Цели: уметь решать задачи на части (с неправильными частями), различать данные задачи; развивать умение анализировать и решать задачи разного вида, сравнивать дроби, находить корень уравнений, выполнять проверку, устанавливать порядок действий в выражении с дробями, с натуральными числами; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки самоанализа, вычислительные навыки.
ЗАДАЧИ НА ЧАСТИ
Ц е л и : уметь решать задачи на части (с неправильными частями), различать
данные задачи; развивать умение анализировать и решать задачи разного вида,
сравнивать дроби, находить корень уравнений, выполнять проверку,
устанавливать порядок действий в выражении с дробями, с натуральными
числами; развивать речь, память, внимание, логическое мышление, навыки
самоанализа, вычислительные навыки.
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устные вычисления.
– Вычислите устно:
136 : 17
117 : 13
108 : 18
144 : 18
162 : 18
114 : 19
2. Порядок действий в выражении.
– Расставьте скобки так, чтобы выполнялись равенства:
80 : 8 – 3 ∙ 2 = 14
80 : 8 – 3 ∙ 2 = 32
80 : 8 – 3 ∙ 2 = 40
3. Решение задач.
– Решите данные задачи:
1) Из 10 книг, которые запланировал прочитать Ваня, он одолел 6. Какую
(80 : 8 – 3) ∙ 2 = 14
=> 80 : (8 – 3) ∙ 2 = 32
80 : (8 – 3 ∙ 2) = 40)
часть книг прочитал мальчик?
2) Автомобиль должен проехать 480 км. За первый период времени машина
2
проехала 3
данного пути. Сколько километров уже преодолел автомобиль?3) Ребятам нужно очистить от снега спортивную площадку. За первый час
2
работы они очистили 5
территорию нужно очистить ребятам?
всей площадки, это 200 м2. Какую по площади
– Что можете сказать?
(Это задачи на нахождение части числа, числа по его части и части,
которую одно число составляет от другого.)
– Какие дроби присутствуют в условии задач, в их решении? (Правильные
дроби.)
– Как вы думаете, а могли бы в подобных задачах использоваться
неправильные дроби?
(Предположения учащихся => Проблема!)
=> Постановка учебных задач: узнать, могут ли быть задачи, в которых есть
неправильные дроби, что они могут обозначать.
III. Открытие нового.
Задачи на части.
– Приведите пример неправильной дроби. Чем она отличается от правильной?
(Неправильная дробь та, у которой числитель равен знаменателю или больше
него.)
– Как думаете, что в задаче может обозначать неправильная дробь?
№ 1, с. 19 учебника.
– Как начертить отрезок? (Нужно разделить отрезок АВ на две равные
части. Одна часть отрезка равна 2 см, отрезок КМ должен включать три
такие части, то есть равен 6 см. Вычисления: 4 : 2 ∙ 3 = 6 (см).)
– Почему длина отрезка КМ больше длины отрезка АВ? (Содержит больше
долей, чем целое.)
– Что можете сказать? (В задаче есть неправильная дробь.)
– Как решается задача с неправильной дробью?
С. 19 – виды задач, запись решения в общем виде.
– Чем помогут схемы, приведенные в учебнике? (С помощью схемы можно
увидеть, что неизвестно в задаче и какое решение выбрать.)
IV. Первичное закрепление.
Решение задач на части разного вида.
№ 2, с. 20 – устно.
– Проанализируйте задачу, используя схему.– Что можете сказать? (Нужно найти часть от числа, значит, 300 : 100 ∙ 20
= 60 (с.); 300 + 60 = 360 (с.).)
№ 3, с. 20 – устно.
– Что отметили, проанализировав текст и схему задачи? (Данная задача
отличается от предыдущей тем, что здесь нужно найти число по его части,
значит: 48 : 8 ∙ 7 = 42 (п.).)
№ 4, с. 20 – устно (аналогично).
(Какую часть одно число составляет от другого, значит: 150 : 100 =
– это 150 %.)
150
100
– Обобщите все вышесказанное.
(Задачи с неправильными частями
решаются по тем же правилам, что и задачи с правильными частями. В
данных задачах неправильная часть больше целого, то есть содержит
больше долей, чем в целом.)
№ 5, с. 20 – самостоятельно.
– Заполните схему задачи.
– Решите самостоятельно.
П р о в е р к а :
– Какой ответ получился в задаче? Докажите.
Учащиеся предлагают схему и решение задачи:
1) 620 : 5 ∙ 6 = 744 (к.) – удалось положить Чебурашке.
2) 744 – 620 = 124 (к.).
О т в е т : перевыполнил задание на 124 кирпича.
V. Повторение пройденного.
1. Решение уравнений.
№ 8 (б), с. 21 – с комментированием.
2. Сравнение дробей.
№ 9, с. 21.
– Что важно помнить при сравнении дробей?(Правила сравнения дробей:
из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у
которой числитель больше;
из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой
знаменатель меньше.)
3. Действия с дробями.
№ 10, с. 21.
– Что можете сказать? (Нужно выполнить действия с дробями, определив
порядок действий.)
– Расставьте порядок действий. Что отметили? Почему именно так?
(Заметили, что правила расстановки порядка действий с дробями такие
же, что и при выполнении действий с натуральными числами.)
Решают с комментированием.
4. Порядок действий в выражении.
№ 11, с. 21.
(На выбор любой или по вариантам с последующей взаимопроверкой.)
VI. Итог.
– Какую проблему определили в начале урока?
– Удалось ли ее решить? Каким образом?
– К какому выводу пришли? Прокомментируйте.
Домашнее задание: № 6, № 8 (а) на с. 21.