Цели: уметь читать и записывать двойное неравенство, отличать его от других неравенств, находить множество его натуральных решений; закреплять умение решать задачи с предварительным самостоятельным анализом текста, совершенствовать навыки устных вычислений, повторить нумерацию многозначных чисел, решение выражений по действиям; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, совершенствовать навыки самоконтроля и самоанализа.
ДВОЙНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Ц е л и : уметь читать и записывать двойное неравенство, отличать его от
других неравенств, находить множество его натуральных решений; закреплять
умение решать задачи с предварительным самостоятельным анализом текста,
совершенствовать навыки устных вычислений,
повторить нумерацию
многозначных чисел, решение выражений по действиям; развивать внимание,
память, речь, логическое мышление, совершенствовать навыки самоконтроля и
самоанализа.
Х о д у р о к а
7000 – 1
12000 – 1
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Вычислите устно:
9999 + 1
3999 + 1
– Какое число получаем, прибавляя по 1?
– Счет по порядку:
от 9996 до 10008;
от 2999 до 3006.
– Прочитайте числа в порядке возрастания:
2280120 570000364 60251 800005600 13700000
– Сколько всего тысяч в каждом из этих чисел?
– К какому числу надо прибавить единицу, чтобы получить число 200000,
10000, 350000?
– Какая цифра будет в разряде единиц у этого числа?
– Во сколько раз увеличится число 560, если к нему справа приписать нуль?
– На сколько это же число увеличится?
2. Приемы устных вычислений.
– Вычислите «цепочку» примеров. Какое число в ряду ответов будет
следующее?(72, 60, 48 => 36.)
3. Множество решений неравенств.
– Найдите множество решений данных неравенств:
х > 6 у < 9 с ≥ 8 k 5
(Если х > 6, то {7, 8, 9, 10, ...} – бесконечное множество решений.
Если у < 9, то {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8} – конечное множество решений.
Если с ≥ 8, то {8, 9, 10, 11, 12 ...} – бесконечное множество решений.
Если k ≤ 5, то {0, 1, 2, 3, 4, 5} – конечное множество решений.)
П р о в е р к а домашнего задания № 15, с. 9.
– Какое множество решений неравенств записали?
(х > 0 {1, 2, 3, 4 ...} х < 0
х ≥ 0 {0, 1, 2, 3, 4 ...} х ≤ 0 {0})
=> Постановка учебных задач исходя из проблемного вопроса.
– Решите з а д а ч у: У Марины 5 рублей, а у Лены 9 рублей. Сколько денег у
Наташи, если известно, что у неё больше денег, чем у Марины, но меньше, чем у
Лены?
(У Наташи может быть 6, 7 или 8 рублей.)
– Подумайте, как можно записать условие, используя неравенства?
(Предположим, что у Наташи х рублей. Следовательно, х > 5, но
х < 9.)
– Как объединить эти два неравенства в одно? (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: научиться записывать подобные неравенства,
читать их, познакомиться с их названием.
III. Открытие нового.
Двойное неравенство.
Вместо двух неравенств х > 5, х < 9 можно записать одно двойное
неравенство: 5 < х < 9.Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 10 – анализ примеров двойных неравенств.
№ 2, с. 10 – чтение неравенств.
(7 < а < 12 – «а больше семи и меньше двенадцати».)
15 < b 96 – «b больше пятнадцати и меньше или равно девяноста
шести».)
№ 3, с. 11 – замена двойного неравенства двумя неравенствами.
IV. Первичное закрепление. Повторение пройденного.
1. Множество решений двойных неравенств.
№ 5, с. 11 – запись двойных неравенств.
Самостоятельно. Взаимопроверка.
№ 6, с. 11 – множество решений двойного неравенства.
– Что заметили? Объясните, почему множество решений получились разные?
2. Решение задач.
№ 11, с. 12 – «Блицтурнир».
– Проанализируйте задачи самостоятельно. Запишите решение каждой.
П р о в е р к а :
а) (а + 6) : а (раз);б) b – b : 4 (л.);
в) (с + 3) : (d + 3) (раз);
г) х – n – n : 2 (л.).
3. Решение уравнений.
№ 9, с. 12 – самостоятельно, по вариантам. Взаимопроверка.
4. Решение задачи с помощью вопросов.
№ 12, с. 12.
– Прочитайте задачу. Самостоятельно проанализируйте ее текст.
– Оформите краткую запись данных. Что получилось?
Учащиеся могут предложить 2 в а р и а н т а:
– краткую запись:
Выбирают наиболее понравившийся вариант.
– Решите задачу, используя в о п р о с ы:
– Сколько шерсти изготовили на фабрике?
– Сколько вельвета изготовили на фабрике?
– Сколько шерсти и вельвета изготовили?
– Какое количество ткани всего изготовили на фабрике?
Задача решается с комментированием у доски.
5. Порядок действий в выражениях.
№ 13, с. 12 (б) – с комментированием у доски.
V. Итог.
– Расскажите о своих открытиях сегодня.
– Что можете сказать?
– Как вы поняли, что такое двойное неравенство?
– Запишите множество решений данного двойного неравенства. Как его нужно
читать?
4 < х <8({5, 6, 7}.)
– Подумайте, какое двойное неравенство будет соответствовать этому же
множеству решений?
(5 ≤ х ≤ 7.)
Домашнее задание: № 7, с. 11; № 13 (а); № 14 (по желанию), с. 12.