Цели: уметь строить простейшие круговые диаграммы с помощью транспортира; закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида, выполнять вычисления со смешанными числами, нумерацию многозначных чисел; развивать речь, внимание, логическое мышление, графические навыки, познавательные интересы.
Оборудование: окружности (п. 3, II), таблицы результатов (№ 10, с. 40), (№ 8, с. 39).
КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ
Цели: уметь строить простейшие круговые диаграммы с помощью
транспортира; закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи
разного вида, выполнять вычисления со смешанными числами, нумерацию
многозначных чисел; развивать речь, внимание, логическое мышление,
графические навыки, познавательные интересы.
О б о р у д о в а н и е : окружности (п. 3, II), таблицы результатов (№ 10, с. 40),
(№ 8, с. 39).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Прочитайте числа:
71, 17, 470, 704, 7003, 700 000, 7 000 000, 707 000 007.
Что обозначает цифра 7 в записи каждого из этих чисел?
Какие это числа? Запишите их:
4 тыс. 5 сот. 3 дес. 2 ед.; 75 млн;
5 тыс. 7 дес. 6 ед.; 30 млн 2 тыс.;
8 тыс. 8 ед.; 500 млн 600 тыс. 7 ед.
Назовите соседей каждого из данных чисел.
Сравните числа, обоснуйте правильность своего решения:
5 888 … 4 888; 32 406 … 32 604;
9 001 … 9 010; 198 002 … 198 020;
1 703 … 17 003; 978 302 … 987 302.
2. Вычисления.
Вычислите устно:
3. Виды углов.
Рассмотрите чертежи. Что можете сказать?( КОМ = 45° центральный угол, ARL = 45° вписанный угол.)
Чем отличаются данные углы?
(Центральный угол вершина угла совпадает с центром окружности.
Вписанный угол вершина угла принадлежит окружности, а стороны
пересекают ее.)
Обратим свое внимание на чертеж с центральным углом.
Можете ли вы сказать, чему равна остальная часть круга. Назовите
угловую величину.
(360° 45° = 315°.)
На чем вы основывали свои рассуждения?
(Целый круг содержит 360°.)
Вы знаете, что сон человека составляет в сутки 8 часов, а остальное время
16 часов бодрствование.
Рассмотрите рисунок.
Что можете сказать?
Что помогает увидеть этот рисунок?
(Наглядно видим распределение времени за сутки.)
Как называется подобный рисунок?
Хотите ли вы разобраться, как выполнен данный чертеж? (Проблема!)
Постановка учебной задачи: узнать название данного рисунка, способ
его построения.
III. Открытие нового.1. Круговые диаграммы.
№ 2, с. 37.
Диаграмма наглядный способ представления разных числовых данных.
(Открытие!)
Вид диаграммы круговая.
Как построить круговую диаграмму?
(Чтобы построить круговую диаграмму, надо найти центральные углы,
которые соответствуют данным величинам.)
Как же вычислить углы? Прокомментируйте решение.
№ 3, с. 38 анализ диаграммы.
Б е с е д а по вопросам в учебнике.
2. Построение диаграмм.
№ 4, с. 38 с комментированием.
Ответы на вопросы алгоритм построения диаграммы:
1) 15 + 9 + 6 + 6 = 36 (шт.) всего игрушексюрпризов;
2) 360° : 36 = 10° приходится на 1 игрушку;
3) 10° 15 = 150° крокодильчики;
4) 10° 9 = 90° львята;
5) 10° 6 = 60° машинки, столько же вертолеты.
IV. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач.
№ 11, с. 40 (б) с комментированием.
Изобразите задачу в виде схемы.
Что можете сказать? Что мы называем периметром?
Как найти периметр четырехугольника?
Прокомментируйте решение задачи.
3
11
6
5
12
1
5
(см) длина второй стороны;
3
5
8
5
5
5
(см) сумма длин I и II сторон;
6
4
5
13
4
5
(см) длина третьей стороны;
15
(см) длина четвертой стороны;
8
2
5
2
5
( 1)
8
2)
3
5
4
5
3
5
20
13
20
3)
4)
5)
4
5
1
5
4
5
1
5
4
5
12
20
6
19
1
14
13
15
48
7
5
49
2
5
(см).
49
2
5
О т в е т : периметр четырехугольника
см.
2. Сложение и вычитание смешанных чисел.
№ 10, с. 40.
Выполняя вычисления по алгоритму, учащиеся заполняют таблицу:
3. Викторина.
№ 8, с. 39 групповая работа.
Викторина «Хочу все знать».
Проверка:V. Итог.
Что мы сегодня открыли нового? Расскажите.
Что мы называем диаграммой?
С каким видом диаграмм мы познакомились на уроке?
Как построить круговую диаграмму? Расскажите.
Заинтересовала ли вас данная тема? Почему? Объясните.
Домашнее задание: № 5, с. 38.