Цели: знать определение градуса; различать угол и его величину; уметь выражать в градусной мере величину прямого угла, острого и тупого; иметь представление, что градусные меры можно складывать и вычитать; закреплять умения сравнивать дробные и смешанные числа, анализировать и решать задачи разного вида, устанавливать порядок действий в выражении, чертить углы заданного вида; развивать графические навыки, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, память, логическое мышление.
Оборудование: углы (п. 2, II).
УГЛОВОЙ ГРАДУС
Цели: знать определение градуса; различать угол и его величину; уметь
выражать в градусной мере величину прямого угла, острого и тупого; иметь
представление, что градусные меры можно складывать и вычитать; закреплять
умения сравнивать дробные и смешанные числа, анализировать и решать задачи
разного вида, устанавливать порядок действий в выражении, чертить углы
заданного вида; развивать графические навыки, навыки устных и письменных
вычислений, самоконтроля и самоанализа, память, логическое мышление.
О б о р у д о в а н и е : углы (п. 2, II).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Математический диктант.
1) Напишите число, в котором 405 единиц второго класса и 9 единиц
первого класса.
2) Запишите число, в котором 5 единиц VI разряда и 4 единицы II разряда.
3) Запишите цифрами число сорок пять тысяч шесть.
4) Запишите число, в котором 7 единиц второго класса.
5) Выразите в более крупных мерах: 80 мм, 900 мм, 760 мм.
6) Умножьте 82 на 7, разделите на 2 и уменьшите на 240.
7) 5000 г, 7000 г, 3000 г. Сколько это килограммов?
8) Найдите произведение чисел 8 и 410.
9) Какое число больше 16 в 40 раз?
10) Бегун пробежал 1 км за 4 мин. Какое расстояние с такой же скоростью
он пробежит за 9 мин?
11) Уменьшите 378 в 9 раз, 744 в 8 раз.
12) Задумали число, увеличили его в 15 раз, разделили на 7 и получили 30.
Какое число задумали?
13) Расстояние между двумя городами 520 км. Одновременно из этих
городов навстречу друг другу вышли два поезда, один со скоростью 70 км/ч,
другой 60 км/ч. Через сколько часов они встретились?
В з а и м о п р о в е р к а. Обсуждение спорных вопросов.
2. Виды углов.
Какие углы вы видите на чертеже? Как вы их различаете между собой?
Как можно измерить каждый из них? (Проблема!)
Постановка учебной задачи: ввести мерку для измерения углов без
использования модели другого угла.
III. Открытие нового.
Угловой градус.
С. 13 – в «рамочке» теоретический материал.
Что узнали нового?
1
Самой распространенной меркой для измерения величины угла является 90
часть прямого угла градус. Обозначается 1°.
В соответствии с градусной мерой угла существует классификация углов:
90° прямой угол;
меньше 90° острый угол;
больше 90° тупой угол;
90° 2 развернутый угол. (Открытие!)
При сложении углов их градусные меры складываются, при вычитании
вычитаются.
IV. Первичное закрепление.
1. Градусные меры углов.
№ 1, с. 13.
верные высказывания:
угол в 56° острый
угол в 90° прямой
угол в 3° острый
угол в 138° тупой
О т в е т : КАИР.
№ 3, с. 14.
Чертежи углов разного вида.
№ 2, с. 14.
2. Сложение и вычитание углов.
№ 5, с. 14.По образцу:
а) ВАС = ВАD + DAE + EAC = 28° + 28° + 16° = 72°;
б) ВАС = DAC DAB = 90° 45° = 45°;
в) BAC = DAC DAB = 180° 42° = 138°;
г) DAM = BAC = 37°;
д) BAC = EAB EAD DAC = 180° 19° 90° = 71°;
е) BAC = MAK MAB CAK = 180° 30° 24° = 126°.
Луч АВ на чертеже (б) является биссектрисой, так как делит угол DАC
пополам.
3. Практическая работа.
№ 6, с. 15 самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач.
№ 11, с. 16 самостоятельно.
П р о в е р к а:
а) 48 : 4 7 = 84 (морковок);
б) 240 : 12 100 = 2000 (монет);
9
9
4
9
(ябл.);
5
в) 5 : 18 = 18
4
г) 1) 4 : 9 = 9
(л) съел,
5
9
(л) осталось;
2)
д) 20 : 5 3 = 12 (л).
2. Сравнение дробей и смешанных чисел.
№ 9, с. 15 с комментированием.
3. Вычисления.
№ 10, с. 15.
Учащиеся повторяют понятия «прямые» и «обратные операции».
4. Порядок действий, программа вычислений.
№ 13, с. 16.VI. Итог.
Прокомментируйте свое открытие на уроке.
Что можете сказать?
Что такое градус?
Как его обозначают?
Сколько градусов содержит прямой угол?
Какой угол называют острым?
Какой угол называют тупым?
Сколько градусов содержит развернутый угол?
Домашнее задание: № 7, с. 15; № 13 (б), с. 16.