Цели: уметь решать задачи на движение с отставанием, вывести формулу зависимости расстояния от времени движения; закреплять умение анализировать и решать задачи разного вида, решать уравнения, записывать неравенства, устанавливать их истинность с помощью вычислений; повторить знание формул Р и S прямоугольника и прямоугольного треугольника; развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: «цепочки» (п. 1, II), схемы задач (п. 3, II), таблицы (№ 2, с. 101).
ДВИЖЕНИЕ С ОТСТАВАНИЕМ
Цели: уметь решать задачи на движение с отставанием, вывести формулу
зависимости расстояния от времени движения; закреплять умение анализировать
и решать задачи разного вида, решать уравнения, записывать неравенства,
устанавливать их истинность с помощью вычислений; повторить знание формул
Р и S прямоугольника и прямоугольного треугольника; развивать логическое
мышление, память, внимание, речь, навыки устных и письменных вычислений,
самоконтроля и самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (п. 1, II), схемы задач (п. 3, II), таблицы (№ 2,
с. 101).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Восстановите цепочку вычислений:
– Выполните действия удобным способом:
50 (2 764); 125 (4 80); 25 86 4;
(111 2) 35; (402 125) 8; 250 3 40.
483 2 5; 4 5 333;
2. Решение задач.
Привезли а ящиков яблок по 30 кг в каждом, b ящиков груш по 40 кг в
каждом.
– Объясните смысл следующих выражений:
а) 30 а; в) 40 b; д) 30 а + 40 b;
б) а – b; г) 40 – 30; е) 30 а – 40 b.
3. Задачи на движение.
– Прокомментируйте чертежи.
– Что вы заметили?( а) задача на встречное движение: S = (a + b) x (vсбл.);
б) задача на движение вдогонку: S = (a – b) x (vсбл.);
в) задача на движение в противоположных направлениях:
S = (a + b) x (vуд.).)
– Чем интересна задача под пунктом (г)?
(Это задача на движение с отставанием, так как скорость одного
объекта (а км/ч) меньше скорости второго объекта (b км/ч).)
Как же найти расстояние?
Постановка учебной задачи: вывести формулу для решения задач на
движения с отставанием.
III. Открытие нового.
Задачи нового вида.
№ 1, с. 101.
– Проанализируйте чертеж, закончите его.
– Какое же расстояние будет между мальчиком и мужчиной через 4 ч после
начала движения?
(По чертежу видно, что через 4 ч между путниками 8 единичных
отрезков по 2 км: 8 2 = 16 (км).)
– Подумайте, как можно найти это расстояние с помощью вычислений, не
выполняя построений. (Проблема!)
(Вычислим, на сколько быстрее идет мужчина:
6 – 2 = 4 (км/ч) – скорость удаления (vуд.).)
Теперь можно найти расстояние через 4 часа: 4 4 = 16 (км).Значит, S = vуд. t , где vуд. = v1 – v2 . (Открытие!)
№ 2, с. 101.
О т в е т ы на вопросы в учебнике.
– Как изменится расстояние через 1 ч, 2 ч, 3 ч?
– Сможет ли вертолет догнать самолет?
t, ч
0
1
2
3
t
d, км
5
5 + (4 – 1) 1 = 8
5 + (4 – 1) 2 = 11
5 + (4 – 1) 3 = 14
5 + (4 – 1) t
vуд. = 4 – 1 = 3 (ед./ч);
d = 5 + 3 t.
В ы в о д : вертолет не сможет догнать самолет, так как его скорость на 3
ед./ч меньше, он летит с отставанием.
IV. Первичное закрепление.
1. Решение задачи.
№ 3, с. 101 – с комментированием.
(S = (32 – 25) 6 = 42 (км).)
№ 4, с. 102
1) 800 – 750 = 50 (м/мин) – скорость удаления;
2) 50 8 + 600 = 1000 (м).
Ответ: через 8 минут расстояние между объектами будет 1 км.
№ 5, с. 102.
– Чем интересна эта задача?
Здесь представлены несколько видов задач на движение, так как Чебурашка
и Гена движутся навстречу друг другу, Гена и Буратино движутся в
противоположных направлениях, а скорость Чебурашки меньше скорости
Буратино, значит, он движется с отставанием.
500 – (3 + 4) 10 = 430 (дм) – расстояние между Чебурашкой и Геной.
150 + (4 + 6) 10 = 250 (дм) – расстояние между Геной и Буратино.
650 + (6 – 3) 10 = 680 (дм) – расстояние между Чебурашкой и Буратино.2. Составление задач по схемам.
№ 6, с. 102 – самостоятельная работа.
– Проанализируйте каждую схему, составьте взаимнообратные задачи и
решите их.
П р о в е р к а проходит фронтально. Решение задач выносится на доску.
V. Повторение пройденного материала.
1. Решение уравнений.
№ 9, с. 103.
а, б – по вариантам, взаимопроверка.
2. Неравенства.
№ 10, с. 103 – с комментированием.
а) 26 000 – 10 192 268 709
_26 000 х 268
10 192 709
15 808 2412
1876 0
190012
15 808 190 012 (неверно).
б) 48 762 : 54 1395 + 689
903 2084 (верно).
3. Геометрические задачи.
№ 11, с. 103.
– Какие это могут быть прямоугольники? Как определить?
(Sпр = а b , так как Sпр = 36 см2 , то нужно найти два множителя,
произведение которых 36.
1 36, 2 18, 3 12, 4 9, 6 6.)
– Чем интересно произведение 6 6? Можно ли предложить данные
измерения?
(Это квадрат со стороной 6 см. Квадрат – это прямоугольник, у
которого все стороны равны.)
– Выберите любые три варианта. Начертите прямоугольники, вычислите
периметр каждого.– Что можете сказать?
(Площади прямоугольников равны, а вот периметры разные.)
№ 12, с. 103 (по времени).
Учащиеся вспоминают: Sтр. = (а b) : 2;
Ртр. = а + b + с.
4. Порядок действий.
№ 13, с. 103 – самостоятельно по вариантам.
В з а и м о п р о в е р к а.
VI. Итог.
– Что вы узнали нового сегодня на уроке?
– Каким образом удалось это сделать?
– В каком случае можно использовать полученные знания?
– Над чем еще нужно поработать?
Домашнее задание: № 7, с. 102; № 9 (в), с. 103.