Педагогические задачи: учить решать задачи на нахождение числа по известному большему числу и разности в прямой форме; закреплять вычислительные навыки в пределах 10; познакомить с обратными задачами на разностное сравнение.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание), использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка), решать арифметические ребусы и числовые головоломки, имеют представление об обратной задаче.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: работают по предложенному учителем плану, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своих действий.
Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении.
Оборудование: схемы к задачам.
Т е м а : ЗАДАЧИ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА
Педагогические задачи: учить решать задачи на нахождение числа по
известному большему числу и разности в прямой форме; закреплять
вычислительные навыки в пределах 10; познакомить с обратными задачами на
разностное сравнение.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют находить значения выражений, содержащих одно
действие (сложение или вычитание), использовать знание таблицы сложения
однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на
уровне навыка), решать арифметические ребусы и числовые головоломки,
имеют представление об обратной задаче.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: работают по предложенному учителем плану, умеют
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки.
Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков
(существенных, несущественных).
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию,
задавать вопросы, использовать речь для регуляции своих действий.
Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; адекватно
судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении.
О б о р у д о в а н и е : схемы к задачам.
Х о д у р о к а
I. Актуализация знаний.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
– Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке? Из каких структурных
компонентов состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ.) Сегодня будем
работать с учебником на с. 52–53. Прочитайте тему урока. Что можете о ней
сказать? Начнем с работы в тетради.
– Запишите через одно числа от 1 до 10, используя римскую нумерацию.
Запишите по порядку недостающие числа. Составьте цепочку: 3 + 1 + 1 + 1 + 2 +
2 – 3.
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а .– Решите задачу, заполните схему.
Нам известно, что у Ани
Пять больших конфет в кармане,
А у брата на ладошке
Леденцов на три побольше.
Сколько держит на ладошке
Леденцов братишкакрошка?
(5 + 3 = 8 (л.).)
II. Формулирование темы урока.
– Рассмотрите схему.
– Составьте к данной схеме задачу про Аню и ее брата. Какую задачу вы бы
рассказали? Что известно и что не известно в этой задаче? (Известно большее
число и разность между меньшим и большим числом. Не известно меньшее
число.) Можете ли вы найти ответ на вопрос задачи? Может, учебник нам
поможет?
III. «Открытие» нового знания (з а д а н и я 1–3 на с. 52).
– Сколько треугольников на рисунке Кати (задание 1)? А кругов меньше или
больше? На сколько? Кругов на 2 меньше, чем треугольников. Прочитайте, как
подругому можно сказать про количество кругов? (Столько же без двух.) Как
найти количество кругов, зная количество треугольников и разность между
количеством треугольников и кругов? (Из количества треугольников надо
вычесть разность.) Как это записать выражением? (6 – 2.) Чему равен
результат? (4.) Мы получили число, которое на 2 меньше, чем заданное.
– Какие отрезки начертил Петя (задание 2)? Какова длина первого отрезка?
(6.) Какова длина второго отрезка? (4.) Что можете сказать о втором отрезке?
(Он на 2 единицы короче.) Что можем сказать о первом отрезке? Из каких
частей он состоит? (Состоит из двух частей: одна часть равна длине второгоотрезка, вторая часть равна разности между первым и вторым отрезком.)
Значит: нам известна длина большего отрезка (целое) и часть (разность.) Можем
ли мы найти часть, равную длине меньшего отрезка? Как это сделать? Запишите
выражение. (На доске записывают выражение: 6 – 2 = 4.)
– Прочитайте текст задачи (задание 3). О чем говорится в задаче? (О марках.)
У кого были марки? (У Кати и Пети.) Что известно в задаче? (Количество
марок у Кати – 5.) Что неизвестно в задаче? (Количество марок у Пети.)
Соотнесем величины. Обозначим вопрос задачи.
– Посмотрите на рисунок к задаче. Повторите еще раз условие по рисунку.
Задайте вопрос. Запишем условие задачи при помощи схемы. Сравните нашу
схему со схемой в учебнике:
– Расскажите по схеме, что известно в задаче, а что надо найти. (Известно
целое и разность между целым и частью. Надо найти часть.) Каким
действием находим часть? Запишите выражение. (5 – 2 = 3.) Проверьте свою
запись по учебнику. Ответьте на вопрос: сколько марок у Пети? Запишите ответ.
БРАТЬЯЛЕНИВЦЫ
Спят в избушке пятеро братьев. (Ладонь лежит на столе.)
Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень.
(Большой палец тянется вверх. Остальные плотно лежат на столе.
Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на
стол.)Братуказка проснулся, потянулся. (Вверх тянется указательный палец.)
Стал будить братасерёдку: «Вставай, серёдка, утро на дворе!» А сам в
кровать! (Указательный палец постукивает по среднему и ложится на стол.)
Потянулся братсерёдка, поглядел. И впрямь вставать пора! (Поднимается
средний палец.)
Разбудил братцабезымянку: «Нука, брат, поднимай семью!» А сам досыпать
улегся. (Стучит по безымянному и ложится на стол.)
Трудней всех братцуленивцу вставать, трудней всех потянуться.
(Безымянный палец с усилием тянется вверх.)
Будит он брата младшего: «Мизинчик, подними всех!» (Безымянный
постукивает по мизинчику и ложится на стол.)
Проснулся мизинчик, потянулся... (Мизинец тянется вверх.)
…Да как закричит: «Вставайте, братцы! Пора за дело браться!» (Мизинец в
такт словам барабанит по столу.)
Разбудил брата четвертого, самого ленивого. А сам под одеяло. (Мизинец
ложится на стол.)
Тут все братья и проснулись. (Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь,
ладонь прижата к столу.)
IV. Первичное закрепление (з а д а н и е 4 на с. 53).
– Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? (Об утках и курах.) Как
одним словом назвать уток и кур? (Птицы.) Выпишите, что в задаче известно.
(Количество уток – 10 птиц.) Что в задаче не известно? (Количество кур.)
– Чему удивились? (К слову «Макар» не идет ни одна стрелочка.) Нужна ли
нам в задаче эта величина? (Нет.) Эта величина лишняя, зачеркнем ее. Нарисуем
условный рисунок к задаче.
– Расскажите условие по рисунку, задайте вопрос. Заполним схему в
учебнике. Что обозначает короткий отрезок? (Количество кур.) Что можемнаписать в окошко? Что обозначает длинный отрезок? (Количество уток.) Что
можем написать в окошко? Что еще можем записать? (Разницу между
количеством кур и количеством уток.) Что известно? (Целое и часть.) Что
надо найти? (Вторую часть.) Каким действием находим часть? Запишите
выражение и ответ в тетрадь. Проверьте себя.
Запись на доске: 10 – 2 = 8 (пт.)
V. Самостоятельная работа (з а д а н и я 5–7 на с. 53).
– Посмотрите на схему, составьте задачу (задание 5). (Проговаривают
составленную задачу, самостоятельно анализируют и записывают
выражение и ответ.)
Должны получиться слова (задание 6):
ГОРОД ОГОРОД
VI. Итог урока.
– Что мы изучали сегодня на уроке? Каким действием решаем задачи на
уменьшение числа?