Педагогические задачи: повторить нумерацию чисел в пределах 20, развивать умения составлять выражения и находить их значение, составлять и решать составные задачи несколькими способами, чертить и различать фигуры по их признакам.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают название и последовательность чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20; умеют использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); решать составные задачи несколькими способами; распознавать геометрические фигуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; отличают при сопоставлении с образцом учителя верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание; доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; сохраняют учебную мотивацию.
Оборудование: фигурки поросят, рисунки с изображением каменного дома, шалаша из соломы, шалаша из веток, полоски бумаги по количеству детей.
Т е м а : ВЫРАЖЕНИЕ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : повторить нумерацию чисел в пределах 20,
развивать умения составлять выражения и находить их значение, составлять и
решать составные задачи несколькими способами, чертить и различать фигуры
по их признакам.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают название и последовательность чисел от 1 до 20,
разрядный состав чисел от 11 до 20; умеют использовать знание таблицы
сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах
10 (на уровне навыка); решать составные задачи несколькими способами;
распознавать геометрические фигуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают свое предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией учебника; отличают при сопоставлении с образцом учителя
верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от
уже известного с помощью учителя; перерабатывают полученную информацию:
делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
умеют вступать в речевое общение, допускать
существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание;
доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса –
оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; сохраняют учебную
мотивацию.
О б о р у д о в а н и е : фигурки поросят, рисунки с изображением каменного
дома, шалаша из соломы, шалаша из веток, полоски бумаги по количеству детей.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
– Сегодня работаем по с. 58–59. Но урок у нас необычный. Знаете сказку
«Три поросенка»? Что делали поросята в сказке?
Жилибыли поросята,
Три веселых дружных брата.Учитель выставляет фигурки поросят.
Летом бегали, играли,
Холода совсем не ждали.
Вскоре осень наступила,
Поросят предупредила:
«Нужно строить всем дома:
Скоро к вам придет зима!»
– Какой домик построил младший брат НифНиф?
– Какой домик построил средний брат НуфНуф?
– А НафНаф?
Из соломы домик свой
Младший сделал под сосной.
Крышу легкую сложил,
Зимовать под ней решил.
Учитель выставляет рисунок шалаша из соломы.
Средний тоже не дремал:
Дом из веток собирал.
Думал в шалаше зимой
Жить холодною порой.
Учитель выставляет рисунок шалаша из веток.
Ну а старший брат трудился
И, конечно, не ленился.
Из камней он строил дом,
Чтобы жить спокойно в нем.
В. Лиходед
Учитель выставляет рисунок каменного дома.
– Что же произошло дальше? (Пришел волк и разрушил домики младшего и
среднего братьев.)
– В наших ли силах изменить ход событий и предупредить поросят о беде?
(Ответы детей.) Как вы думаете, сможем ли мы защитить поросят от волка
своими знаниями? Давайте удивим его, он испугается и убежит.
А вот кто кого будет предупреждать, сейчас и решат наши состязания. У нас
есть три команды (три ряда). Каждая команда должна выбрать себе капитана.
Для этого у вас на столах лежат полоски бумаги, напишите, кого бы вы хотели
видеть в роли капитана.Дети пишут на полосках имя и фамилию одного из учеников своего ряда,
учитель зачитывает и подводит итог: кто больше голосов набрал, тот и
капитан.
– Нам надо добраться до домиков поросят: НифНифа, НафНафа и Нуф
Нуфа, чтобы спасти их от серого волка. Итак, в путь.
II. Актуализация знаний.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
– Сначала путь наш проходит через густой лес. В этом лесу есть заветные три
тропинки, но для того чтобы пройти по ним, надо выполнить задания.
Н а д о с к е записаны три ряда чисел:
2, 4, 6, 8, …
3, 6, 9, …
4, 8, …
– Найдите закономерность и продолжите каждый ряд на 3 числа.
Выполняют задание по командам в тетрадях, капитаны записывают на
доске. Проверяют, сверяясь с записями на доске. Определяют первенство и
выдают большие жетоны: первой команде – красный, второй команде –
зеленый, третьей команде – синий.
– На пути река. Чтобы построить мостик, надо:
разбить числа 17, 15, 19 на разрядные слагаемые, записать 4 возможных
равенства.
Команды работают коллективно, записывают равенства в тетради,
отвечают капитаны. Отмечают жетонами очередность команд.
2. У с т н ы й с ч е т . И г р а «Определи маршрут самолета».
– Вышли на поляну, а там нас поджидают самолеты.
Х о д и г р ы
Учитель вызывает к доске трех учеников (летчиков) из каждого ряда
(команды), которые поведут свои самолеты по намеченному курсу,
зашифрованному примерами. К примерам дается по три ответа, один из них
правильный, другие – неверные. Летчики должны определить маршрут, показать
стрелкой правильный путь, решая примеры снизу вверх.
Каждая команда помогает своему командиру правильно выбрать путь
движения самолета, поправляют, если командир ошибается. В конце игрыкомандиры раздают маленькие желтые жетоны тем игрокам, которые помогли
правильно провести самолет.
Выигрывает команда, быстрее и правильнее решившая примеры. Порядок
выполнения вновь отмечается жетонами.
– Приземлились самолеты в большом городе на аэродроме. Там нас
поджидают машины. Поедем с вами по шоссе. Первой придет к финишу та
команда, которая быстрее выполнит следующее задание.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я 3 на с. 58.
На доске записаны ряды чисел, из которых составляются выражения.
– Впишите знаки действий и числа.
Выполняют по цепочке, выходя к доске. Заполняют пустые кружочки и
правильно вставляют знаки действия. Очередность отмечается жетонами.
III. Повторение и обобщение знаний.
1. Р а б о т а в п а р е : задания 4, 5 на с. 58.
– Машины привезли нас к горному перевалу, преодолеть который мы можем
лишь на лошадях.
Каждая команда выполняет по строчке с записью в тетрадь (задание 4).
Выполняет каждая команда полностью (задание 5). Проводится
взаимопроверка.
У с л о в и е : нужно, чтобы все члены команд выполнили задание и были бы
исправлены допущенные ошибки (членов команды проверяют капитаны).Итоги подводят путем проговаривания заданий. Выигрывает та команда,
у которой меньше всего ошибок и меньше времени ушло на оформление
заданий. Очередность отмечается жетонами.
РАЗ, ДВА – ВЫШЕ ГОЛОВА
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнутьсяразогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а : з а д а н и я 7, 8 на с. 59.
– Высоко поднялись лошади, но устали, дальше придется идти пешком, чтобы
перейти через горы.
Коллективный разбор задания 7 (задача) по алгоритму:
1) Чтение задачи с целью извлечения всех чисел (данных и искомых).
2) Первичная классификация данных и искомых чисел, выделение ключевых
слов.
3) Установление взаимосвязи между числами и ключевыми словами.
4) Построение модели задачи: таблицы, схемы, рисунки, краткая запись.
5) Создание плана решения с последующей фиксацией (запись решения в виде
числового равенства).
План решения рассматривают в учебнике. Составляют выражения и
приходят к выводу, что данную задачу можно решить двумя способами.
Записывают коллективно выражения к каждому способу решения:
I с п о с о б II с п о с о б
12 – (8 + 4) = 9 (б.) 4 – 3 + 8 = 9 (б.)
О т в е т : 9 б. О т в е т : 9 б.
Обращается внимание на необходимость поставить скобки в первом
случае.
Текст задания 8 разбирается коллективно.Решение выполняется самостоятельно, дети находят другие способы
решения.
Выигрывает та команда, которая правильно и быстро найдет все три
способа решения.
Отмечается очередность цветными жетонами. Учитель отмечает
желтыми жетонами детей, первыми предложившими способы решения
задачи.
II с п о с о б III с п о с о б
Совместно записывают выражения к каждому способу решения задачи.
I с п о с о б
4 + 8 – 3 = 9 (б.) 4 – 3 + 8 = 9 (б.) 8 – 3 + 4 = 9 (б.)
О т в е т : 9 букв. О т в е т : 9 букв. О т в е т : 9 букв.
– Перебрались через вершину самой высокой горы и спускаемся к морю.
Первой придет та команда, которая первая составит и правильно решит тремя
способами задачу на морскую тематику.
Приблизительный текст задачи:
В порту на якоре стояло 7 катеров и 8 лодок. Вечером снялось с якоря и ушло
в открытое море 6 транспортных средств. Сколько транспортных средств
осталось ночевать в порту?
Выполненная работа отмечается соответствующим жетоном.
Дополнительный красный жетон получает команда, выполнившая задание:
– Измените условие задачи так, чтобы она решалась одним способом.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и я 6, 10 на с. 58.
– Перебрались через горы, поплывем в лодках.
Самостоятельно решают уравнения (задание 6) по алгоритму:
а) Пишу: х равен…
б) Отмечаю целое и части. Выявляю неизвестное…
в) Чтобы найти…
г) Пишу: х равен…
д) Делаю проверку: подставляю в уравнение вместо х найденное число…
е) Рассуждаю и сравниваю значения…
Первые пять человек получают красные жетоны, следующие пять
человек приносят командам зеленые жетоны, третья пятерка приносит
синие жетоны, остальные (кто решил) – желтые жетоны.
– Перебрались мы через море на лодках, осталось только поле перейти.
Выставляется изображение поля.Члены команд чертят прямоугольники (задание 10), а капитаны находят
сумму длин всех сторон этих прямоугольников.
Красный жетон получает та команда, которая быстро и правильно
справилась с заданием, у которой меньше всего помарок, капитан четко
отчитался о своей работе.
Дополнительные желтые жетоны получают ребята, у которых нет ни
одной помарки в выполненном задании.
IV. Итог урока.
– А теперь посмотрим, чья команда к какому домику попадает.
Учитель подсчитывает количество цветных жетонов у каждой
команды. Капитаны подсчитывают количество желтых жетонов у членов
своей команды. Команда, набравшая наибольшее количество желтых
жетонов, получает дополнительно красный жетон, вторая команда –
зеленый жетон, третья команда – синий жетон.
Учитель называет команду и говорит, в какой домик она попала.
(Открываются картинки домиков.)
– Вот мы и спасли поросят от волка. Чем мы занимались на уроке? А какие
знания нам для этого пригодились?