Цели: узнать о новых возможностях графика движения; уметь анализировать различные графики движения, строить графики движения по рассказу; закреплять умение сравнивать буквенные выражения, анализировать и решать задачи разного вида; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки устных и письменных вычислений.
Оборудование: Приложения: рис. 1, рис. 2, таблица (№ 1, с. 73).
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Цели:
узнать о новых возможностях графика движения; уметь
анализировать различные графики движения, строить графики движения по
рассказу; закреплять умение сравнивать буквенные выражения, анализировать и
решать задачи разного вида; развивать речь, память, внимание, логическое
мышление, навыки устных и письменных вычислений.
О б о р у д о в а н и е : Приложения: рис. 1, рис. 2, таблица (№ 1, с. 73).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
Вычислите:
17 50; 115 5; 35 13;
16 25; 115 50; 140 11.
Вычислите удобным способом:
32 2 50; 25 (4 6);
54 80 + 54 20; 45 (3 2).
Сравните:
9 км 720 м … 972 м; 4520 см … 45 м 2 см;
8420 ц … 84 т 2 ц; 12 ц 250 кг … 12 350 кг.
Число 3600 разделите на частное чисел 240 и 40.
Число 920 разделите на произведение чисел 10 и 2.
Уменьшите 10 км 700 м в 100 раз.
Запишите число, при делении которого на 7 в частном получается 15 и в
остатке 4.
Велосипедист проехал за 4 ч 48 км. На обратном пути велосипедист
увеличил скорость на 4 км/ч. Сколько времени он потратил на обратный путь?
В двух бидонах 70 л молока. Из одного бидона в другой перелили 7 л
молока, и в бидонах молока стало поровну. Сколько литров молока было в
каждом бидоне сначала?
2. Единицы времени.
Расположите в порядке возрастания:
1
2
,
ч
2
3
,
ч
5
6
,
ч
7
12
,
ч
8
15
.
чIII. Повторение и закрепление пройденного материала.
1. График движения. Анализ.
№ 1, с. 73.
Рассмотрите внимательно график движения.
Самостоятельно проанализируйте его.
Что можете сказать?
О т в е т ы на вопросы учебника:
а) Выезжает в 8 ч, прибывает в 11 ч.
б) Где на графике обозначены остановки?
(Горизонтальный график означает отсутствие движения 3
остановки, каждая по 10 минут.)
Почему вы так решили?
(1 клетка 10 минут.)
в) Заполните таблицу на доске, используя график движения:
Пункт назначения
Архиповка
Заозёрье
Марьино
Прибытие
8 ч 30 мин
9 ч 10 мин
10 ч 20 мин
Отправление
8 ч 40 мин
9 ч 20 мин
10 ч 30 мин
г) Чем больше скорость движения, тем круче вверх поднимается график.
I участок пути: 60 км/ч;
II участок пути: 60 км/ч;
III участок пути: 40 км/ч;
IV участок пути: 80 км/ч.
д) В 9 ч 50 км;
в 10 ч 20 мин 100 км;
От Новоалексеевского: в 9 ч 90 км;
в 10 ч 20 мин 40 км;
От Архиповки: в 9 ч 20 км;
в 10 ч 20 мин 70 км.
2. Построение графика и его анализ.
№ 2, с. 74 с комментированием. (См. Приложение, рис. 1.)
3. Анализ графика движения.
№ 3, с. 74.
Проанализируйте график. Что вы заметили?
а) С 900 до 1000 движется в направлении к колхозу;
б) скорость на данном участке 80 км/ч;
в) с 1300 до 1500 двигался в обратном направлении к Москве со
скоростью 40 км/ч;
г) расстояние с 1000 до 1300 не меняется, так как грузовик находился в
колхозе без движения;
д) между колхозом и Москвой остановок в пути не было.
4. Построение графика по рассказу.
№ 5, с. 75 с комментированием. (См. Приложение, рис.2.)
Прочитайте текст. Проанализируйте.
Что можете сказать?
Как построить график?
(Луч горизонтальный (времени) за единицу счета 30 мин, значит, 1
клетка 30 мин.
Луч вертикальный (расстояния) за единицу счета 10 км, значит, 1
клетка 10 км.)
Учащиеся строят график с одновременным показом у доски. Отвечают на
вопросы в учебнике.
5. Самостоятельная работа.
№ 4, с. 75 самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а.
Обсуждение спорных вопросов.
6. Сравнение результатов арифметических действий.
№ 6, 7 на с. 76.
Как изменяется результат, если изменяется какойлибо компонент?
7. Сравнение буквенных выражений.
№ 8, с. 76 с комментированием.
Обоснуйте постановку знаков сравнения.
8. Поиск закономерности.
№ 11, с. 76.IV. Итог.
Проанализируйте свою работу на уроке.
Что можете отметить?
Чему мы посвятили урок?
Что нам удалось?
Над чем еще нужно поработать дополнительно?
Домашнее задание: с. 76, № 10, 12 (по желанию).