Цель: знакомство учащихся с операцией объединения множеств и знаком для ее записи, закрепление навыков устных и письменных вычислений.
Оборудование: учебник, предметные картинки с изображением машин «скорой помощи», ГАИ, пожарной машины, а/м «Волга» и «Жигули» красного цвета.
Урок составлен в соответствии с федеральным государственном образовательном стандартом начального общего образования.
Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов.
Даны цели урока, предметные и метапредметные результаты,приведены различные формы организации деятельности обучающихся на уроке.
Урок 19. ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ. ЗНАК
Цель: знакомство учащихся с операцией объединения множеств и знаком для
ее записи, закрепление навыков устных и письменных вычислений.
О б о р у д о в а н и е: учебник, предметные картинки с изображением машин
«скорой помощи», ГАИ, пожарной машины, а/м «Волга» и «Жигули» красного
цвета.
Ход урока
I. Закрепление навыков устных вычислений (устный счет).
II. Проверка домашнего задания.
Задание 11, с. 33.
Х – 83
О – 42
Р – 80
Д – 44
Ы – 61
Н – 34
У – 81
Ь – 33
Т – 28
З а г а д к а :
Я – 45
Б – 18
Е – 40
Г – 63
Ф – 21
Ю – 72
С – 25
П – 2
Ъ – 20
А – 3
Л – 5
В – 4
Ё – 13
К – 17
Ж – 19
И – 12
М – 16
Ц – 23
Он падает с грохотом, словно скала,
Сверкая на солнце, как глыба стекла.
Проходят века, пробегают года
И всё же ему не упасть никогда.
(Водопад.)
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока
Учащиеся рассматривают предметные картинки с изображением машин,
вывешенные на доске.
Учитель предлагает детям выделить множество машин красного цвета (А) и
множество машин специального назначения (В).
В о п р о с :
– Назовите общую часть (пересечение) множеств А и В. (Это пожарная
машина.)Если о множествах А и В сказать одним словом «машины», какую часть
выделим из этих множеств?
Предположения детей.
Учитель объясняет:
– В это понятие входят все элементы из обоих множеств (А и В), значит, надо
выделить в одно целое оба множества, то есть объединить их.
1. Выполняются задания 1 и 2, с. 34.
В ходе выполнения заданий учащиеся делают в ы в о д:
Объединением множеств называется множество всех элементов,
принадлежащих данным множествам.
Учитель сообщает, что объединение множеств обозначается символом .
2. Учащиеся читают выводправило на с. 34.
3. Самостоятельно выполняются задания 3, 4, 5 на с. 34–35 (проверка в
парах).
4. Коллективный разбор заданий 6, 7 на с. 35.
Задание 6.
Задание 7.
D E = {a; м}
D E = {a; е; м; к; б}В этом задании рассматривается закономерность: число элементов
объединения двух множеств равно сумме чисел элементов каждого из этих
множеств, уменьшенной на число элементов пересечения.
(5 + 4) – 2 = 7 (элементов).
5. Решение задачи (задание 8, с. 35).
Рассматривается схема в тетрадиучебнике.
Решение комментируется.
Решение:
(25 + 27) – 18 = 34 (чел.).
с = 98 кг; d = 420 кг.
IV. Закрепление навыков устных и письменных вычислений.
Задание 9, с. 36.
Задание выполняется на доске и в тетрадях с комментированием.
а) 75 : (18 : 3) = 12 (овец) и еще 3 кг состричь с половины овцы.
б) 90 : (30 : 2) = 6 (ч.).
Задание 10, с. 36.
Самостоятельно. Составить выражения и найти их значение.
а) d : (с : 7)
420 : (98 : 7) = 30 (дней).
n = 3; а = 320.
б) а : (96 : n)
320 : (96 : 3) = 10 (банок).
Задание 12, с. 36.
Составить программу действий и вычислить.
Выполняется в парах. Комментируется.
1 4 6 2 5 3
а) (714 – 649) ∙ 7 – (95 : 19) ∙ (68 : 2) = 285;
2 1 7 4 3 5 6
б) 6 ∙ (532 – 478) + (300 – 38 ∙ 7) : 17 ∙ 100 = 524.
Задание 13, с. 36.
Деление с остатком. (Решение комментируется.)
38 : 17 = 2 (ост. 4);
91 : 17 = 5 (ост. 6);
56 : 17 = 3 (ост. 5);
23 : 17 = 1 (ост. 6).
70 : 17 = 4 (ост. 2);
V. Решение уравнений (задание 11, с. 36).
VI. Итог урока.
– Что называется объединением множеств?Задание на дом. Задание 14, с. 36.