Цели: получить представление о числовом луче, выявить его отличия от луча – геометрической фигуры; уметь отмечать на луче точку, соответствующую заданному числу, называть число, соответствующее заданной точке, выбирать при построении числового луча единичный отрезок; закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи, находить корень уравнения, нумерацию многозначных чисел; развивать навыки устных и письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, логическое мышление, речь, внимание, память.
Оборудование: модели геометрических фигур (п. 3, II), модели числовых лучей (п. 3, II; п. 1, III), таблички-термины (п. 1, III), модели таблиц задач (№ 10, с. 59; № 11, с. 60), кроссворд (№ 16, с. 60).
ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ
Цели: получить представление о числовом луче, выявить его отличия от
луча – геометрической фигуры; уметь отмечать на луче точку,
соответствующую заданному числу, называть число, соответствующее
заданной точке, выбирать при построении числового луча единичный отрезок;
закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи, находить
корень уравнения, нумерацию многозначных чисел; развивать навыки устных и
письменных вычислений, самоконтроля и самоанализа, логическое мышление,
речь, внимание, память.
О б о р у д о в а н и е : модели геометрических фигур (п. 3, II), модели
числовых лучей (п. 3, II; п. 1, III), табличкитермины (п. 1, III), модели таблиц
задач (№ 10, с. 59; № 11, с. 60), кроссворд (№ 16, с. 60).
Х о д у р о к а
I. Организационное начало.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Нумерация многозначных чисел. Числовой ряд.
– Прочитайте числа:
999, 1010, 1100, 10 000, 30 000.
– Для каждого из них назовите предыдущее и последующее при счете.
– Сколько единиц каждого разряда и каждого класса в числах: 483 032,
40 591 044?
– Установите закономерность. Продолжите каждый ряд:
5601, 5602, 5603, 5604, ...
3 500 009, 3 500 010, 3 500 011, ...
45 100 000, 45 200 000, 45 300 000, ...
2. Решение задач.
– Укажите решение каждой задачи:
1) В одном куске 111 м проволоки. Во втором куске
первом куске. Сколько метров проволоки в двух кусках?
(111 + (111 : 3 ∙ 1) = 148 (м).)
1
3 часть того, что в
2) Человек спит
спит человек?
1
3 часть суток. В неделе 7 суток. Сколько часов в неделю
(24 : 3 ∙ 7 = 56 (ч).)
3) Игорь гулял 2 часа. В футбол он играл
времени Игорь играл в футбол?
4
5 этого времени. Сколько(120 : 5 ∙ 4 = 96 (мин) или 1 ч 36 мин.)
3. Геометрические фигуры.
– Рассмотрите внимательно чертежи.
– Что можете сказать?
(Это геометрические фигуры.)
– Какую фигуру можно назвать «лишней»? Почему?
(На чертеже изображены луч, прямые и отрезки. В данном случае
«лишняя» фигура – луч. Так как отрезков – 2, прямых – 2, а луч – один.)
– Чем интересна данная фигура?
(Луч – часть прямой линии, которая имеет начало, но не имеет
конца.)
– Рассмотрите чертеж. Что можете сказать?
– Это луч? Как же назвать данное изображение?
(Эти изображения нельзя назвать просто лучами, так как на них
есть мерки.) (Проблема!)
Постановка учебной задачи: дать название новому изображению.
Определить его назначение.
III. Открытие нового.
1. Числовой луч.
– Что изображено на чертеже? Проанализируйте еще раз.
(Луч, на котором отмечено начало и точка 0, на некотором
расстоянии находится следующая точка 1. Очень похожи на шкалы с
разными мерками.)
– Подумайте, можно ли отметить дальше числа по порядку?
Это изображение – ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ. (Открытие!)
– Продолжите каждый ряд. Что получилось?
– Подумайте, что важно учесть?
(Важно учесть выбранный единичный отрезок.)В ы в о д : числовой луч – наглядное изображение числового ряда.
Выбранный отрезок (мерка) на числовом луче – ЕДИНИЧНЫЙ ОТРЕЗОК.
(Открытие!)
С. 57 – в «рамочке» – подтверждение полученного вывода.
– Что еще интересного вы узнали?
В ы в о д : с помощью числового луча можно сравнивать числа.
Из двух чисел меньше то, которое расположено на числовом луче
левее, и больше то, которое расположено правее.
С помощью числового луча числа можно прибавлять и вычитать.
2. Отличие числового луча.
– Чем отличается шкала числового луча от шкалы линейки?
(Предположения учащихся: числовой луч – бесконечная шкала. На
числовом луче можно изобразить любое число.)
№ 1, с. 58.
– Проанализируйте каждый чертеж.
– Какие ошибки заметили? Обоснуйте свое мнение.
( а) пропущено число 4;
б) числа должны стоять строго под своими отметками
(штрихами);
в) обязательно должно быть отмечено начало числового луча в
точке 0;
г) на числовом луче должны быть отложены равные отрезки.)
3. Построение числового луча.
№ 2, с. 58 – с комментированием.
– Как построить числовой луч?
(Учащиеся предлагают алгоритм:
1. Поставить точку, провести вправо луч.
2. У начальной точки луча поставить 0.
3. Выбрать единичный отрезок и отложить его вправо от нулевой
точки.
4. Найти место для чисел в соответствии с единичным отрезком.)
– Что напоминает данный алгоритм?
(Ранее мы использовали числовой отрезок. Он отличается тем, что
ограничен, а числовой луч – бесконечен.)
а) – с показом у доски.
б), в) – самостоятельно.№ 5, с. 58 проверка по образцу на доске (смешанные числа на числовом
луче).
IV. Первичное закрепление.
1. Сравнение с помощью числового луча.
№ 8, с. 59.
Учащиеся, анализируя числовые лучи, приходят к в ы в о д у :
а) x < y, так как на числовом луче расположен левее;
y > x, так как на числовом луче расположен правее.
б) х = у, у = х, так как на числовом луче расположены в одной точке.
2. Сложение и вычитание на числовом луче.
№ 9, с. 59.
а), б) – с комментированием.
Остальные самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а. Обсуждение спорных моментов.
V. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач.
№ 10, с. 59 – с комментированием.
б) заполните таблицу:
1
17
17
85
2
34
34
68
0
0
0
102
3
t, ч
51
S, км
51
d, км
51
D, км
S = v ∙ t, d = S, D = 102 – d.
№ 11, с. 60 – самостоятельный анализ и решение. Запись условия задачи в
t
v ? t
v ? t
4
68
68
34
5
85
85
17
6
102 – v ? t
таблицу:
v
По реке
По озеру
24 км/ч
24 – 4 (км/ч)
S
t
2 ч
3 ч
1) 24 – 4 = 20 (км/ч) – скорость движения катера по озеру;
2) 24 ∙ 2 = 48 (км) – катер проплыл по реке;
3) 20 ∙ 3 = 60 (км) – катер проплыл по озеру;
4) 48 – 60 = 108 (км).
О т в е т : всего катер проплыл 108 км.2. Числовой кроссворд.
№ 16, с. 60.
П о г о р и з о н т а л и : П о в е р т и к а л и :
а) 74 088;
б) 204;
в) 604;
г) 25;
д) 340;
е) 76;
ж) 869;
з) 125.
б) 258;
к) 57;
л) 42 439;
м) 90;
н) 83 601;
п) 48;
р) 475.
3. Решение уравнений.
№ 13, с. 60 (по времени).
VI. Итог.
– Что нового вы узнали на уроке, открыли для себя?
– Что важно запомнить?
– Расскажите алгоритм построения числового луча.
Домашнее задание: с. 59, № 6; с. 60, № 11 (задание).