Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием текстовая задача и ее компонентами (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), для развития умений моделировать условие задачи в виде схем – отрезков, переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; научить оформлять решение задачи в тетради; содействовать закреплению навыков счета в пределах 10.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: понятие текстовая задача и ее компоненты: условие, вопрос, выражение, решение, ответ; умеют: моделировать условие задачи в виде схем – отрезков, переносить условие и вопрос задачи из текста на схему, оформлять решение задачи в тетради.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, проговаривают последовательность действий на уроке.
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находят и формулируют решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные: слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе.
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни.
Т е м а : ЗАДАЧА
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : создать условия для ознакомления с
понятием текстовая задача и ее компонентами (условие, вопрос, выражение,
решение, ответ), для развития умений моделировать условие задачи в виде схем
– отрезков, переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; научить
оформлять решение задачи в тетради; содействовать закреплению навыков счета
в пределах 10.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: понятие текстовая задача и ее компоненты: условие,
вопрос, выражение, решение, ответ; умеют: моделировать условие задачи в виде
схем – отрезков, переносить условие и вопрос задачи из текста на схему,
оформлять решение задачи в тетради.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией учебника, проговаривают последовательность действий на
уроке.
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую:
составляют математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков,
схем); находят и формулируют решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные: слушают и понимают речь других (одноклассников,
учителя); владеют диалогической формой речи и способами совместной
деятельности в группе.
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе;
понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой
деятельности, в том числе и учебной, и жизни.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
– На предыдущих уроках познакомились с числами. Назовите их. Сегодня
будем заниматься по с. 36–37 учебника. Прочитайте тему урока. Как вы
понимаете слово «задача»?
II. Актуализация опорных знаний.1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
На доске прикреплен рисунок с цветами (1 большой цветок и 4 маленьких).
– Разбейте цветы на части по размеру. Составьте четыре выражения.
(Составляют выражения:
1 + 4 = 5 5 – 1 = 4;
4 + 1 = 5 5 – 4 = 1.)
– К каждому выражению придумайте математический рассказ с вопросом.
(Ответы учащихся.)
2. М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я .
– В тетради запишите числа 1, 4, 5 тройками, чередуя их между собой так,
чтобы чередование не повторялось. (145, 154, 415, 451, 514, 541.)
III. Формулирование темы и «открытие» нового знания.
1 . В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 на с. 36 (учебник).
– Петя и Вова придумали рассказы. Послушайте их и сравните.
а) На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая незабудка.
Сколько незабудок выросло на лесной полянке?
б) На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая незабудка.
Красивые были цветы?
– Чем похожи и чем различаются эти рассказы? (Чтобы ответить на вопрос
в первом рассказе, надо сделать вычисления, а в другом рассказе не надо.)
– Как вы думаете, какой рассказ можно найти в учебнике по математике, а
какой – в книге по чтению?
– Кто знает, как называется первый рассказ на языке математики? (Ответы
учащихся.) Проверим свои предположения. (Читают тексты справа и слева.)
Чем отличается задача от условия задачи? (В задаче есть рассказ и вопрос, а в
условии задачи только рассказ.)
– Что сообщается в условии задачи? Что хотят узнать, задавая вопрос?
– Послушайте еще раз рассказы Пети и Вовы. Какой из рассказов можно
назвать задачей? (Первый рассказ – это задача.)
2 . В ы п о л н е н и е з а д а н и я 2 на с. 36–37 (учебник).
– Посмотрите на рисунок Кати. Какую задачу можно к нему придумать?
(Проговаривают задачу.)
– Посмотрите на условный рисунок. Какими фигурами заменили изображения
цветов?– Проговорите только условие. Задайте вопрос. (Проговаривают варианты,
сопоставляют с условным рисунком.)
– Как подругому можно записать текст задачи?
– Познакомимся с предложениями авторов. Прочитайте текст в желтой рамке
на с. 36–37.
Н а д о с к е а л г о р и т м р е ш е н и я з а д а ч и :
а) составим схему;
б) составим выражение;
в) найдем значение выражения;
г) получим ответ.
– Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
IV. Первичное закрепление.
1. Работа над текстовой задачей 3 (у ч е б н и к , с . 3 7 ) .
– Прочитайте задачу. Прочитайте условие задачи. Представьте себе действия
Кати. Прочитайте вопрос задачи.
– Сделайте условный рисунок. (Один ученик выполняет задание на доске,
остальные – в тетради.)
– Разберем задачу по алгоритму. Составим схему.
– Посмотрите, Катя уже сама составила схему, но забыла вписать числа.
Давайте ей поможем.
Ученик выходит к доске и выполняет задание. Остальные – в учебнике.
– Покажите целое. Покажите часть, которую Катя съела. Покажите часть,
которая осталась. Что надо найти? (Часть.)
– Как найти часть? (Надо из целого вычесть известную часть.) С о с т а в ь т е
выражение. (3 – 1.)
– Какое выражение записали – сумму или разность? Назовите компоненты
действия вычитания. (Уменьшаемое 3, вычитаемое 1, надо найти разность.)
– Н а й д и т е значение выражения. (3 – 1 = 2.) З а п и ш и т е ответ.
У п р а ж н е н и я для улучшения мозгового кровообращения.
1) Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле; на 1–2 плавно наклонить
голову назад, 3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–
6 раз. Темп медленный.2) И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и. п., 3 –
поворот головы налево, 4 – и. п. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3) И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через
правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и. п., 3–4 – то же правой рукой.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. И н д и в и д у а л ь н о г р у п п о в а я р а б о т а : задание 4, с. 37.
Коллективно составляют текст задачи. Отдельно анализируют условие.
Задают вопрос. Рисуют условный рисунок к задаче. Один ученик выполняет
задание на доске, остальные – в тетради. Решение и ответ задачи ученики
записывают самостоятельно. Один ученик выполняет работу на обратной
стороне доски. Проверяют решение и ответ посредством взаимопроверки
(работа в паре). Сверяют с работой на доске.
– Что же надо сделать, чтобы решить задачу? (Называют алгоритм.)
V. Самостоятельная работа (задание 5 на с. 37, учебник).
Первую запись разбирают совместно, остальные записи ученики
анализируют самостоятельно.
– Посмотрите внимательно на запись Кати. Какое число записано в первом
кружке? (10.)
– Какое число записано во втором кружке? (8.)
– Значит, из 10 получили 8. Каким действием это можно выполнить?
(Вычитанием.)
– Сколько из 10 нужно вычесть, чтобы получить 8? (Два.)
– Проверьте запись над стрелкой.
– Запишите получившееся равенство. (10 – 2 = 8.)
Получившиеся равенства записывают в тетрадь.
осуществляется посредством сверки с записью на доске:
6 + 4 – 2 = 8 5 + 4 = 9 6 – 2 + 4 = 8
Проверка
VI. Итог урока.
– Что нового узнали о задачах? Без чего не может быть задачи? (Без условия
и вопроса.) Расскажите алгоритм решения задачи? Для чего нужно уметь решать
задачи? Пригодится ли это в жизни?