Педагогические задачи: познакомить с таблицей вычитания; развивать умение применять случаи табличного вычитания при решении задач; развивать навыки самооценки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают способы вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 20; умеют выполнять вычитание чисел с переходом через разряд.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий, находят пропущенное действие в знакомой последовательности.
Коммуникативные: отмечают изменения в своих действиях, сравнивают сегодняшние и вчерашние достижения.
Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Оборудование: числовые карточки, сигнальные карточки.
Т е м а : ТАБЛИЧНОЕ ВЫЧИТАНИЕ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : познакомить с таблицей вычитания;
развивать умение применять случаи табличного вычитания при решении задач;
развивать навыки самооценки.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают способы вычитания чисел с переходом через разряд в
пределах 20; умеют выполнять вычитание чисел с переходом через разряд.
Метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: определяют успешность выполнения своего задания в диалоге
с учителем.
Познавательные: называют последовательность простых знакомых действий,
находят пропущенное действие в знакомой последовательности.
Коммуникативные: отмечают изменения в своих действиях, сравнивают
сегодняшние и вчерашние достижения.
Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые,
общие для всех людей правила поведения.
О б о р у д о в а н и е : числовые карточки, сигнальные карточки.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
– Расскажите о теме урока по с. 28–29. Как вы думаете, для чего необходимо
изучать табличное вычитание? Разве мы не умеем вычитать? Из каких чисел
будем учиться вычитать?
II. Актуализация знаний.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
– Запишите числа, которые позволят дополнить до 10 такие слагаемые: 8, 6, 5,
7, 9.
2. У с т н ы й с ч е т .
На доске даны цепочки:
6 + 4 + 2 8 + 2 + 5 16 – 6 – 2 11 – 1 – 5
Ответы показывают при помощи числовых карточек.
– Сколько всего прибавили? вычли?
III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.«М а т е м а т и ч е с к а я э с т а ф е т а »: з а д а н и я 2, 3 на с. 28.
На доске записаны примеры:
7 + 6 8 + 4 9 + 5
– Назовите компоненты действия сложения.
– Превратите эти суммы в разность.
Вызывается ученик от каждого ряда, дается задание:
– Составьте по две разности к каждому из равенств. Найдите их значение.
13 – 6 = 7 12 – 8 = 4 14 – 5 = 9
13 – 7 = 6 12 – 4 = 8 14 – 9 = 5
Остальные записывают выражения в тетрадь. Проверка при помощи
сигнальных карточек.
В ы в о д : сумма – это целое. Если вычесть одну часть, то получим другую
часть. При помощи таблицы сложения всегда можно найти значение разности.
– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? (Искать значение
разности по таблице сложения.)
– Расскажите, как можно прибавлять по таблице (задание 3)?
– Почему некоторые числа Катя обвела кружками одинакового цвета?
Найдите в таблице числа 11, 12, 13, 14,15, 16, 17, 18.
– Разделите эти числа на однозначные слагаемые.
Дети находят слагаемые, учитель записывает их на доске.
– Постарайтесь запомнить однозначные слагаемые.
– На какие цвета Катя разделила таблицу?
– Почему Катя разделила таблицу цветом на две части? (Для каждой суммы
из синей части таблицы найдется равная ей сумма с такими же слагаемыми
в желтой части таблицы.)
IV. Первичное закрепление изученного.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а : з а д а н и я 4, 5 на с. 28.– Прочитайте выражения. Что заметили в них интересного? (Все они
разности.)
– Что надо найти во всех выражениях? (Значение разности.)
– Как называются числа в разности? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Чтобы найти значение выражения 13 – 8, разложим уменьшаемое 13 на
части, одна из которых 8; посмотрите по таблице, чему будет равна вторая
часть? (5.) Значит, 13 – 8 = 5.
Один ученик записывает выражение на доске, остальные в тетради.
Аналогично находятся значения остальных выражений.
– Прочитайте первую запись (задание 5). Расскажите, как Петя нашел
разность? (Уменьшаемое 11 разложил на части так, чтобы одна из частей
равнялась вычитаемому – 9; по таблице выяснил, что 11 – это 9 и 2. 2 – это
вторая часть, значит, 11 – 9 = 2.)
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и е 6 на с. 29.
Проверка осуществляется путем проговаривания.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Изображаем плавание.
В понедельник я купался,
Рисуем.
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем.
Танцуем.
Очень долго танцевал.
Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Сесть на корточки, руки
под щеку – засыпаем.
V. Повторение и обобщение изученного.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а : задания 7 (П.), 7 (В.) на с. 29.
– О ком говорится в тексте? Что говорится о муравьях? Как бежали муравьи?
Что значит «в противоположных направлениях»? Давайте это покажем.
Выходят два ученика, встают спинами друг к другу и двигаются в
противоположных направлениях.– Так же двигались и муравьи. Открою вам секрет: это задача на движение,
вот только никак не пойму, на встречное или противоположное? (Дети
высказывают свои предположения.)
– Какие слова нам говорят, что движение противоположное?
– Прочитайте текст и выделите данные числа и искомые.
– Найдите ключевые слова.
– Стрелками соедините числа с ключевыми словами.
– Расскажите условие задачи.
– Задайте вопрос.
На доске учитель последовательно делает запись:
Каково расстояние от муравейника до первого муравья?
14 дм
расстояние между муравьями
– Запишем данные в схему задачи. Расскажите, что известно в задаче, что
надо найти? (Известно целое и вторая часть, надо найти первую часть.)
– Как найти часть? (Надо из целого вычесть известную часть.)
– Составьте и запишите выражение. (14 – 8.)
– Объясните, как будем искать значение выражения? (Объясняют устно.)
Ответили на вопрос задачи? Запишите ответ.
2. Р а б о т а в п а р е : задание 8 на с. 29.
Выполняют самостоятельно с взаимопроверкой.
VI. Итог урока.
– Какова была тема урока? Что учились делать? В чем испытали трудности?
Как справлялись с ними?