Цели: закреплять умение складывать и вычитать смешанные числа; составлять по рисункам примеры, решать уравнения, самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; развивать память, речь, логическое мышление, познавательный интерес.
Оборудование: «цепочки» (см. п. 2, II), таблицы, буквы (см. № 7, с. 44), «Самостоятельные и контрольные работы».
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ
Цели: закреплять умение складывать и вычитать смешанные числа;
составлять по рисункам примеры, решать уравнения, самостоятельно
анализировать и решать задачи разного вида; развивать память, речь, логическое
мышление, познавательный интерес.
О б о р у д о в а н и е : «цепочки» (см. п. 2, II), таблицы, буквы (см. № 7, с. 44),
«Самостоятельные и контрольные работы».
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел.
– Какое число записывается:
а) единицей с четырьмя последующими нулями;
б) единицей с шестью последующими нулями;
в) единицей с семью последующими нулями?
– Сравните числа. Что можете сказать?
– Охарактеризуйте каждое число.
(О б р а з е ц : 10.000 – 1 десяток тысяч или 10 единиц II класса;
1.000.000 – 1 единица миллионов, 1 единица III класса и т. д.)
– Прочитайте данные числа:
12 312 012, 7 005, 120 831 000, 90 909 009.
– Сколько единиц каждого класса в каждом из чисел?
2. Действия со смешанными числами.
– Восстановите «цепочку» вычислений:
– Чем интересны данные «цепочки» вычислений?– Запишите ответы, выделив целую часть.
– Сравните полученные результаты.
– Что можете сказать?
– Какие действия выполняли с числами?
Постановка учебной задачи: закрепить умение выполнять различные
действия со смешанными числами.
III. Повторение и закрепление изученного материала.
1. Составление примеров по рисункам.
№ 1, с 43.
а) – Проанализируйте рисунок.
– Подумайте, что он обозначает?
(Четыре овала, один из которых разделен на 4 части, так как нужно
вычесть два овала и 3 части
24
3
4
3
4
4
2
3
4
1
1
4
.)
б)
Выполните задание аналогично, проанализировав рисунок с
прямоугольниками.
2. Решение примеров.
№ 2, с. 43.
Школьники учатся находить ошибки в решении примеров, исправлять их.
№ 3, с. 43 – устные вычисления.
3. Решение уравнений.
№ 4, с. 43 (1я строчка) – с комментированием.
4. Самостоятельная работа.
«Самостоятельные и контрольные работы» с. 43–44 (10 мин).
Учитель по своему выбору предлагает учащимся обязательные для
выполнения задания, остальные – по времени.
– Удалось ли вам выполнить предложенные задания?– Были ли трудности? При выполнении каких заданий?
– Почему?
5. Решение задач.
№ 9, с. 45 – «Блицтурнир» (работа в паре).
При проверке учащиеся получают следующее:
а) а : 3 (км/ч); г) n : 2 5 (шт.);
б) в 2 + с 4 (км); д) y : (x : 3) (ч);
в) d : 3 – d : 4 (км/ч); е) а – в 3 – с (с.) или а – (в 3 + с) (с.).
6. Часть числа.
№ 10, с. 45 – с комментированием.
10:3
а)
3
10
дм;
25
б) 1 км = 1000 м, 1000
км;
56
в) 1 сут. = 24 ч, 24 60 = 1440 мин 1440
сут.;
26
г) неделя = 7 дней, 1 сут. = 24 ч 168
недели;
кг;
135
д) 1 кг = 1000 г, 2000
18
е) 1 м = 1000 мм, 5000
м.
7. Программа действий.
№ 7, с. 44 (по времени).
Групповая работа (на специально подготовленных листах).
а) Учащиеся составляют программу действий, вычисляют
« О Й К У М Е Н А » ;
б)
1
7
Г
3
7
Е
4
4
5
7
К А
1
Т
1
1
3
Е
1
2
3
Й2
2
1
6
1
1
4
8
М И Л
2
2
3
4
Е
3
1
9
Т
3
2
9
С
3
4
4
7
4
5
7
9
К И Й
4
IV. Итог.
– Проанализируйте свою работу на уроке.
– Что можете сказать?
– Какое задание вам было интересно выполнять? Почему?
– Есть ли какиелибо трудности? Попробуйте объяснить, почему они
возникли? Как их преодолеть?
– Над чем еще нужно поработать?
Домашнее задание: с. 43, № 4 (вторая строчка уравнений); с. 44, № 5 (б).