Цели: уметь правильно употреблять понятие «оценка частного», находить границы частного; повторить умение решать уравнения с проверкой, находить значения выражений, самостоятельно анализировать и решать задачи, составлять подобные; закрепить знания переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения; развивать память, внимание, логическое мышление, математические способности, речь, навыки анализа, самоконтроля.
Оборудование: таблица (см. п. 1., II), заготовки таблиц для записи задач (см. № 10, с. 27), запись свойств сложения и умножения в общем виде (формулы) (см. № 8, с. 26).
ОЦЕНКА ЧАСТНОГО
Ц е л и : уметь правильно употреблять понятие «оценка частного», находить
границы частного; повторить умение решать уравнения с проверкой, находить
значения выражений, самостоятельно анализировать и решать задачи, составлять
подобные; закрепить знания переместительного и сочетательного свойств
сложения и умножения; развивать память, внимание, логическое мышление,
математические способности, речь, навыки анализа, самоконтроля.
О б о р у д о в а н и е : таблица (см. п. 1., II), заготовки таблиц для записи задач
(см. № 10, с. 27), запись свойств сложения и умножения в общем виде (формулы)
(см. № 8, с. 26).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Компоненты деления.
1) Заполните таблицу.
Как называются числа при делении?
Прокомментируйте взаимосвязь между компонентами.
а
b
а : b
18
2
720
9
70
60
1000
5
356
4
5
49
2) Вычислите:
– Чему равно частное 250 и 5?
– 480 уменьшите в 8 раз.
– Частное от деления 88 и 4 уменьшите в 2 раза.
– Во сколько раз 540 больше 27?
– Какое число в 120 раз меньше 600?
– Уменьшите 144 в 6 раз.
3) Б е с е д а по вопросам:
– С помощью какого действия находят неизвестный множитель?
– Как называют число, которое делят?
– Что такое делитель? (Число, на которое делят.)
– Как называют результат деления?
– Как найти неизвестное делимое?
– Как найти неизвестный делитель?– Чему равно а : 1, а : а, 0 : а? Какие правила использовали? (При делении
любого числа на 1 получается это же число. При делении числа на это же
число получается единица. При делении нуля на число получается нуль.)
2. Взаимосвязь между компонентами деления.
– Как изменяется частное, если делимое увеличивается? Уменьшается?
Докажите.
Н а п р и м е р : 16 : 4 = 4
20 : 4 = 5
24 : 4 = 6
20 : 4 = 5
=> Вывод: Если делимое увеличивается, то частное тоже увеличивается.
Если делимое уменьшается, то частное, следовательно, тоже уменьшается.
– Как изменяется частное, если делитель увеличивается? уменьшается?
Обоснуйте свое мнение.
Н а п р и м е р : 45 : 5 = 9 или 54 : 9 = 6
45 : 9 = 5 54 : 6 = 9
=> Вывод: Если делитель увеличивается, то частное уменьшается. Если
делитель уменьшается, то частное увеличивается.
– Используя полученные выводы, расположите частные в порядке
возрастания. Докажите.
144 : 36 180 : 18 180 : 5 72 : 36 144 : 18
(Самое наименьшее делимое – 72, следовательно, данное частное будет
наименьшее. Далее идут частные с делимым, равным 144. Так как делители
у них разные, то смотрим, какой из них больший, значит, данное частное
будет меньше.
Остальные частные определяем аналогичным
доказательством.
Получаем: 72 : 36, 144 : 36, 144 : 18, 180 : 18, 180 : 5.)
– Как считаете, помогут данные знания в оценке частного?
=> Постановка учебных задач: уметь оценивать частное, то есть находить
верхнюю и нижнюю границы.
III. Открытие нового.
1. Оценка частного.
– Если нужно оценить частное, как выбрать круглые числа –компоненты
деления, чтобы найти нижнюю и верхнюю границы данного частного?
(Проблема!)(Чтобы найти нижнюю границу, делимое надо уменьшить, а делитель
увеличить.
Чтобы найти верхнюю границу,
делимое соответственно нужно
увеличить, а делитель уменьшить.) (Открытие!)
– Вспомните материалы прошлых уроков. Что можете сказать?
(Оценка частного похожа некоторым образом на оценку разности, так
как для нижней границы I компонент уменьшают, а II – увеличивают. А для
верхней границы наоборот – 1 компонент увеличивают, а II компонент
уменьшают.) (Открытие!)
№ 1, с. 25 – выводправило, образец рассуждения.
№ 2, с. 25.
а) 360 : 6 < 384 : 6 < 420 : 6,
60 < 384 : 6 < 70.
▲ Р а с с у ж д е н и е : заменили только делимое, так как делитель –
однозначное число. Для нижней границы выберем число 360, так как оно кратно
6, а для верхней границы – 420, так как оно кратно 6.
360 : 6 = 60, 420 : 6 = 70.
Получим: 60 < 384 : 6 < 70. Таким образом, границы частного определены
верно. Обводим ответ
б) 24000 : 60 < 27612 : 59 < 30000 : 50,
400 < 27612 : 59 < 600.
▲ Р а с с у ж д е н и е : заменили делимое и делитель по правилу:
М Б Б М
24000 : 60 < 27612 : 59 < 30000 : 50. Получили нижнюю границу – 400,
верхнюю границу – 600.
Границы частного определены верно =>
в) 40000 : 80 < 40592 : 86 < 45000 : 90.
▲ Р а с с у ж д е н и е : допущена ошибка, так как делимое изменили по правилу,
а делитель – нет. Следовательно, границы частного определены неверно => ответ
– Исправьте допущенные ошибки.
М Б Б М
36000 : 90 < 40592 : 86 < 48000 : 80. Получим следующее:
400 < 40592 : 86 < 600.Теперь границы частного определены верно.
IV. Первичное закрепление.
Упражнение в оценке частных.
№ 3, с. 26 – а) с к о м м е н т и р о в а н и е м .
847 : 7 – заменим только делимое, так как делитель – однозначное число.
Получим следующее:
М Б
840 : 7 < 847 : 7 < 910 : 7,
120 < 847 : 7 < 130.
Таким образом, 120 – нижняя граница частного,
130 – верхняя граница частного.
Остальные примеры – аналогично, самостоятельно.
П р о в е р к а проводится фронтально.
V. Повторение пройденного.
1. Решение задач, составление подобных.
№ 10, с. 27.
1) Проанализируйте тексты данных задач. Что их объединяет? (Задачи
связаны с понятиями «скорость, время, расстояние», то есть это задачи на
движение.)
2) Запишите условия задач в таблицу, а решение – выражением.
(Задачи решают по вариантам. П р о в е р к а – по образцу на доске. В устной
форме предоставляют придуманные задачи с другими величинами, с данным
решением.)
а)
136 : 4 ∙ 8 = 272 (км).
О т в е т : за 8 часов теплоход пройдет 272 км.
б)40 ∙ 9 : 6 = 60 (км/ч).
О т в е т : скорость пассажирского поезда равна 60 км/ч.
в)
95 ∙ 3 + 12 ∙ 2 = 309 (км).
О т в е т : геологи проделали путь в 309 км.
2. Решение уравнений.
№ 6, с. 26 – с комментированием.
а) 6 + m ∙ 4 = 70.
– Прочитайте данное уравнение.
(Первое слагаемое 6, второе слагаемое т ∙ 4, сумма равна 70. Неизвестно
второе слагаемое.)
Чтобы найти II слагаемое, надо из суммы вычесть I слагаемое.
6 + m ∙ 4 = 70
m ∙ 4 = 70 – 6
m ∙ 4 = 64
– Теперь неизвестен I множитель. Чтобы его найти, надо произведение
разделить на известный множитель.
m = 64 : 4
m = 16
– Выполним п р о в е р к у :
6 + 16 ∙ 4 = 70
6 + 64 = 70
70 = 70
Следовательно, корень уравнения найден верно.
№ 6 (б, в, г) на с. 26 выполняется аналогично примеру комментирования и
проверки задания а).
3. Свойства сложения и умножения.
№ 8, с. 26.
– Запишите переместительное и сочетательное свойства сложения и
умножения в общем виде.
а + b = b + а
(а + b) + с = а + (b + с)
– Как, используя данные свойства, упростить выражения?
а ∙ b = b ∙ а
(а ∙ b) ∙ с = а ∙ (b ∙ с)(23 + а + 67 = 23 + 67 + а => 90 + а;
42 + b + 34 + 128 = 42 + 128 + b + 34 = 170 + 34 + b => 204 + b;
15 ∙ с ∙ 4 = 15 ∙ 4 ∙ с => 60 ∙ с;
2 ∙ d ∙ 7 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 2 = 2 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 2 ∙ d ∙ 7 = 10 ∙ 10 ∙ d ∙ 7 => 700 ∙ d.)
4. Порядок действий в выражении.
№ 7, с. 26 – одно из выражений на выбор.
Выполнить самостоятельно. П р о в е р к а по конечному результату.
VI. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что удалось открыть?
– Расскажите, как правильно провести оценку частного? О чем важно
помнить?
– Определите границы частного 468 : 9. Что получили?
(450 : 9 < 468 : 9 < 540 : 9,
50 < 468 : 9 < 60.
Таким образом, 50 – нижняя граница частного,
60 – верхняя граница частного).
Домашнее задание: № 5, с. 26; № 11, с. 27.