Цели: закрепить знание формулы одновременного движения в случае, когда движение осуществляется вдогонку, уметь самостоятельно анализировать задачи и решать их; повторить меры времени, порядок действий в выражении, формулы площади и периметра квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника, уметь выполнять соответствующие построения; развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля.
Оборудование: чертежи для работы у доски (п. 3, II), схемы задач (п. 4, II), таблица (№ 2, с. 111), формулы, таблица мер времени (№ 8, с. 113).
ФОРМУЛА ОДНОВРЕМЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ
Цели: закрепить знание формулы одновременного движения в случае,
когда движение осуществляется вдогонку,
уметь самостоятельно
анализировать задачи и решать их; повторить меры времени, порядок
действий в выражении, формулы площади и периметра квадрата,
прямоугольника,
уметь выполнять
соответствующие построения; развивать логическое мышление, память,
внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и
самоконтроля.
прямоугольного треугольника,
О б о р у д о в а н и е : чертежи для работы у доски (п. 3, II), схемы задач (п.
4, II), таблица (№ 2, с. 111), формулы, таблица мер времени (№ 8, с. 113).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Назовите разряды класса единиц.
– Назовите разряды класса тысяч.
– Прочитайте данные числа:
40, 400, 4000, 404, 4004, 40 004, 400 004.
– Что обозначает цифра 4 в записи каждого числа?
– Отсутствие единиц какого разряда обозначает цифра 0 в записи
каждого из чисел?
– Назовите числа от 77 778 до 77 801.
– В каком порядке вы называли числа?
2. Устные вычисления.
– Выполните деление устно, рассуждая вслух:
844 : 4; 999 : 3; 286 : 2; 408 : 4;
682 : 2; 660 : 6; 693 : 3; 505 : 5.
3. Площади фигур.
– Найдите площади фигур, изображенных на доске:(Учащиеся предлагают разбить каждую фигуру на части – фигуры,
площади которых можно вычислить по соответствующим формулам:
Sпр = а в , Sкв = а а , Sпр. тр. = (а в) : 2 .)
SАВСR = 2 2 = 4 (cм2); SKQL = (2 3) : 2 = 3 (см2);
SCRD = (2 3) : 2 = 3 (см2); SQLMZ = 3 2 = 6 (см2);
Sф. = 4 + 3 = 7 (см2). SMZD = (3 4) : 2 = 6 (см2);
Sф. = 3 + 6 + 6 = 15 (см2).
4. Составление задач.
– Сравните схемы задач.
– Что можете сказать?
– Составьте задачи по данным схемам. Чем они похожи? Чем
отличаются?
(Обе задачи на одновременное движение, имеют одинаковые данные:
скорость обоих объектов, время встречи, но
первая задача – на встречное движение:
S = (16 + 14) 3 = 90 (км), vсбл. = v1 + v2 ;
вторая задача – на движение вдогонку:
S = (16 – 14) 3 = 6 (км), vcбл. = v1 – v2 .)
Постановка учебной задачи: отработать умение решать задачи на
движение вдогонку.
III. Открытие нового. Первичное закрепление.
1. Формула движения вдогонку.
№ 1, с. 111.
– Выполните чертеж. Проанализируйте.– Что можете сказать?
(Расстояние сокращается со скоростью 5 км/ч. Встреча произойдет
через 2 часа.)
№ 2, с. 111.
Учащиеся анализируют текст, чертеж, заполняют таблицу:
d, м
t, ч
0 а
1 a – (b – c) 1
2 a – (b – c) 2
3 a – (b – c) 3
4 a – (b – c) 4
a – (b – c) t
t
vсбл. = b – с
d = a – vсбл. t
tвстр. = a : vсбл.
№ 3, с. 111 формула движения вдогонку:
В ы в о д : при движении вдогонку первоначальное расстояние равно
скорости сближения, умноженной на время до встречи.
2. Решение задач.
№ 5, с. 112 – с комментированием (только задачу (а)).
№ 6, с. 112 – самостоятельно.
– Решите задачу какимлибо способом самостоятельно.
(При проверке учащиеся рассматривают способы решения задач с
комментированием у доски.)
– Какой способ, повашему, наиболее рациональный?
(Через скорость сближения: 168 : 7 + 50 = 74 (км/ч).)
IV. Повторение пройденного материала.
1. Меры времени.
№ 8, с. 113 – сложение и вычитание единиц измерения времени.
Таблица мер времени.
а), б) – с комментированием у доски;
в), г) – самостоятельно, взаимопроверка.
№ 9, с. 113 – с комментированием.1
1 мин = 60
7
7 мин = 60
1
ч; 1 с = 3600
24
ч; 24 с = 3600
ч;
ч.
2. Площадь фигур.
№ 13, с. 113.
– Запишите формулы площади:
Sпр. = а в,
Sкв. = а а,
Sпр. тр. = (а в) : 2.
Sпр. = 16 см2 (1 16, 2 8, 4 4)
Таким образом, чертим квадрат со стороной 4 см, прямоугольник со
сторонами 1см и 16 см или 2см и 8 см. Удобнее выбрать прямоугольник со
сторонами 2 см, 8 см.
Sпр. тр. = (а в) : 2, Sпр. тр. = 16 см2, 16 2 = 32
а в = 32 (1 32, 2 16, 4 8)
Удобно для чертежа выбрать стороныкатеты 4 см и 8 см.
– Запишите формулы периметра данных фигур. Вычислите.
– Что можете сказать?
Рпр. = (а + в) 2, Ркв. = а 4, Ртр. = а + в + с.
3. Истинность высказывания.
№ 14, с. 113.
– Как установить, является ли данное высказывание истинным?
3 179 855 3 179 855 (истинно).
V. Итог.
– Удалось ли нам на уроке сделать чтолибо важное, значительное?
Прокомментируйте.
– Что необходимо запомнить из материала урока? Определите.
Объясните, почему.
– Вспомните еще раз формулу одновременного движения. Объясните, что
она обозначает.
Домашнее задание: № 5 (б), с. 112 – составить и решить задачи,
обратные данной.