Цели: знать определение «множество решений неравенства»; уметь находить и записывать множество решений с помощью определенной символики; закреплять умение работать с правилом, конспектировать его; решать задачи с помощью вопросов, устанавливать порядок действий в выражении; развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
Оборудование: модели «цепочек» (см. п. 1, II), модели числовых лучей.
МНОЖЕСТВО РЕШЕНИЙ
Ц е л и : знать определение «множество решений неравенства»; уметь
находить и записывать множество решений с помощью определенной символики;
закреплять умение работать с правилом, конспектировать его; решать задачи с
помощью вопросов, устанавливать порядок действий в выражении; развивать
логическое мышление, память, внимание, речь.
О б о р у д о в а н и е : модели «цепочек» (см. п. 1, II), модели числовых лучей.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
П. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Какое число будет в конце каждой «цепочки»?
2. Действия с именованными числами.
– Выразите в заданных единицах измерения:
8 кг 600 = ... г
3 т 100 кг = ... кг
1 к 15 = ... г
1 т 3 ц = ... кг
2 ц З кг 50 г = ... г
17 ц 8 кг = ... кг
3 т 4 ц 60 кг = ... кг
7560 кг = ... ц ... кг
3. Буквенные неравенства. Решение неравенств.
– Прочитайте данные записи:
к + 3 < 5
а > 8
– Что у них общего? (Это неравенства.)
– Какое неравенство можно назвать «лишним»? Почему? Обоснуйте свое
6 ∙ х < 5
b < 8
мнение.
(6 ∙ х < 5, так как имеет только одно решение: х = 0.а > 8, так как а может быть любым числом, которое больше 8, 9, 10, 11...
до бесконечности.)
– Что можете сказать о двух других неравенствах?
=> Постановка учебных задач: учиться находить и записывать множество
решений неравенства.
III. Открытие новых знаний.
Множество решений неравенства.
– Найдите решение неравенства в < 6. Что можете сказать?
– Проиллюстрируйте ход своих рассуждений с помощью числового луча. Что
получилось?
(Решением данного неравенства могут быть числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.)
– Мы получили с вами несколько решений неравенства. Данные числа мы
назовем «Множество решений». (Открытие!)
З а п и с ь : {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7}.
Р а б о т а с учебником, с. 4 – определение.
=> Знакомство с понятиями: пустое множество решений, бесконечное
множество решений.
№ 1, с. 4 – конспект определения, работа с примерами.
№ 2, с. 4 – решение с подробным объяснением.
IV. Первичное закрепление. Повторение пройденного.
1. Множество решений неравенства.
№ 3, с. 5 – самостоятельно.
П р о в е р к а :
а) k < 3 {0, 1, 2}
Вывод: множество решений конечно.
б) t > 3
{4, 5, 6, 7 ...}
Вывод: множество решений бесконечно.№ 4, с. 5 – самостоятельно.
– Что же интересного обнаружили?
(Множество решений данных неравенств одинаковые {0, 1}, так как
неравенства одинаковые.)
№ 5, с. 5.
– Выберите из данных множеств те, которые являются решением для
неравенства х < 3. Обоснуйте свое мнение.
– Сколько таких множеств? Почему только одно {0, 1, 2}?
– Проиллюстрируйте на числовом луче.
№ 6, с. 5 – работа в группе.
(Составляют неравенство по множеству решений.)
П р о в е р к а : Как рассуждали? Прокомментируйте.
(1. Если множество решений {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6}, то видим, что все числа
меньше 7. Значит, неравенство х < 7.
2. Если множество решений {5, 6, 7 ...}, то замечаем, что данные числа
больше 4. Следовательно, неравенство должно быть следующим:
k > 4.)
2. Решение задач. Запись с помощью вопросов.
№ 10, с. 6.
а) Прочитайте текст задачи. Проанализируйте его, самостоятельно закончите
заполнение таблицы.
– На какой вопрос надо ответить? Все ли данные для этого есть?
– Расскажите ход решения.
– Запишите решение задачи по вопросам самостоятельно.
П р о в е р к а по образцу на доске, выполненному одним из учащихся.
1) Сколько страниц напечатала машинистка во 2й день?
48 + 12 = 60 (с.)
2) Сколько страниц напечатала машинистка за два дня?
48 + 60 = 108 (с.)
3) Сколько страниц машинистка печатает за 1 час?
108 : 9 = 12 (с.)
4) Сколько часов работала машинистка в 1й день?
48 : 12 = 4 (ч)5) Сколько часов работала машинистка во 2й день?
60 : 12 = 5 (ч) (или 9 – 4 = 5 (ч))
О т в е т : в 1й день работала 4 часа, во 2й день – 5 часов.
3. Программа действий.
№ 11, с. 6.
– Какие действия смогли выполнить устно, используя устные приемы
вычислений? Прокомментируйте.
V. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что удалось «открыть» нового? Что уже получается?
– Над чем еще нужно поработать?
Домашнее задание: № 7, с. 5; № 10 (б – придумать аналогичную задачу), с.
6.