Педагогические задачи: познакомить с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел, с новой геометрической фигурой – четырехугольником; учить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу; закреплять навыки счета в пределах 4.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют: присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу, считать в пределах 4, узнавать и называть плоскую геометрическую фигуру четырехугольник.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.
Личностные УУД: демонстрируют положительное отношение к школе, к изучению математики, имеют первоначальные представления о знании и незнании.
Т е м а : ЧИСЛОВОЙ ОТРЕЗОК
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить с числовым отрезком как с
моделью натурального ряда чисел, с новой геометрической фигурой –
четырехугольником; учить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку
одну единицу; закреплять навыки счета в пределах 4.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют: присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку
одну единицу, считать в пределах 4, узнавать и называть плоскую
геометрическую фигуру четырехугольник.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя, высказывают своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией учебника.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество,
принимая его правила и условия, совместно с одноклассниками и учителем
договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.
Личностные УУД: демонстрируют положительное отношение к школе, к
изучению математики, имеют первоначальные представления о знании и
незнании.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
У п р а ж н е н и я д л я р а з в и т и я с л у х а .
СЛОНЯТА
Пригнуть верхнюю часть уха вниз. Разогнуть, пригнуть, словно раскатывая
и скатывая ухо. Уши должны стать теплыми.
ЗВОНОЧЕК
Найти ямочку возле козелка. Нажать на ямочки сразу обоих ушей,
отпустить, нажать, отпустить. Массировать круговыми движениями уши в
одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно оба уха одновременно.II. Актуализация опорных знаний.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а .
– На прошлом уроке мы при помощи мерки учились измерять длину отрезков.
Что самое важное надо знать о мерке? (Она должна быть одинаковой.) Как
называются одинаковые мерки? (Единичный отрезок.)
1) У п р а ж н е н и е «Измерь длину».
Учитель раздает детям одинаковый единичный отрезок и предлагает
измерить им длину тетради, учебника.
2) У п р а ж н е н и е «Восстановите цифры».
Н а д о с к е расположены модели чисел.
– Вместо карточек с моделями чисел надо написать цифры. (На доске
ученики записывают цифры: 1, 2, 3, 4.)
3) И г р а «Рассели соседей по квартирам».
2. Р а б о т а в т е т р а д и : з а д а н и е 1 на с. 25.
– Продолжите ряд. Какой цифры не хватает? (4.) Какое число обозначает
цифра 4?
– Число 4 загадало вам загадки:
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?– Запишите равенство. (2 + 2 = 4.) Подчеркните части (можно цветными
карандашами), обведите целое.
Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
– Обведите целое, подчеркните части.
III. «Открытие» нового знания.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
– Сегодня на уроке продолжим изучать отрезки. Откройте учебник на с. 52–
53. Прочитайте тему урока. (Числовой отрезок.) Как вы думаете, почему
отрезок назвали числовым?
– Вспомните, как чертится отрезок. (Чертим прямую, ставим точки в
начале и в конце прямой.)
– Предлагаю назвать отрезок не буквами, а цифрами. Первую точку
обозначаем цифрой 1, вторую – 2.
Продолжите отрезок: при помощи циркуля отложите еще один такой же
отрезок, следующую точку назовем 3 и т. д.
– Что у нас получилось? Прочитайте.
2. Р а б о т а в у ч е б н и к е ( с . 5 2 ) .
Учащиеся читают статью в учебнике на с. 52.
– Чему удивились? (Как можно при помощи отрезка складывать и
вычитать?) Хотите научиться?
– Выполните задание 1. От какого числа начнем движение? (1). Поставьте на
эту цифру пальчик. (Учитель показывает на доске.) Куда будем двигаться?
(Вправо.) Назовите число, к которому пришли. (2.) Как изменилось число?
(Увеличилось на один.)
– Какое числовое выражение мы можем записать? (1 + 1 = 2.)
– Посмотрите на второй числовой отрезок. От какого числа начнем
движение? (2.) Куда будем двигаться? (Влево.) Назовите число, к которому
пришли. (1.) Как изменилось число? (Уменьшилось на один.) Какое числовое
равенство можем записать? (2 – 1 = 1.)Учащиеся выполняют задание 2 у доски «по цепочке». Результаты работы
записывают в тетрадь.
В ы в о д : шаг вправо – «+», шаг влево – «–».
3 . У п р а ж н е н и е «Счет по линейке».
– Теперь вы умеете считать по числовому отрезку. Возьмите линейку. Что она
вам напоминает? Попробуем выполнить вычисления при помощи линейки.
Вычислите:
2 + 1 1 + 3 4 – 2
1 + 2 3 + 1 4 – 1
Учение выполняет задание у доски, остальные проверяют по линейке.
– Что учились делать на уроке? Какой предмет нам может помочь при
вычислениях? Какую фигуру напоминает линейка?
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
IV. Первичное закрепление: задания 3, 4 на с. 52–53 учебника.
На доске расположены фигуры.
– Какие фигуры вы видите на доске? (Ломаные.) Почему одни фигуры
внутри клубочка, а другие – снаружи? (Одни – замкнутые ломаные, другие –
незамкнутые.)
– Как бы вы назвали фигуры внутри клубочка? (Замкнутые ломаные.) Что у
них общего? (У каждой четыре звена и четыре вершины.) Как бы вы назвали
эти фигуры?
– Что вы можете рассказать о фигуре из задания 4? Как ее можно назвать?
Подтвердите предположение. (Это – четырёхугольник.)
V. Тренировочные упражнения.
1. Самостоятельная работа в тетради: задание 3 на с. 26.
– Поучимся чертить четырехугольник. Для этого нам понадобятся карандаш и
линейка. Соедините точки по порядку. Замкните ломаную. Начертите рядом по
клеткам такую же фигуру.
2. Р а б о т а в у ч е б н и к е ( в п а р е ) : з а д а н и е 5 на с. 53.Проверка осуществляется посредством сигнальных карточек.
VI. Итог урока.
– С какими фигурами познакомились? Какая фигура помогает нам при счете?