Цель: знакомство учащихся с понятием подмножества как части множества, умение использовать знаки и .
Оборудование: учебник, диаграммы множеств и подмножеств.
Урок составлен в соответствии с федеральным государственном образовательном стандартом начального общего образования.
Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов.
Даны цели урока, предметные и метапредметные результаты,приведены различные формы организации деятельности обучающихся на уроке.
Урок 11. ПОДМНОЖЕСТВО. ЗНАКИ И
Цель: знакомство учащихся с понятием подмножества как части множества,
умение использовать знаки и .
О б о р у д о в а н и е: учебник, диаграммы множеств и подмножеств.
Ход урока
I. Закрепление навыков устных вычислений (устный счет).
II. Проверка домашнего задания.
Проверить правильность определения порядка действий (задание 13).
а) 9; б) 8.
Всего 12 способов.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока
Вводится понятие подмножества как части множества.
1. Рассматривается задание 1, с. 16.
– Каждый ли заяц является животным? (Да.)
– Всякое ли животное является зайцем? (Нет.)
– Какое из этих множеств является частью другого? (Множество А
является частью множества В.)
Делается в ы в о д :
Часть множества называется подмножеством и записывается так:
А В (А является подмножеством В, А включено в В, А содержится в
В.)
Если же А не является подмножеством В, А не включено в В, не
содержится в В, то запись производится так: А В.
2. Учащиеся читают выводправило на с. 16.
3. Упражнение в определении подмножеств:
– коллективный разбор задания 2, с. 16;
– задать свойством множества;
– определить, какое из них является подмножеством другого;
– сделать запись с помощью знака .
О т в е т :
а) М – множество грибов,
С – множество съедобных грибов;
б) D – множество деревьев,
B – множество хвойных деревьев;
в) K – множество квадратов,
P – множество прямоугольников;г) E – множество геометрических фигур,
F – множество фигур черного цвета.
В о п р о с :
– Как расположены друг относительно друга диаграммы множества и
Дети определяют, что диаграмма подмножества расположена внутри
подмножества?
диаграммы множества.
4. Самостоятельно выполняется учащимися задание 3 (проверка в парах с
комментированием).
в) A C; B C;
г) S D; T D.
а) M P;
б) F K;
5. Составление диаграмм множеств (задание 4, с. 17).
Задание выполняется на доске и в тетрадях.
IV. Отработка навыков устных и письменных вычислений, решение
задач на повторение.
З а д а н и е 6.
Выполняется в парах. Взаимопроверка.
а) М = а; b; ; О; +
К = b;
К М.
б)
З а д а н и е 7.
Выполняется коллективно. Составление задачи по картинке, решение.
Решение:
5 яблок и 2 груши стоят 36 рублей, а 2 яблока и 2 груши – 24 рубля. Сколько
стоит одно яблоко и одна груша?
1) 36 – 24 = 12 (р.) – стоят 3 яблока.2) 12 : 3 = 4 (р.) – стоит 1 яблоко.
3) 24 – 8 = 16 (р.) – стоят 2 груши.
4) 16 : 2 = 8 (р.) – стоит 1 груша.
О т в е т: яблоко стоит 4 рубля, груша стоит 8 рублей.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что называется подмножеством?
– Где расположена диаграмма подмножества по отношению к диаграмме
множества?
Задание на дом. Задания 9, 11.