Цели: знать, какую дробь называют правильной, а какую неправильной; закреплять умения выполнять действия с дробями, анализировать и решать задачи разного вида, устанавливать порядок действий в выражении; развивать логическое мышление, познавательные интересы, речь, навыки самоанализа.
Оборудование: модель числового луча (№ 4, с. 13), таблички-термины (с. 14).
ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ
Ц е л и : знать, какую дробь называют правильной, а какую неправильной;
закреплять умения выполнять действия с дробями, анализировать и решать
задачи разного вида, устанавливать порядок действий в выражении; развивать
логическое мышление, познавательные интересы, речь, навыки самоанализа.
О б о р у д о в а н и е : модель числового луча (№ 4, с. 13), табличкитермины (с.
14).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите устно:
2
7
15
19
– Выполните действия:
4
6
7
9
13
13
19
16
2. Решение уравнений.
– Решите устно. Прокомментируйте ход решения:
36
100
1
20
2
9
15
16
x
5
12
2
12
z
1
17
11
17
27
100
7
20
15
16
b
13
16
3. Решение задач.
– Укажите решение каждой задачи:
5
1) За первый час было расчищено от снега 13
8
дороги, а за второй час – 13
дороги. Какая часть дороги была расчищена от снега за два часа?
На какую часть дороги было расчищено меньше в первый час, чем во второй?5
2) Одна бригада ремонтников получила 19
6
т гвоздей, а вторая – на 19
т
больше. Сколько гвоздей получила вторая бригада (какую часть)?
3
3) У Маши 8
5
шоколадки, а у Вити 8
вместе?
шоколадки. Сколько шоколада у них
.)
8
8
5
8
3
8
(
– Чем интересна данная дробь? (Числитель равен знаменателю.)
– Что показывает данная дробь? (Проблема!)
=> Постановка учебных задач: познакомиться с новым видом дроби.
III. Открытие нового.
Правильные и неправильные дроби.
Р а б о т а с учебником.
№ 1, с. 13 – практическая работа.
№ 2, с. 13 – запись с помощью дробей числа долей на рисунках.
4
=> а) 6
4
6
6
б) 6
6
6
1
8
в) 6
8
= 1 6
12
г) 6
17
д) 6
12
> 1 6
17
> 1 6
> 1
(Учащиеся сравнивают, опираясь на наглядность.)
№ 3, с. 13.
5
5 : 2 = 2
№ 4, с. 13 – числовой луч.
.
– Посмотрите внимательно и назовите дроби, которые меньше 1.
– В чем их особенность?(Числитель меньше знаменателя.)
– Назовите дроби, равные 1. Чем они интересны?
5
( 5
– Где на числовом луче находятся дроби, которые больше 1? В чем их
= 1, числитель равен знаменателю.)
особенность?
(Дроби, которые больше 1, на числовом луче находятся правее 1. У данных
дробей числитель больше знаменателя.)
С. 14 – теоретический материал.
– Что узнали нового?
– Какую дробь называют правильной? Дайте определение, приведите пример.
– В чем особенность неправильной дроби? Приведите примеры подобных
дробей.
IV. Первичное закрепление.
1. Числовой луч.
№ 5, с. 14 – с комментированием у доски.
– Распределите дроби в две группы.
– Какие группы получились? Обоснуйте свой выбор.
неправильные дроби.)
2. Множество, подмножество.
№ 6, с. 14 – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а .
3. Дроби, равные натуральным числам.
№ 7, с. 14.
– Что нужно знать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
(Правильные и
(Дробная черта – это знак деления: 16 : 8 = 2 (
V. Повторение пройденного.
1. Решение задач.
№ 12, с. 15 – «Блицтурнир».
16
8 = 2) и т. д.)Самостоятельно, проверка призводится по образцу на доске.
m
n ;
а) m : n =
б) а : 17 ∙ 6;
в) b : 100 ∙ 8;
– Какие правила необходимо знать, чтобы правильно решить каждую из
г) х : 5 ∙ 12;
д) у : 24 ∙ 100.
предложенных задач?
а) Нахождение части, которую одно число составляет от другого:
Чтобы найти часть, которую одно число составляет от другого, надо
первое число разделить на второе.
б, в) Нахождение части числа:
Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число
разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.
г, д) Нахождение числа по его части:
Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить
эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби.
2. Сложение и вычитание дробей.
№ 10, с. 15 – самостоятельно.
– На какие группы можно разделить данные выражения? (Результат
которых является правильной дробью и результат которых является
неправильной дробью.)
3. Порядок действий в числовом выражении.
№ 14, с. 15.
а) Самостоятельно с самопроверкой по образцу на доске.
VI. Итог.
– Расскажите о своих открытиях сегодня на уроке.
– Какую дробь называют правильной?
– Какую дробь называют неправильной?
– Может ли правильная дробь быть больше 1?
– Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1?
– Как считаете, какая дробь больше, если одна из них правильная, а другая
неправильная?
№ 8, с. 14 – придумать дроби по заданию.
Домашнее задание: № 9, с. 14; № 14 (б), с. 15.