Педагогические задачи: познакомить с понятием отрезок; формировать умения чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: понятие «отрезок»; умеют: чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, выполняют действия по предъявленному алгоритму.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание.
Личностные УУД: имеют интерес к новому учебному материалу, проявляют уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: карточки-домики с моделями чисел, ленточка, ножницы.
Т е м а : ОТРЕЗОК
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить с понятием отрезок;
формировать умения чертить отрезок, обозначать его буквами, сравнивать
отрезки по длине.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают:
понятие «отрезок»;
умеют: чертить отрезок,
обозначать его буквами, сравнивать отрезки по длине.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с
помощью учителя, выполняют действия по предъявленному алгоритму.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и
группируют такие математические объекты, как плоские геометрические
фигуры.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое
общение, допускают существование различных точек зрения, строят
монологическое высказывание.
Личностные УУД: имеют интерес к новому учебному материалу, проявляют
уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное
отношение к людям.
О б о р у д о в а н и е : карточкидомики с моделями чисел, ленточка, ножницы.
Х о д у р о к а
I. Ды х а т е л ь н а я г и м н а с т и к а .
ЧУДОНОС
После слов «задержу дыхание» ученики делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим глубже, шире.
II. Актуализация опорных знаний.
– Каждый день, из урока в урок, мы все дальше и дальше продвигаемся по
стране Математике. Сегодня перед нами вновь открыта дорога. Посмотрите нанеё. Какую линию она вам напоминает? (Прямую.) Как это можно проверить?
(Приложить линейку.)
– Вдоль дороги стоят домики – числа. Расставьте их по порядку. (Карточки
домики с моделями чисел крепятся на доске на равном расстоянии друг от
друга.)
– Сосчитайте домики слева направо и обратно. Номера каких домиков мы
можем записать цифрами? (Один и два.) Запишите в тетради.
– Продолжите ряд цифр ( т е т р а д ь , з а д а н и е 1 на с. 17).
III. «Открытие» нового знания.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .
– Сегодня познакомимся с новой геометрической фигурой. Прочитайте на с.
32, как она называется. (Отрезок.) Как вы думаете, что это за фигура и как ее
получить? (Предположения учащихся.) Проверим свои предположения и
проведем небольшой опыт.
– Что у меня в руках? (Ленточка и ножницы.) Какую фигуру напоминает
ленточка? (Прямую.) Что можно сделать с ленточкой при помощи ножниц?
(Разрезать.) Давайте вместе с вами отрежем кусочки ленточки. (Двое учеников
натягивают ленточку, другие ученики отрезают.) Что у нас получилось?
(Кусочки, отрезки.) Что надо сделать с прямой, чтобы получить отрезки?
(Отрезать части.)
2. Р а б о т а в т е т р а д и : з а д а н и е 2 на с. 18.
– Катя поставила две точки. Провела через них прямую, часть прямой между
точками выкрасила красным цветом. Выполните такую же работу в тетрадях.
3. Р а б о т а в у ч е б н и к е .
– Какая фигура у вас получилась? Давайте сверим свои предположения с
правилом на с. 32. (Чтение правила.)
– Эта фигура – отрезок. Точки – концы отрезка. Их можно обозначить
буквами. Обозначьте буквами концы своего отрезка. Прочитайте, какие отрезки
у вас получились?
– Как можно получить отрезок? (Поставить на прямой две точки.)ЛЯГУШКИ
Видим, скачут по опушке две веселые лягушки,
Прыгскок, прыгскок, прыгай с пятки на носок!
(Выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед, вверх.)
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкультпривет!
IV. Первичное закрепление.
1. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Отрезки».
– Встаньте друг к другу лицом. Протяните руки вперед. Возьмитесь за руки.
Представьте, что вы – точки, а протянутые руки между вами – это отрезок.
Назовите каждый первую букву своего имени – это и будет названием вашего
отрезка. Назовите отрезки. Давайте сравним длину некоторых отрезков.
(Несколько пар выходят к доске, учитель ставит их рядом, а остальные
сравнивают.)
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у : за д а н и я 2–3 на с. 32.
– Прочитайте, как назвали свои отрезки Катя, Петя и Вова.
– Сравните отрезки по длине. Прокомментируйте, как вы рассуждали при
сравнении.
3. Р а б о т а в т е т р а д и : з а д а н и е 3 на с. 18.
– Что нарисовано в задании? (Точки.) Какого цвета эти точки? (Синие,
красные и зелёные.) Возьмите синий, красный и зелёный карандаши. При помощи
линейки соедините точки одного цвета. Сколько отрезков у вас получилось?
(Три.) Сравните отрезки по длине. (Синий короче красного и зелёного, красный
длиннее синего и зелёного, зелёный короче красного, но длиннее синего.) Что
нужно сделать с точками, чтобы получился отрезок? (Соединить их и назвать
буквами.) Назовите получившиеся отрезки.V. Тренировочные упражнения.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а .
На д о с к е : 1 = 1; 1 < 1; 2 > 1; 2 = 2; 1 = 2.
– Что записано на доске? (Равенства и неравенства.) Прочитайте их. Что вас
удивило? (Есть неверные равенства и неравенства.) Прочитайте неверное
неравенство, неверное равенство. (1 < 1; 1 = 2.) Что надо изменить, чтобы все
неравенства и равенства были верными? (Изменить знаки или числа.) Какое
неравенство получилось? (1 < 2.) Какое равенство получилось? (1 = 1.) Запишите
в тетрадь верные равенства и неравенства.
2. Самостоятельная работа: з а д а н и е 5, с. 18 (тетрадь).
– Прочитайте верные неравенства и равенства.
3. С о с т а в л е н и е математического р а с с к а з а п о к а р т и н к е в учебнике
(з а д а н и е 5, с. 33).
– Катя и Петя нарисовали картинки. Посмотрите на картинки Кати. Что
нарисовала Катя? Что произошло? Посмотрите на картинки Пети. Что
нарисовано? Что произошло?
– Подумайте, как об этом можно рассказать.
1й в а р и а н т рассказывает по Катиным картинкам, 2й в а р и а н т – по
Петиным.
На д о с к е запись: Катя 2 1; Петя 1 2
– Какую математическую запись можно составить – равенство или
неравенство? (2 > 1; 1 < 2.)
4. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и я 6, 7 на с. 33.
– Какие фигуры нарисованы у каждого помощника (задание 6)? (Синий
квадрат и красный круг.) Что произошло с Катиными фигурами? с Вовиными
фигурами? Произошло ли чтонибудь с фигурами у Пети? Подберите числовые
карточки к рисункам.
– Найдите недостающую фигуру в задании 7.
VI. Итог урока.
– Какие фигуры мы сегодня учились чертить, называть и сравнивать? Как
найти концы отрезков? Как они обозначаются?