Педагогические задачи: повторить понятие прямого угла; развивать умения строить и измерять прямой угол, соотносить прямой угол с другими углами; совершенствовать навыки распознавания углов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют распознавать и называть геометрические фигуры, выделять из множества углов – прямой угол, определять длину данного отрезка.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планируют этапы предстоящей работы, определяют последовательность предстоящих на уроке действий; получат возможность проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют истинность утверждений; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя), доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни.
Оборудование: числовые карточки; таблички со словами прямой, острый, тупой, вершина, сторона, луч; листы бумаги по количеству детей.
Т е м а : УГОЛ. ПРЯМОЙ УГОЛ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : повторить понятие прямого угла; развивать
умения строить и измерять прямой угол, соотносить прямой угол с другими
углами; совершенствовать навыки распознавания углов.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют распознавать и называть геометрические фигуры,
выделять из множества углов – прямой угол, определять длину данного отрезка.
(критерии сформированности/оценки компонентов
Метапредметные
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планируют этапы предстоящей работы, определяют
последовательность предстоящих на уроке действий; получат возможность
проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов,
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют
истинность утверждений; перерабатывают полученную информацию: делают
выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи и способами
совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других
(одноклассников, учителя), доносят свою позицию до всех участников
образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные: понимают ценность труда и упорства как естественного
условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни.
О б о р у д о в а н и е : числовые карточки; таблички со словами прямой,
острый, тупой, вершина, сторона, луч; листы бумаги по количеству детей.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
– Сегодня мы повторим фигуры, без которых не обходится ни одно здание, ни
один предмет. Отгадайте загадку и скажите, о чем будем говорить на уроке?
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч,
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто – ... (луч).
Едет ручка вдоль листаПо линеечке, по краю, –
Получается черта,
Называется ... (прямая).
II. Актуализация знаний.
1. Р а с ш и ф р у й т е с л о в а :
мая пря
ки нит
ре зок от
у г к р
(Прямая.)
(Нитки.)
(Отрезок.)
(Круг.)
– Какое слово «лишнее»? А что объединяет слова «прямая», «отрезок»,
«круг»? (Это геометрические фигуры.) Вы сказали «геометрические»? Я
приглашаю вас в страну Геометрию.
Учитель открывает название темы: «Путешествие в страну
Геометрию».
– А что такое геометрия?
Табличка со словом вывешивается на доске.
– Слово геометрия пришло из греческого языка. «Гео» – земля, «метрио» –
мерить. Геометрия – это раздел математики, который изучает фигуры, их
формы, положение предметов в пространстве.
2. У с т н ы й с ч е т .
– Кто же будет проводником в нашем путешествии? Об этом вы узнаете,
когда решите примеры:
19 – 7
9 + 7
10 + 8
16 – 7
20 – 5
– Работать будете в парах. Сосчитайте, найдите ответ среди чисел на
карточках, которые лежат у вас на парте, возьмите нужную карточку с числом и
положите ее перед собой.
Остальные ответы нужно положить в ряд:
15 16 18 12
о
а
9
т
ч
к
– Переверните каждую карточку. Поднимет руку та пара, у которой
получилось слово «точка». Это значит, что вы правильно решили примеры.Догадались, кто будет сопровождать нас в путешествии?
Руки вверх.
Руки вниз.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём, Руки вниз, прижать к бёдрам.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей! Хлопки в ладоши.
Руки в стороны.
III. Повторение и обобщение знаний.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
– Отправляемся в путь. Вышла Точка на прямую и пошла по ней. Шлашла,
устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?» Тут появились
ножницы, щелкнули и разрезали прямую с одной стороны, щелкнули еще раз – и
разрезали прямую с другой стороны. «Как интересно! – воскликнула Точка. –
Что же из моей прямой получилось?» (Отрезок.) Докажите, что это отрезок.
(Ответы детей.) А вы умеете чертить отрезки? Начертите отрезки:
1й ряд – 6 см, 2й ряд – 7 см, 3й ряд – 8 см.
Проверка:
– Как найти вторую часть отрезка, когда известно целое и одна часть отрезка?
Почему длину второго отрезка находили вычитанием? У кого длина второго
отрезка равна 3 см, поставьте на полях «+».
А можно ли назвать отрезком эту фигуру? (На доске начерчен луч.) Почему?
(Ограничен только с одной стороны.) А как эта фигура называется?
– Луч – это часть прямой, ограниченной с одной стороны.
Табличка с этим словом вывешивается на доске.
– Отправилась Точка дальше. Прошла она немного и остановилась. Она вдруг
вспомнила про лучи, которые она оставила. И ей их стало жалко. Точка решила к
ним вернуться и сделать из них прямую. Но поторопилась, и у нее получилось
вот что:– Что получилось у Точки? (Ломаная.)
– Взобралась Точка на самое высокое место и покатилась вниз. Катится и
приговаривает:
От вершины по лучу,
Словно с горки, покачу.
Только луч теперь – «она»,
Он зовется «сторона».
– Как называется место соединения лучей? (Вершина.) А как стал называться
луч? (Сторона.)
Таблички со словами вывешиваются на доске.
– Посмотрите, какие бывают разные углы.
– Сейчас попробуем изготовить модели угла. Повторяйте за мной. (Лист
бумаги складывается вчетверо.)
– У всех получилась модель прямого угла.
Табличка со словом вывешивается на доске.
Мама мой взяла листок и загнула уголок:
Угол вот такой у взрослых называется ПРЯМЫМ,
Если угол же – ОСТРЫМ, если шире, то ТУПЫМ.
Таблички со словами «острый», «тупой» вывешиваются на доске.
– Найдите вершину прямого угла и отметьте ее точкой. Найдите угол у парты.
Давайте проверим, будет ли он прямым? (Проверить можно с помощью
модели прямого угла. Для этого нужно приложить прямой угол на уголпарты так, чтобы вершины углов совпали. Если при этом совпадут и его
стороны, значит, угол парты прямой.)
– Назовите еще предметы, у которых есть прямые углы. (Ответы.) Намного
удобнее при нахождении прямых углов пользоваться угольником. Возьмите его и
покажите прямой угол. Развернув модель прямого угла, можно обнаружить, что
две перпендикулярные линии образуют… Сколько прямых углов? (4.)
Ученики чертят прямой угол в тетради по алгоритму: поставить точку,
приложить к ней вершину прямого угла и обвести стороны угольника.
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Самостоятельно начертите многоугольник, у которого все углы прямые.
3. Фронтальная работа. Игра «Закончи предложение».
– Наше путешествие подходит к концу. На прощание Точка дарит нам игру. Я
начинаю предложение, а вы продолжайте его хором.
Две перпендикулярные прямые образуют четыре… (прямых угла). (Показ.)
Место, где соединились два луча, образующих угол, называется… (вершина
угла). (Показ.)
От вершины по лучу,
Словно с горки, покачу.
Только луч теперь – «она»,
Он зовется … (сторона).
(Показ.)
IV. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие по стране Геометрии.