Цель: знакомство учащихся с приемами деления многозначного числа на однозначное и записью деления углом; отработка навыков устных и письменных вычислений.
Оборудование: учебник, таблицы с различными способами деления многозначного числа на однозначное без остатка, 5 упаковок спичек.
Урок составлен в соответствии с федеральным государственном образовательном стандартом начального общего образования.
Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов.
Даны цели урока, предметные и метапредметные результаты,приведены различные формы организации деятельности обучающихся на уроке.
Урок 48. ДЕЛЕНИЕ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
Цель: знакомство учащихся с приемами деления многозначного числа на
однозначное и записью деления углом; отработка навыков устных и письменных
вычислений.
О б о р у д о в а н и е: учебник, таблицы с различными способами деления
многозначного числа на однозначное без остатка, 5 упаковок спичек.
Ход урока
I. Закрепление навыков устных вычислений (устный счет).
II. Проверка домашнего задания.
1) 248 + 8 = 256 (марок);
2) 256 : 2 = 128 (марок);
3) 128 – 8 = 120 (марок).
О т в е т: у Пети 120 марок, а у Мити – 128 марок.
1) 372 – 12 = 360 (отк.);
2) 360 : 2 = 180 (отк.);
3) 180 + 12 = 192 (отк.).
О т в е т: у Даши 192 открытки, а у Наташи – 180 открыток.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока
Учащиеся рассматривают различные способы деления многозначного числа на
однозначное без остатка.
I с п о с о б деления: c графическим моделированием.
а) Сначала проводится работа с конкретными предметами.К доске выходят 4 ученика. У учителя 5 упаковок спичек, которые раздаются
ученикам. Каждый получает по одной упаковке. Одна остается. Что делаем
дальше? Вскрывается упаковка, в которой 10 коробок спичек. Учитель раздает
по одной коробке ученикам, потом еще по одной, остаются 2 коробки. Что
делать дальше? Дальше раздаются спички поштучно.
Делается в ы в о д :
Для нахождения частного сначала надо разделить сотни, затем
оставшуюся сотню перевести в десятки и делить десятки, а затем
оставшийся десяток раздробить в единицы и делить единицы.
б) Аналогично рассматриваются II и III с п о с о б ы деления.
Ученики приходят к заключению, что начинать деление надо с самых крупных
единиц, затем остаток дробить и делить полученные более мелкие единицы.
Делается в ы в о д :
Удобнее делить многозначное число на однозначное, записывая углом.
в) Закрепление знаний проводится на задании 2 (с. 10) и задании 3 (с. 11).
Решения проводятся тремя способами.
г) Устно выполняется задание 4, с. 11. Обратить внимание учащихся на то,
что остаток всегда меньше делителя.
IV. Отработка навыков устных и письменных вычислений.
1. Выполнить деление столбиком (задание 5, с. 12).
Решения выполняются на доске и в тетрадях с комментированием.
2. Вставить цифры и сделать проверку (задание 9, с. 12).
Выполняется самостоятельно.
Проверка в парах.
Решения
комментируются.
П р о в е р к а:
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а (задание 10, с. 12).Отнять 13 спичек, чтобы получилось ТРИ.
Отнять 2 спички, чтобы осталось 4 квадрата.
Каждый ученик выполняет работу на своем месте, за партой.
V. Решение задач на нахождение значений величин по их сумме и
разности.
Задание 7 (а), с. 12.
Задача выполняется на доске и в тетрадях с комментированием.
Составляется схема.
1) 152 + 28 = 180 (б.) – удвоенное число бананов I пальмы.
2) 180 : 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.
3) 90 – 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.
О т в е т: с I пальмы собрали 90 бананов, а со II пальмы – 62 банана.
Задание 7 (б), с. 12.
Выполняется самостоятельно.
Проверка в парах. Решение комментируется.
VI. Итог урока.
– Как удобнее делить многозначное число на однозначное?Задание на дом. Задание 8, с. 12.