Цели: уметь решать задачи на движение вдогонку, вывести формулу зависимости расстояния от времени движения; закреплять умение составлять по схемам задачи; самостоятельно анализировать их, выбирать ход решения, находить корень уравнения, устанавливать порядок действий в выражении; повторить понятия луч, прямая, отрезок; развивать навыки устных и письменных вычислений, самоанализа, логическое мышление, речь.
Оборудование: «цепочки» (см. п. 1, II), схемы задач (п. 4, II), таблицы, формулы (№ 1, с. 97), листы для групповой работы (№ 12, с. 100).
ДВИЖЕНИЕ ВДОГОНКУ
Цели: уметь решать задачи на движение вдогонку, вывести формулу
зависимости расстояния от времени движения; закреплять умение составлять по
схемам задачи; самостоятельно анализировать их, выбирать ход решения,
находить корень уравнения, устанавливать порядок действий в выражении;
повторить понятия луч, прямая, отрезок; развивать навыки устных и письменных
вычислений, самоанализа, логическое мышление, речь.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (см. п. 1, II), схемы задач (п. 4, II), таблицы,
формулы (№ 1, с. 97), листы для групповой работы (№ 12, с. 100).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Восстановите цепочку вычислений:
2. Корни уравнений.
– Рассмотрите внимательно данные уравнения:
х : х = 1; 0 : b= 0; k : 0 = 0; у 1 = у.
– Можно ли указать число, которое не являлось бы корнем уравнения?
– Обоснуйте свое мнение.
3. Порядок действий в выражении.
№ 9, с. 99.
Работа в группах.
а) (72 : 12 + 6) 4 = 48;
72 : 12 + 6 4 = 30;
72 : (12 + 6) 4 = 16;
72 : (12 + 6 4) = 2.
б) (120 – 40 : 5) 2 = 224;
120 – 40 : (5 2) = 116;
120 – 40 : 5 2 = 104;
(120 – 40) : 5 2 = 32.
4. Решение задач.
– Составьте выражение по каждой из схем:– Что интересного, особенного в последней схеме?
(Проблема возникает при записи выражения к задаче (в).)
Постановка учебной задачи: вывести формулу для решения задачи на
движение вдогонку.
III. Открытие нового.
Формула зависимости расстояния от времени движения.
№ 1, с. 97.
Анализируя чертеж, учащиеся заполняют таблицу, записывают формулу
зависимости:
d, км
t, ч
0 200
1 200 – (60 – 50) 1 = 150
2 200 – (60 – 50) 2 = 100
3 200 – (60 – 50) 3 = 50
4 200 – (60 – 50) 4 = 0
t
200 – (60 – 50) t
vсбл. = 60 – 10 = 50 (км/ч);
d = 200 50 t.
В ы в о д : движение вдогонку, автобус идет с большей скоростью и
расстояние постепенно уменьшается на 50 км. Встреча произойдет через 4 часа.
Формула зависимости между величинами S, v1, v2, tвстр.:
Используя формулу, запишите выражение к задаче (в) (п. 4, II).
S = (m – n) ? (км).IV. Первичное закрепление.
1. Решение задач.
№ 2, 3, с. 98 – с комментированием.
– Чем похожи данные задачи? Чем они отличаются?
– Какую формулу будете использовать для решения данных задач?
(В первой задаче неизвестно время встречи.
t = S : vсбл. t = 100 : (80 – 60);
tвстр. = 100 : 20 = 5 (ч).
Во второй задаче неизвестно расстояние между пунктами А и В.
S = vсбл. t S = (110 – 80) 4;
S = 30 4 = 120 (км).)
2. Взаимнообратные задачи.
№ 4, с. 98 – самостоятельно.
– Составьте по схемам задачи. В чем их особенность?
– Запишите решение каждой.
П р о в е р к а по образцу на доске.
3. Решение уравнений.
№ 8, с. 99.
а) С комментированием.
x
8
25
1
36
;
25
7
31
36
17
;
1
36
6
36
7
8
31
36
17
36
24
16
37
36
42
36
7
31
36
17
36
8
8
17
6
36
;
25
36
;
17
36
17
36
17
36
6
36
25
36
25
36
x
8
x
8
x
17
x
8
х 8
7
25
17
31
36
1
36
6
36
17
36
;
;
8
.
____________1
36
;
7
25
31
36
1
36
25
;
8
16
25
36
42
36
1
36
8
7
17
36
31
36
1
36
.
25
25
4. Числовой кроссворд.
№ 12, с. 100 – групповая работа. Проверка.
П о г о р и з о н т а л и :
П о в е р т и к а л и :
а) 306;
б) 45;
в) 52;
г) 1 554 156;
д) 604;
е) 625;
ж) 485;
з) 280;
и) 501;
к) 537;
л) 9 058 402;
м) 89;
н) 80;
о) 200.
а) 365;
б) 4 545 108;
г) 10 809;
д) 645;
п) 592;
р) 40 368;
о) 651;
т) 480;
у) 2 562 500;
ф) 62 832;
х) 507.
5. Геометрические фигуры.
№ 11, с. 100.
– Назовите фигуры на чертеже. Какие группы выделим?
– В чем особенность каждой группы?
(Признаки отрезка, луча, прямой.)
Учащиеся повторяют понятия пересечения фигур.
V. Итог.
– Расскажите об открытии сегодняшнего урока.
– В чем особенность данного открытия?
– Приведите пример задачи, где можно использовать выведенную формулу.
Домашнее задание: № 5, с. 98; № 8 (б), с. 99.