Цели: ввести понятие «составные именованные числа»; закрепить умение выполнять арифметические действия с составными именованными числами, со смешанными числами, составлять программу действий и находить значения выражений; повторить соотношения единиц измерения величин; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: «круги» (п. 2, II), таблички-термины (п. 1, III).
ДЕЙСТВИЯ НАД СОСТАВНЫМИ
ИМЕНОВАННЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ
Цели: ввести понятие «составные именованные числа»; закрепить умение
выполнять арифметические действия с составными именованными числами, со
смешанными числами, составлять программу действий и находить значения
выражений; повторить соотношения единиц измерения величин; развивать речь,
память, внимание, логическое мышление, навыки устных и письменных
вычислений, самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : «круги» (п. 2, II), табличкитермины (п. 1, III).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
Назовите числа, в которых:
343 ед. II кл. и 420 ед. I кл.;
520 ед. I кл. и 5 ед. II кл.;
3 ед. II кл. и 3 ед. I кл.;
42 ед. I кл. и 42 ед. II кл.
Расположите полученные числа в порядке возрастания.
Назовите соседей каждого из чисел.
Вычислите сумму и разность наибольшего и наименьшего из чисел ряда.
Назовите 5 шестизначных чисел, используя цифры 6, 8, 0, 2.
Что обозначают цифры 0 и 6 в записи названных вами чисел?
2. Устные вычисления.
Вычислите:
Какое число пропущено?
.О т в е т : 5. О т в е т : 17.
3. Задачи на движение.
Решите задачи устно.
1) Грач пролетел 100 м со скоростью 10 м/сек. Сколько времени он был в
пути?
2) Орел летел со скоростью 30 м/сек 6 секунд. Какое расстояние пролетел
орел за это время?
3) Две ласточки летят со скоростью 23 м/сек. Через сколько секунд они
встретятся, если расстояние между ними 920 м?
4) Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях
вышли два путника. Скорость одного из них равна 6 км/ч, а скорость второго – 3
км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут путники через 5 часов?
4. Именованные числа.
Рассмотрите запись на доске. Что можете сказать?
На какие группы можно разделить данные числа? Что общего между
ними? В чем различие?
5600, 56, 6, 5 кг 600 г, 5 дм 6 см, 6 мин.
Как мы назовем вторую группу?
(Это именованные числа.)
Подумайте, а можно ли разделить на группы именованные числа?
По какому признаку?
Как называется каждая группа? (Проблема!)
III. Открытие нового.
1. Составные именованные числа.
Что интересного в записи чисел 5 кг 600 г и 5 дм 6 см?
Из каких единиц «составили» первое число? (Килограммы и граммы.)
А второе? (Дециметры и сантиметры.)
0
С. 121 в «рамочке».
. (Открытие!)2. Зависимость значения величины от мерки.
№ 1, с. 121.
В ы в о д : значение площади зависит от величин мерки: если мерка
уменьшается в несколько раз, то значение площади увеличивается; если мерка
увеличивается в несколько раз, то значение площади уменьшается.
Подумайте: данный вывод будет верен для других величин?
Обоснуйте свое мнение.
(Пример: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см, 1 м = 1000 мм.)
Можно использовать модель метровой линейки для образного
представления.
3. Действия с именованными числами.
Выполните действия.
6 т 782 кг 2 т 231 кг; 24 т 6 кг 287 г;
2 ч 24 мин + 1 ч 26 мин; 5 ч 12 мин 36 мин;
124 кг : 2; 5 м 8 см : 4.
В каком случае при вычислении возникают трудности?
(При выполнении действий с числами второго столбика, так как в этом
случае величины нужно привести к одной и той же единице измерения для
удобства вычислений.)
Что важно при этом знать?
(Соотношение между единицами измерения каждой величины.)
С. 121122 образцы выполнения действий с именованными числами.
IV. Первичное закрепление.
1. Арифметические действия с составными именованными числами.
№ 2 (а, в, д, е, и, л), с. 123 с комментированием.
2. Решение задач.
№ 3, 4, 5, с. 123.
Запишите решение каждой задачи, предварительно проанализировав текст
каждой.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа.
Взаимопроверка. Обсуждение спорных вопросов.
V. Закрепление пройденного материала.
1. Сложение и вычитание смешанных чисел.№ 9, с. 124 самостоятельно. Самоконтроль по образцу на доске.
1
4
«неграмотный»;
«а»;
13
1) 15
2
6
2) 8
2
3
3) 9
4
3
4) 7
6
5) 13
О т в е т : «Неграмотный, а весь век пишет». (Карандаш.)
2. Программа действий.
№ 10, с. 124 с комментированием.
«весь»;
«век»;
«пишет».
VI. Итог.
Расскажите об открытиях, сделанных на уроке.
Что вы уже знали раньше?
О чем узнали впервые?
Считаете ли вы данные знания и умения важными? Почему? Обоснуйте
свое мнение.
Что важное необходимо запомнить?
Домашнее задание: № 6, 7, с. 123; № 10 (б), с. 124.