Цели: продолжить знакомство с практическим использованием принципа координат; узнать, что называют «координатным углом», как называют стороны координатного угла, чтение и запись координат; закреплять умение решать задачи разного вида на одновременное движение с использованием соответствующих формул; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности, интерес к предмету.
Оборудование: таблица (п. 2, II), образцы для работы у доски (п. 3, II).
КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ
Цели: продолжить знакомство с практическим использованием принципа
координат; узнать, что называют «координатным углом», как называют стороны
координатного угла, чтение и запись координат; закреплять умение решать
задачи разного вида на одновременное движение с использованием
соответствующих формул; развивать речь, внимание, память, логическое
мышление, познавательные способности, интерес к предмету.
О б о р у д о в а н и е : таблица (п. 2, II), образцы для работы у доски (п. 3,
II).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
Используя результат первого выражения, найдите значения остальных:
2301 965 = 1336; 18890 + 517 = 19 407;
2303 965 = …; 18 790 + 617 = …;
2201 965 = …; 18 897 + 510 = …;
2301 1965 = …; 18 517 + 890 = … .
Обоснуйте свое решение.
Прочитайте данные выражения.
Выполните вычисления устно.
Чему равно значение каждого выражения?
540 : 9 + 8100 : 9 + 36 000 : 9; 5500 : 55 + 640 : 8 42 000 : 600;
3200 : 40 + 300 : 50 + 27 000 : 3; 40 000 : 8000 + 1500 : 30 2800 : 28.
2. Деление с остатком.
Рассмотрите внимательно таблицу. Что можете сказать?
Вспомните формулу деления с остатком.
Используя формулу, заполните таблицу.
а = b c + r , r < b.
a
b
c
r
39
4
51
12
3
90
7
6
23
6
10
15
2
7
100
21
3. Координаты.
Укажите координаты «бабочек». Где они находятся?
Координаты бабочек:
(1; 1), (2; 2), (3; 1), (3; 3),
(3; 4), (4; 2), (5; 1).
Сравните два рисунка. Что можете сказать? Что вы заметили?
(Координаты те же, только вместо бабочек записаны буквы латинского
алфавита.)
Что теперь показано на плоскости «решетки»?
(Обозначено положение каждой точки.)
Знаете ли вы, что данная плоскость имеет свое название? Рассмотрите ее
внимательно.
Как вы думаете, с чего нужно начать построение данной плоскости?
(С двух лучей, которые выходят из одной точки и образуют прямой
угол.)
Постановка учебной задачи: узнать, как называется плоскость,
образованная прямым углом, для обозначения положения точек с
соответствующими координатами. (Проблема!)
III. Открытие нового.1. Координаты на плоскости.
Запишите точки с координатами:
(А (1; 1), В (3; 1), С (5; 1), D (2; 2), Е (4; 2), F (3; 3), К (3; 4).)
Что мы указали? (Координаты точек.)
Где мы их увидели? Если убрать «решетку», что получится? (Прямой
угол, образованный координатными лучами.)
Как называется подобный угол?
Координатный угол. (Открытие!)
С. 5354 – в «рамочке» теоретический материал.
Что мы узнали нового?
Горизонтальная сторона угла ось абсцисс Ох;
Вертикальная сторона угла ось ординат Оу.
Как обозначить положение точки координатного угла?
(Надо провести перпендикулярные прямые к сторонам угла и назвать
сначала абсциссу, затем ординату.)
Что важно помнить? (При определении координат точки нельзя
путать их порядок.)
2. Практическая работа.
№ 2, с. 54 чтение записи, поиск ошибок в записи.
№ 3, с. 54 запись координат точек.
а) С комментированием:
А (6; 4), В (2; 6), С (8; 2), D (4; 3), Е (7; 1), F (1; 2).
б) Самостоятельно. Взаимопроверка:
А (4; 2), В (9; 3), С (2; 1), D (3; 5), Е (7; 6), F (5; 4).
№ 4, с. 54 с комментированием.
а) А (3; 11);
В (8; 11);
С (8; 9);
D (7; 9);
Е (8; 3);
F (9; 3);
К (9; 1);
М (2; 1);
N (2; 3);
R (3; 3);
S (4; 9);
Т (3; 9).
IV. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
№ 5, с. 55 групповая работа.
П р о в е р к а:
Как же звучит высказывание великого математика?«Математика царица наук.
Арифметика царица математики».
V. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач.
№ 9, с. 56 с комментированием.
В каких случаях произойдет встреча?
( а) – задача на встречное движение;
б) – задача на движение вдогонку.)
Прокомментируйте решение задач.
а) vсбл. = 3 + 4 = 7 (км/ч),
S = 7 3 = 21 (км);
б) vсбл. = 60 24 = 36 (км/ч),
S = 216 36 3 = 108 (км);
в) vуд. = 18 + 9 = 27 (км/ч),
S = 10 + 27 3 = 91 (км);
г) vуд. = 52 15 = 37 (км/ч),
S = 49 + 37 3 = 160 (км).
№ 10, с. 56.
Самостоятельно проанализируйте задачу.
Запишите ее схемой. Решите самостоятельно.
П р о в е р к а:
1) 36 : 2 3 = 54 (км/ч) скорость второго грузовика;
2) 36 + 54 = 90 (км/ч) скорость сближения грузовиков;
3) 360 : 90 = 4 (ч).
О т в е т : встреча произойдет через 4 часа.
2. Значения выражений.
№ 12, с. 56.
Самостоятельная работа по вариантам.3. Множество решений неравенства.
№ 14, с. 56 с комментированием (по времени).
1) 406; 2) 7230; 3) 7636.
1) 48 140; 2) 830
7636
9
830
166
830
.
1) 103 296; 2) 48 217;
378 488 : 748 = 506.
217
48
506
95
,
147
506
166
830
9
х
95
147
506
х =
,9
...,
95
.
Следовательно,
VI. Итог.
Расскажите о своих открытиях. Что можете сказать?
Перечислите самые важные моменты.
Какие задания вызвали наибольшие трудности? Почему?
Какие задания заинтересовали вас? Чем именно?
Домашнее задание: № 4 (б), с. 54; № 11, с. 56.