Цели: познакомиться с понятием «доли» как с обозначением деления предмета, геометрической фигуры на равные части; закреплять умение называть доли, записывать, самостоятельно анализировать и решать задачи, уравнения, устанавливать порядок действий в выражениях; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к предмету.
Оборудование: схемы, примеры с «окошками» (см. п. 1, II).
ДОЛИ
Ц е л и : познакомиться с понятием «доли» как с обозначением деления
предмета, геометрической фигуры на равные части; закреплять умение называть
доли, записывать, самостоятельно анализировать и решать задачи, уравнения,
устанавливать порядок действий в выражениях; развивать речь, логическое
мышление, память, внимание, интерес к предмету.
Оборудование: схемы, примеры с «окошками» (см. п. 1, II).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите устно:
– Восстановите «цепочку» вычислений, поставив вместо звездочек
пропущенные числа:
– Какие цифры пропущены? Докажите.
2. «Давайте подумаем».
Р а б о т а с учебником, № 13, с. 67. Анализируя условие, учащиеся
предлагают различные варианты, одним из них может быть следующий:– прямая а содержит точки К, М;
– прямая b содержит точки К, Q;
– прямой с принадлежат точки Р, Q.
Таким образом, начерчены 3 прямые, на каждой из которых по 2 точки, а
всего 4 точки.
3. Решение задач.
– Запишите решение каждой задачи:
а) В 1й ларек привезли 8 ящиков по 10 кг яблок, а во 2й – в 2 раза больше.
Сколько всего яблок привезли в ларьки?
(10 ∙ 8 + 10 ∙ 8 ∙ 2 = 240 (кг).)
б) В 4 тетрадях 48 листов. Сколько листов в 7 таких же тетрадях?
(48 : 4 ∙ 7 = 84 (л.))
в) В санаторий привезли 4 мешка муки по 15 кг в каждом. Из 49 кг муки
испекли булочки. Сколько кг муки осталось?
(15 ∙ 4 – 49 = 21 (кг).)
г) Глубина колодца 30 м, а глубина оврага на 20 м меньше. Во сколько раз
меньше глубина оврага, чем колодца?
(30 : (30 – 20) = 3 (раза).)
д) Мальчик решил разложить 240 марок в 2 альбома, поровну в каждый.
Сколько марок будет в каждом альбоме?
(240 : 2 = 120 (м.).)
!? е) Два мальчика решили разделить поровну между собой 1 яблоко.
Сколько достанется каждому?
– Почему при решении последней задачи возникли трудности?
(Каждый мальчик должен получить половину яблока. Ответ нельзя
записать натуральным числом.)
– Как можно подругому назвать половину? (Половина – одна вторая.)
=> Постановка учебных задач: открыть способ обозначения чисел, которые
нельзя записать натуральным числом.
III. Открытие нового.1. Доли.
Р а б о т а с учебником, с. 65 – теоретические знания.
=> Как же записать ответ задачи?
1
(Половина – 2
1
. Следовательно, каждый из мальчиков получит 2
яблока.)
(Открытие!)
№ 1, 2, 3, с. 65–66 – запись долей.
№ 4, 5, с. 66 – чтение долей.
2. Доли именованных чисел.
№ 6, с. 66 – с комментированием.
№ 7, с. 66 – самостоятельно (работа в паре).
П р о в е р к а по образцу на доске:
1
1 см = 100
1
м
1
1 мм = 1000
1
м;
1
а) 1 дм = 10
1
б) 1 м = 1000
м
1
в) 1 ц = 10
км
1 дм = 10000
км 1 см = 100000
км;
1
1 кг = 1000
т
1
1 г = 1000000
т;
1
1 с = 3600
ч;
1
т
1
г) 1 мин = 60
1
д) 1 дм2 = 100
1
е) 1 дм3 = 1000
– Какие знания помогли выполнить данное задание? (Знание соотношения
м2 1 см3 = 1000000
1 см2 = 10000
м2;
м3.
1
ч
м2
единиц измерения величин.)
IV. Закрепление пройденного.
1. Решение задач.
№ 11, с. 67 – «Блицтурнир».
Самостоятельно, взаимопроверка с последующим самоконтролем по образцу
на доске.в) х – у – (у + 8) (м)
или х – (у + (у + 8)) (м).
а) а – а : 4 (кг);
б) (b : 4) : (с : 4) (раз);
г) d + (d ∙ 2) + (d ∙ 2 – 40) (км);
2. Решение уравнений.
№ 10, с. 67.
а), б) – по вариантам, взаимопроверка.
3. Порядок действий в выражении.
№ 12, с. 67 – любое на выбор.
V. Итог.
– Расскажите о своих открытиях. Что узнали нового? Расскажите.
– Когда мы используем термин «доли»? Приведите примеры.
Домашнее задание: № 9, № 10 (в) на с. 67; приготовить вырезанный из
бумаги прямоугольник со сторонами 4 и 16 см.