Цели: познакомиться с понятиями «катет», «гипотенуза»; знать, что площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов, уметь находить площадь прямоугольного треугольника; повторить виды углов треугольников; закреплять умение решать задачи разного вида, находить корень уравнения, объем прямоугольного параллелепипеда; устанавливать порядок действий в выражении; развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа, познавательные интересы.
Оборудование: примеры с «окошками» (п. 1, II); чертежи с изображением фигур, карточки с представленными формулами (п. 3, II), фигуры (п. 4, II), конверты с находящимися в них наборами геометрических фигур, ножницы (п. 1, III), карточки-термины, формула Sпр. тр (№ 3, № 4, с. 94, 95).
ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНОГО
ТРЕУГОЛЬНИКА
Ц е л и : познакомиться с понятиями «катет», «гипотенуза»; знать, что
площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его
катетов, уметь находить площадь прямоугольного треугольника; повторить виды
углов треугольников; закреплять умение решать задачи разного вида, находить
корень уравнения, объем прямоугольного параллелепипеда; устанавливать
порядок действий в выражении; развивать логическое мышление, память,
внимание, навыки самоанализа, познавательные интересы.
О б о р у д о в а н и е : примеры с «окошками» (п. 1, II); чертежи с изображением
фигур, карточки с представленными формулами (п. 3, II), фигуры (п. 4, II),
конверты с находящимися в них наборами геометрических фигур, ножницы (п. 1,
III), карточкитермины, формула Sпр. тр (№ 3, № 4, с. 94, 95).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Арифметический ребус.
– Вставьте пропущенные цифры.
2. Логические задачи.
1) На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили
веревку?
(На 6 частей.
2) Купили 4 шара красного и голубого цвета. Красных было больше. Сколько
шаров каждого цвета купили? (Красных – 3 шара, голубых – 1.)3) Термометр показывает 3 °С мороза. Сколько градусов покажет 2 таких
термометра? А 10?
3. Площадь, объем.
– Рассмотрите чертежи фигур и карточки с представленными формулами.
Назовите фигуры.
– Подумайте, что можно вычислить у каждой из данных фигур? Прикрепите к
данным фигурам карточки с соответствующей формулой.
(Sпр = а ∙ b, Sкв = а ∙ а, Vпр. п = а ∙ b ∙ с, Vк = а ∙ а ∙ а.)
(Комментируют каждую формулу.)
1) Чему равна длина прямоугольника, если его площадь – 18 см2, а ширина – 3
см?
2) Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 80 см.
3) Вычислите объем куба, если его сторона равна 30 см.
4) Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 4
см, 3 см, 5 см?
4. Виды треугольников.
– Рассмотрите чертеж.
– Сколько треугольников?
– Какие это треугольники? На какие группы по виду углов их можно
разделить?
Анализируя чертеж, учащиеся определяют, что здесь встречаются:
– Прямоугольные треугольники. (Треугольник, у которого есть прямой
угол.)– Остроугольные треугольники. (Треугольник, у которого все углы острые.)
– Тупоугольный треугольник. (Треугольник, у которого один из углов
тупой.)
Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно представить в виде
геометрической фигуры, которую можно разбить на треугольники. Значит, зная, как
вычислить площадь треугольника, можно решить любую задачу.
– И египетские землемеры научились измерять площадь треугольника.
– Давайте попробуем найти способ вычисления, представив себя древними
египтянами.
– Как будем рассуждать? (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: научиться вычислять площадь треугольника.
III. Открытие нового.
1. Площадь прямоугольного треугольника.
– Площадь какой фигуры мы умеем находить? (Площадь прямоугольника.)
Практическая работа (у каждого учащегося – конверт с находящимися в
нем геометрическими фигурами).
– Выберите из набора прямоугольник. Измерьте его стороны.
– Найдите, чему равна площадь данного прямоугольника.
– Разрежьте прямоугольник по диагонали на две части. Что получили? Какие
это треугольники? (Получились два прямоугольных треугольника, равных
между собой. Это можно проверить наложением.)
– Чему равна площадь каждого из полученных треугольников? (Учащиеся
приходят к выводу, что площадь одного треугольника равна половине
площади прямоугольника.) (Открытие!)
– Древние египтяне рассуждали примерно так же: если в прямоугольнике
провести прямую линию через две противоположные вершины, то получаются
два одинаковых треугольника с прямыми углами. Значит, надо найти площадь
прямоугольника и полученный результат разделить на 2, так как он состоит из
двух одинаковых прямоугольных треугольников.– А как вы думаете, если имеется такой треугольник, у которого нет прямого
угла? (Проблема!)
(Надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон
треугольника получаются 2 прямоугольных треугольника, площадь которых
вычислить можно.) (Открытие!)
2. Катеты, гипотенуза.
Р а б о т а с учебником, с. 94, № 2, № 3.
Катеты – стороны, которые образуют прямой угол.
Гипотенуза – сторона, противолежащая прямому углу.
3. Формула площади прямоугольного треугольника.
№ 4, с. 95.
=> Вывод:
Площадь прямоугольного треугольника равна половине
произведения его катетов.
№ 5, с. 95 – нахождение площади фигур на основе полученных знаний.
Выполнить самостоятельно. Самопроверка по образцу на доске:
SАВС = (4 ∙ 3) : 2 = 6 (см2)
SKDEF = Sпр + Sтр
Sпр = 3 ∙ 5 = 15 (см2)
Sпр. тр = (5 ∙ 4) : 2 = 10 (см2) =>
=> SKDEF = 15 + 10 = 25 (см2)
SMPON = Sпр. тр + Sпр + Sпр. тр
Sпр. тр = (2 ∙ 3) : 2 = 3 (см2)
Sпр = 2 ∙ 3 = 6 (см2)
Sпр. тр = (3 ∙ 4) : 2 = 6 (см2)
=> SMPON = 3 + 6 + 6 = 15 (см2).
IV. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение задач.
№ 6, с. 95 – «Блицтурнир».
Выполнить самостоятельно. Проверка по образцу на доске.
а) а : 5 ∙ 3 (м.);
б) b : 4 ∙ 7 (ф.);
2. Решение уравнений.
в) с : 100 ∙ 9 (уч.);
г) d : 30 ∙ 100 (чел.).№ 10, с. 96.
а) Чему равен корень уравнения?
В з а и м о п р о в е р к а .
3. Вычисление объема.
№ 11, с. 96 – устно.
4. Программа действий.
№ 12, с. 96.
V. Итог.
– Что открыли нового? Расскажите.
– Какое значение могут иметь сделанные нами открытия? Объясните.
– Как найти площадь прямоугольного треугольника? А если треугольник не
является прямоугольным?
Домашнее задание: № 10 (б), № 12 (а) на с. 96.