Педагогические задачи: повторить числа первого и второго десятков, состав чисел; развивать умения решать уравнения с одной переменной, составные задачи несколькими способами; совершенствовать навыки счета.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20, решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b, задачи в два действия на сложение и вычитание.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; соотносят воспроизводимый на слух текст и показываемые учителем движения со своими движениями.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, обдумывая, обмениваясь мнениями и конструктивно координируя свои действия.
Личностные: умеют формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами; ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
Оборудование: рисунки с изображением горошины, петуха, кур; сигнальные карточки.
Т е м а : ЧИСЛОВОЙ ОТРЕЗОК
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : повторить числа первого и второго
десятков, состав чисел; развивать умения решать уравнения с одной переменной,
составные задачи несколькими способами; совершенствовать навыки счета.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20,
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b, задачи в два действия на сложение и
вычитание.
Метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя; соотносят воспроизводимый на слух текст и показываемые
учителем движения со своими движениями.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и
группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других (одноклассников,
учителя); решают совместно с соседом по парте поставленную задачу,
обдумывая, обмениваясь мнениями и конструктивно координируя свои
действия.
Личностные: умеют формулировать жизненные цели, соотносить их с
нравственными нормами; ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
О б о р у д о в а н и е : рисунки с изображением горошины, петуха, кур;
сигнальные карточки.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
– Сегодня мы отправимся в путешествие вместе с горошиной. Да, да, вот с
этой маленькой сладенькой горошиной. Не удивляйтесь, но нас ждет
увлекательное путешествие.
Вот послушайте:
– Вёз дед горох на лошади
И потерял горошину,
Сто вёрст она катилась,
Не остановилась…Учитель показывает рисунок горошины на доске.
II. Актуализация знаний.
– Побежали скорее за горошиной. Для этого вам надо прочитать числа и
разложить их на разрядные слагаемые.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
Н а д о с к е записаны числа: 10, 2, 16, 5, 15, 20, 19, 18, 6, 0.
Учащиеся называют разрядные слагаемые, ответы проверяют при
помощи сигнальных карточек.
– На нашем пути – «кочки» с числами. Чтобы пройти через них, надо числа на
кочках разбить на разрядные слагаемые и составить по 4 равенства.
Задание выполняют в тетради, трое учеников – у доски. Проверка
проводится путем сравнивания работ.
2. У с т н ы й с ч е т .
Учитель читает стихотворение.
…Увидал ее петух
И во весь пустился дух
Догонять по улице.
С ним еще три курицы…
На доске крепятся фигурки петуха и кур.
– Горошине угрожает опасность, давайте защитим горошину, завалим ее
примерами, чтобы куры ее не смогли найти.
Задание 2 на с. 60 выполняют устно, по цепочке, комментируя свои
действия.
…Спряталась горошина
В стоге, в травах скошенных.
Перерыл петух весь стог –
Отыскать ее не смог.
Ночь спала горошина,
Сеном запорошена…
III. Повторение и обобщение знаний.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и е 3 на с. 60.
– Пока горошина спит, давайте займемся делом.
Выполняют самостоятельно по рядам. Три ученика на доске решают
уравнения по алгоритму:
а) Пишу: х равен…б) Отмечаю целое и части. Выявляю неизвестное…
в) Чтобы найти…
г) Пишу: х равен…
д) Делаю проверку: подставляю в уравнение вместо х найденное число…
е) Рассуждаю и сравниваю значения…
Проверяют, сверяясь с работой на доске.
…Утром встала рано,
Посреди поляны
Росой умылась и покатилась.
Сто верст катилась,
Не остановилась…
– Выразите числа в указанных мерках.
2. Фронтальная работа: задание 4 на с. 60.
Учащиеся выполняют у доски с комментированием. Остальные
записывают в тетрадь равенства.
…Вдруг за ней вослед, крича,
Полетели два грача.
Тот: – Моя!
Другой: – Моя!
А горошина – ничья.
Спряталась горошина
Меж травин взъерошенных…
– Поможем горошине спрятаться – огородим ее забором из заполненных
верно окошек.
3. Р а б о т а в п а р е : з а д а н и е 5 на с. 60.
Записывают неравенства самостоятельно. После выполнения задания
проводится взаимопроверка.
– Везде ли вы записали одинаковые числа? Если нет, то почему?
– Давайте посмотрим, что происходит с нашей горошиной.
…Ночевала под кустом,
Под березовым листом…
– Пока горошина спит, мы с вами поиграем.УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»
Упражнение на развитие свойств внимания – способности к
переключению, произвольности выполнения движений.
Дети садятся (встают) полукругом. Учитель называет предметы. Если
предмет летает, дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей
опущены. Учитель может сознательно ошибаться, и у многих ребят руки
непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо
своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий
предмет.
А около горошины
Медведь проходил,
Чутьчуть не раздавил.
(Фигурка медведя.)
Не спалось горошине:
Страшен гость непрошеный.
Утром встала рано,
Посреди поляны
Росой умылась и покатилась.
Сто верст катилась,
Не остановилась.
– Далеко укатилась горошина, давайте ее догонять. Чтобы было быстрее,
сядем в автобус.
Учащиеся читают и проигрывают текст задачи ( з а д а н и е 6, с. 61).
В автобусе ехало 13 человек. (Выходят 13 учеников и становятся друг за
другом парами.) На остановке вышли 4 человека (садятся за парты), вошли 5
человек (выстраиваются еще 5 учеников). Сколько человек стало в автобусе?
Дети считают количество пассажиров в автобусе и подбирают
подходящее выражение. Выражение и ответ записывают в тетрадь.
– Придумайте еще один способ решения задачи для Пети.
Аналогичная работа проводится с остальными задачами. Выражение и
ответ записываются в тетрадь.
– Заигрались мы с вами, а тем временем прикатилась горошина в детский сад
Увидала сто ребят!
Спряталась под лесенку
И запела песенку:
«В землю мягкую, хорошую
Посади меня, горошину.Посади, кто дружит с грядками,
Угощу стручками сладкими».
– Давайте посадим горошину в землю. Посмотрите, у нас уже и грядка готова.
Какой формы грядка в задании 7, с. 61? (Треугольная.)
– Измерьте сумму всех сторон треугольника. Выразите в сантиметрах, в
дециметрах и сантиметрах.
Измерения и запись величин осуществляют самостоятельно.
– Расскажите, какой длины получились стороны грядки. Чему равна сумма
всех сторон треугольника?
– Пока вы выполняли задание…
…По соседству с кленом
Вырос куст зеленый,
На гряду прилег бочком:
Сто стручков висят на нем!
Будет всем по одному,
Не обидно никому!
Учитель показывает рисунок – куст гороха в грядке треугольной формы.
IV. Итог урока.
– Понравилась вам сказка? А какие знания нам пригодились на уроке? Пусть
мне каждый расскажет и положит свою горошину в цветочный горшок.
Учитель проходит по рядам, а ученики проговаривают, какие знания они
применяли на уроке.