Актуализация опорных знаний.
1. В в о д н а я б е с е д а .
– С какими новыми словами познакомились на прошлом уроке? Как найти
целое? (Показываем кулачками.) Как найти части? С какими числами
познакомились? Какими цифрами обозначаются эти числа?2. Р а б о т а в т е т р а д и : з а д а н и е 1 на с. 23.
– Продолжите ряд цифр и математических знаков.
– Рассмотрите рисунки. Найдите в них целое и части.
Учащиеся рассказывают о том, что изображено на картинках, на какие
части можно их разбить, как можно назвать целое. Рассматривают
выражения, подбирают подходящие варианты.
Две вишенки с малинкой на блюдце у Маринки.
Сколько ягодок, сочти и Маринке подскажи.
(3 – 1, 3 – 2, 2 + 1, 1 + 2.)
– Составьте числовые равенства к рисунку:
– Как найти целое? Как найти часть?
III. «Открытие» нового знания.
Р а б о т а в у ч е б н и к е : з а д а н и я 1, 2 на с. 46.– Целое и часть можно изобразить на отрезках. Сегодня мы научимся
изображать отрезками целое и часть. Прочитайте тему урока и скажите, что мы
еще научимся делать с отрезками?
– Сколько отрезков на рисунке? Назовите все отрезки. Назовите самый
большой отрезок. Из каких отрезков он состоит?
– Прочитайте запись: АБ + БВ = АВ. О чем говорит нам эта запись?
– Как получили отрезок БВ? Как получили отрезок АБ?
– Давайте попробуем то же самое проделать с ленточкой.
Учитель вместе с учениками рассматривают ленточку, затем разрезают
ее на две части и рассказывают, как можно получить часть, а как – целое.
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот! На реке – пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: «Ууу!»
IV. Первичное закрепление.
1. Р а б о т а в у ч е б н и к е : з а д а н и я 3, 4 на с. 46–47.
– Что изображено на рисунке? (Фрукты.) Посмотрите и разбейте их на
группы. Дополните записи так, чтобы получились верные равенства. (Один
ученик читает запись,
все остальные поднимают карточки с
соответствующим числом.) Какие числа обозначают целое, какие – части?
Учащиеся подбирают к каждому рисунку числовые выражения и их
значения, записывают в тетрадь значения выражений.
2 . Работа в тетради: з а д а н и я 2 , 3 на с. 23.
V. Тренировочные упражнения (учебник, задания 5, 6 на с. 47).
З а д а н и е
записывают в тетрадь самостоятельно.
осуществляется посредством сигнальных карточек.
Проверка
Учащиеся разбивают фигуры на группы по цвету, размеру, форме. Затем
устно объясняют свое решение.
VI. Итог урока.– При помощи чего можно изобразить часть и целое? Как найти целое (часть)?